«Я могу дарить людям радость!» Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию.


Программа по нравственно — эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы

09 Июля 2012

Пояснительная записка

Программа «Этика и эстетика» предназначена для учащихся 5 -6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные учащихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.

Главное в работе по данной программе – три основных направления:

  1. Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
  2. На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
  3. Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.

Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

Структура программы

Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.

Цель программы

  • Воспитание нравственно — этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
  • способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
  • создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
  • создание высокого уровня эстетических потребностей;
  • коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
  • привлечение детей к эмоциональному миру человека;
  • коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
  • различать эмоции и определять состояние;
  • адекватно выражать своё состояние в данный момент;
  • формирую у детей уверенность, убеждённость в праве на данную эмоцию;
  • развиваю коммуникативные навыки;
  • формирую у школьников этическую, эстетическую культуру.

Задачи программы

  1. Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
  2. Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  3. Развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
  4. Расширять представления детей о морально — этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
  5. Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
  6. Нравственное просвещение младших школьников.
  7. Формирование нравственных представлений.
  8. Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
  9. Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
  10. Развитие коммуникативных навыков;
  11. Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве.

Методы достижения поставленной цели

  1. Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
  2. Конкурсы, диалога, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
  3. Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
  4. Посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест.
  5. Практикумы, игры по этикету.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 2 года, по 2 занятия в неделю, имеет 3 направления и содержит по 4 раздела на каждый год обучения.

Содержание программы

5 класс

Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения.

Первый раздел «Какие дары дала человеку природа».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
1 Какой Я, какие другие. Знакомство.
2 Мир, в котором мы живем. 1
3 .Мой ум. 1
4 Твои добрые дела: как ты помогаешь природе. 1
5 Итоговое. Обобщение. 1

Второй раздел. «Я и другие».

№ Занятия Тема занятия Кол-во часов
6 Как вести себя друг с другом. 1
7 О заботливом отношении к людям. 1
8 Что такое доброта? 1
9 Что делать, если ты поссорился с другом. 1
10 Итоговое. Обобщение. 1

Третий раздел. «Чтобы душа была здорова».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
11 Спеши делать добро. 1
12 Доброе слово, что ясный день. 1
13 Чем сердиться, лучше помириться. 1
14 Итоговое. Обобщение 1

Четвертый раздел. «Гармония мира и души».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
15 Красота природы и души. 1
16 Беречь природу чтобы быть здоровым. 1
17 Моё настроение 1
18 Итоговое. Обобщение. 1

6 класс

Цель: Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми — лживость, предательство, высокомерие, грубость.

Первый раздел. «Этика общения».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
1 Доброта, что солнце. 1
2 Вежливость на каждый день. 1
3 Когда идёшь по улице. 1
4 Скромность украшает человека. 1

Второй раздел. «Этикет».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
5 Простые правила этикета. 1
6 Повседневный этикет. 1
7 Весёлые правила хорошего тона. 1
8 Ты пришёл в театр. 1
9 Путешествие в страну этикета. 1

Третий раздел «Этика отношений к окружающему».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
10 Я могу быть волшебником. 1
11 Маленькое дело лучше большого безделья. 1
12 Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. 1
13 Люби всё живое. 1
14 Я люблю маму милую свою. 1

Четвертый раздел «Этика отношений в коллективе».

№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
15 Если радость на всех одна. 1
16 Мой класс – мои друзья. 1
17 Самолюб — никому не люб. 1
18 О дружбе мальчиков и девочек. 1
19 Итоговое. Подарок коллективу. 1

Предполагаемый результат

  1. Повышение уровня самосознания.
  2. Развитие эмоционально-волевых свойств.
  3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
  4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
  5. Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
  6. Развитие коммуникативных навыков.
  7. Развитие творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

  • О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  • О стремлении к самосовершенствованию.
  • О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Заниматься самовоспитанием.

Используемая литература

  1. Художественная литература афоризмы, поэзия.
  2. Научно — популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
  3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  4. Книги и брошюры по этикету.
  5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.

Автор материала: Замула Анжелика Юрьевна

Поделиться с друзьями

Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой Признание рождается тогда, когда привносится ценность

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Задания по теме: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Вопросы и задания по теме.

  1. Что понимается под художественно-эстетическим развитием, художественным творчеством?

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Художественное творчество – это вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического.

2. Используя электронные библиотечные фонды, материалы периодической печати, проанализируйте исследования в области художественно-эстетического развития дошкольников. Заполните таблицу:

Фамилия, имя, отчество исследователя

Направления

исследований

Позиция ученого, научные взгляды Предложенные методики и педагогические технологии
Е. А. Флерина Обучение на занятиях Оказала прямую связь между обучением и детским творчеством, доказала, что творчество дошкольников не спонтанный, а педагогически обусловленный процесс; разработала программу обучения детей изобразительной деятельности. Важное место Е. А. Флерина отводила игровым методам и приемам обучения («дождь идет», «пишу письмо», «мотаем клубки» и др.), а также искусству, утверждая, что искусство показывает ребенку мир во всем его многообразии, обогащает новыми впечатлениями и представлениями.
Н.А. Ветлугина Обучение на занятиях;

включение разных видов творческих заданий

Разработала содержание, методы, формы, музыкального воспитания в детском саду; выделила этапы развития музыкального творчества у детей: 1) развитие чувства лада; 2) усвоение ладовой структуры; 3) осознание мажора и минора. Она разработала комплекс творческих заданий на занятиях с целью развития творчества у детей; предложила понятие «самостоятельная музыкальная деятельность» (возникновение художественного замысла, реализация замысла, самоконтроль, выражающийся в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития деятельности).
Т. С. Комарова Детское изобразительное творчество Организация разных видов занятий — комплексное, тематическое, интегрированное, доминантное и др.

Погружение детей в игровую ситуацию при создании образа в рисунке, лепке и т.д.

Предложила разноаспектную методику обучения дошкольников изобразительной деятельности, показала важную роль прикладного искусства и музыки в организации занятий рисованием и др.
Т. Г. Казакова Включение разных видов творческих заданий

Организация разных видов занятий — комплексное, тематическое, интегрированное, доминантное и др.

погружение детей в игровую ситуацию при создании образа в рисунке, лепке и т.д.

Основная цель ее методики — приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок» подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями — сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов — декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм).

При ознакомлении с разными видами изобразительного искусства главное внимание обращается на передачу художником настроения, по методике Т.Г. Казаковой, (печали, спокойствия, тревоги, радости, грусти). Детей учат видеть и понимать, как этого добивается художник. Принцип тематизма является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая.

На занятиях по рисованию основная задача— учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Н. П. Сакулина Формирование обобщенных представлений у дошкольников в процессе изобразительной деятельности Одной из первых она раскрыла понятие «художественная деятельность дошкольников», показала связь такой деятельности с умственным и нравственным воспитанием детей. Обосновала содержание и методы эстетического воспитания дошкольников; разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы но формированию изобразительной деятельности.

4. Проанализируйте периодическую печать за последние два года по проблемам художественно-эстетического развития детей, развития детского творчества. Составьте картотеку.

Художественно-эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью формирования духовного мира, нравственного облика, художественных способностей, творческого мышления современного человека, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества. Оно способствует формированию личности, развитию эстетических потребностей, вкусов, взглядов, отношений к окружающей действительности и миру искусства. Оно дарит счастье владения языком искусства, красоты, художественного творчества.

Сегодня перед педагогами стоят актуальные задачи художественно эстетического воспитания:

— формирование художественно-эстетической культуры, сознания и мировосприятия;

— развитие эстетических чувств и способности чувственно воспринимать, переживать, выражать свое отношение к окружающему;

— развитие основ художественно-эстетических потребностей детей;

— освоение моделей культурных операций по отношению к художественно-эстетическим объектам, социальным и природным, передаче знаний, ценностных ориентаций традиционного и актуального характера;

— активизация творческого отношения к миру, к себе;

— накопление опыта художественной, творческой деятельности.

Сегодня в области художественно-эстетического воспитания появилось много нового, позитивного. Большой выбор разнообразных дидактических, демонстрационных, художественных материалов, инструментов, источников информации итд.

Однако, немало и проблем в области художественно-эстетического воспитания, многие из них не новы, не обращать на них внимания нельзя:

  • в практике ДОУ задачи эстетического воспитания рассматриваются как вторичные;
  • эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и востребованы;
  • приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в семье в повседневной жизни дошкольного учреждения;
  • современные художественные материалы в массовом дошкольном учреждении применяются редко и не всегда они достойного качества;
  • тематика образовательной деятельности художественные технологии методы и приемы используются нередко однообразные;
  • многие воспитатели чрезмерно увлекаются нетрадиционными приемами изображения, забывая о том, что традиции первичны;
  • специальная литература, Интернет-ресурсы допускают неточности, ряд материалов не учитывает возрастные особенности и возможности детей
  • особенно тревожит, что живой показ последовательности выполнения художественной работы, демонстрация произведений искусства заменяются виртуальными технологиями, иллюстративным рядом;
  • неоднозначно положение педагогов дополнительного образования, сокращаются изостудии;
  • низкое качество и уровень массовой культуры

Проблемные вопросы для обсуждения.

  1. Обучение творчеству: возможно ли это? За и против.

Существуют люди, у которых «творческий дар», поэтому многие думают, что они не могут заниматься творчеством. Но я считаю, что это не так. Я считаю, что творчеству можно обучиться.

Если рассматривать литературу, живопись, музыку, то там найдется большое количество примеров выдающихся людей, которые обучались этому. В наше время существует множество курсов, кружков и секций, в которых обучают с нуля. Также в мире искусства большое количество примеров художников – самоучек, поэтому, если человек хочет обучаться творчеству, то у него всё получится. А в помощь ему –курсы и информация, которая сейчас в свободном доступе.

  1. Доступно ли искусство дошкольникам? За и против.

Педагоги со всего света уверены, что искусство и ремесла для детей от 3-х до 8-и лет — это самый важный способ помочь им расти, развиваться и формировать свою личность. Конечно, дети не смогут понять всю глубину многих произведений, даже не каждый взрослых способен на это, но знакомить их с искусством – это обязательная часть воспитания детей.

6 важных областей развития ребенка, с которыми обязательно помогут занятия творчеством.

  1. Моторные навыки Манипулируя любыми художественными материалами, дети развивают навыки мелкой моторики. Навыки двусторонней координации улучшаются, когда дошкольник или школьник еще и пробуют использовать обе руки одновременно. Здесь вам помогут необычные способы рисования: пальцами, ладонями. 2. Грамотность Грамотность детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере декоративно-прикладного искусства охватывает широкий спектр областей: от разговорной речи и чтения до аудирования и понимания. Когда дети занимаются рисованием, они рассказывают о своей работе, учатся аргументировать и подбирать слова. Спросите у ребенка, почему он выбрал именно эту форму и эти цвета, — он вряд ли ответит «Не знаю», так как собственное творчество для него ценно и осознанно. 3. Математические понятия Базовые математические представления и навыки обыкновенно не включают в круг искусства и ремесел. Зря, так как они часто используются и оказывают положительное влияние на развитие логики и математических навыков, особенно у детей дошкольного возраста. Дети, изучая картины и творя их самостоятельно, узнают и учатся воспроизводить различные формы, подсчитывают и сортируют свои художественные принадлежности, даже изменяют длину и размеры художественных материалов и предметов, которые они планируют изобразить «с натуры». 4. Творчество

Искусство позволяет детям творить, что важно на протяжении всей их жизни. Делая что-то свое, имея возможность подойти к решению проблемы творчески, мы допускаем и приветствуем самовыражение. В творчестве дети учатся выражать свои чувства и, что еще важнее, справляться с ними. «Нарисуй свою обиду», «Расскажи, какого цвета радость?», «А покажи, какая фигура выражает огорчение?» — все эти приемы есть в запасе у педагога-психолога. Творчество также способствует умственному росту детей, предоставляя возможности опробовать новые идеи, новые способы мышления и решения задач и проблем. 5. Самоуважение Любая деятельность в области искусств и ремесел дает ребенку возможность увидеть и прочувствовать свои достижения, гордиться своей работой. Это чувство причастности, важности и гордости создает необходимую для дошкольника и младшего школьника уверенность. 6. Человеческие взаимоотношения Давайте закончим тем, что дети просто любят проводить время со своими родителями и с педагогами, когда те делают что-то вместе с ними, а не просто указывают, как и что необходимо совершить. В этом случае идеальным примером совместной и полезной работы становится декоративно-прикладное искусство. Вы проводите вместе время, вы общаетесь, вы обсуждаете картины, развивая детское и свое собственное мышление и фантазию, и в то же время вы создаете воспоминания, которые останутся на всю жизнь. Пока вы творите, вы можете обсудить любые темы или идеи, поговорить о том, что делаете, о том, что чувствуете. В качестве дополнительного бонуса для всех, кто уже видеть не может гаджет в руках ребенка, — в картинной галерее на него нет времени отвлекаться, а кисточки в руках просто не оставляют свободного места!

3. Обоснуйте выбор приоритетных методов в приобщении детей к искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа направлена на приобщение детей к изобразительному творчеству, развитие эстетического вкуса у дошкольника, на видение прекрасного. Ведущим методам для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях можно встретить мини-музеи, в частности музеи «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Занятия по приобщению детей к прекрасному могут организоваться в данной среде. Так же развиваются творческие способности детей при знакомстве с различными видами искусства[12].

При использовании данных методов важно, чтобы воспитатель показывал свои чувства детям, свое отношение.

Например, тема «Поход в зоопарк», чтобы творчески ее изобразить, нужно с детьми сходить в зоопарк, далее провести беседу о том, что они там видели и что им больше всего понравилось, зачастую, дети с удовольствием делятся своими эмоциями и впечатлениями от похода в зоопарк, а затем на занятии по изодеятельности, создавая свои работы, проявляют творчество, — лепят, рисуют и т.д.

Формирование навыков художественной деятельности – вторая группа задач. Для решения этих задач, требуются практические методы: упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые могли бы поддерживать желание у детей создавать «произведения искусства» своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), давать детям возможность участвовать в разных видах художественной деятельности. Для этого очень полезны творческие задания.

Так, например, по теме «Поход в зоопарк» детям можно предложить слепить или нарисовать животного, которого они не видели в зоопарке, и дать ему имя.

Воспитателю, когда он готовит занятие, нужно все обдумывать так, чтобы обучение изображению было творческим, не порождало клише и не лишало детей возможности творчески самостоятельно изображать что-либо.

Формы организации эстетического воспитания в творческой деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т.д. Особое внимание следует уделить интегрированным занятиям, в которых развивающие задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью интегрированных занятий является объединение различных видов деятельности в одном занятии. При этом ведущим может быть художественная деятельность. Например, интеграция таких образовательных областей как чтение художественно литературы и художественное творчество, когда ребенку предлагают нарисовать то, о чем только что прочитали, изобразить ситуацию, которая сложилась у героев книги[13].

Образовательный процесс должен строиться в зависимости от возраста детей, учитывая их ведущую деятельность в дошкольном возрасте – игровую.

Формы организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие».

Задания.

  1. Определите возможности и потенциал использования синтеза искусств и интеграции видов изобразительной деятельности.

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, являются интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной 3 основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Восприятие музыки для детей происходит в интересной и более доступной для них форме.

музыка + изобразительное искусство (образы становятся визуальными)

музыка + художественное слово («расшифровывается» музыкальный образ)

В интегрированные занятия могут быть включены элементы логоритмики. Логоритмика — интеграция слова, движения, музыки. В результате логоритмических упражнений реализуются следующие задачи: расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие творческой фантазии и воображения.

Например: СНЕГ

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)

А под снегом спит медведь. (ладошки под щечку)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком) Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве.

Интегрированные занятия способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, формированию у них художественно-творческих способностей и одаренности, обогащают знания детей об окружающем мире, способствуют развитию творческого мышления, формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

2. Конкретизируйте одно из требований к отбору литературных текстов для детей разных возрастных групп.

Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется ряд требований и к произведениям устного народного творчества: высокая художественная ценность; идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей); знакомые персонажи; ярко-выраженные черты героя; понятные мотивы поступков; небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей; доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе

Практические задания.

1. Составьте репертуарный план с указанием не менее 5 произведений разных видов искусства и жанров, которые могут быть использованы в работе с детьми определенной возрастной группы (возраст детей — на выбор).

Подготовительная группа

портрет пейзаж Театр Русские народные песни Пение
В.Л. Боровиковский “Дети с барашком” И. Левитан «Золотая осень» Сказка «Лесная история» «Калинка» «Улетают журавли»

В. Китко,

В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве” И. Левитан «Март» Сказка «Мы за солнышком идем» «Во поле береза стояла» «Весёлая песенка» Г. Струве.
В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, И. Левитан «Весна. Большая вода» Сказка «Заветное желание» «Ах, вы сени, мои сени» «Ходит зайка по саду»

Задания для подгруппы студентов.

2. Спроектируйте цели, примерное содержание и формы проведения одного дня в детском саду по теме «День красоты» (тематика дня может быть уточнена и конкретизирована).

«День красоты» в подготовительной группе

Цель: закрепление знаний детей о профессии парикмахера и фотографа на примере родителей.

Задачи: приобщить родителей к жизни детского сада.

— создание альбома с прическами девочек и мальчиков.

— создание алгоритма действий парикмахера и фотографа.

— развивать познавательные способности детей.

— знакомство с предметами труда парикмахера и фотографа.

Оборудование: «набор парикмахера», цифровой фотоаппарат, сюжетные картины «как получаются фотографии».

План мероприятия:

1. Приглашение мамы – парикмахера и папы — фотографа.

2. Мама делает прически всем, а папа все фотографирует.

3. Показ причесок.

4. Рассказ папы – фотографа «Как получаются фотографии».

5. Создание альбома с прическами девочек и мальчиков

6. Создание «алгоритма действий парикмахера и фотографа» из фотографий.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Мама Маши, она – парикмахер и сегодня она нам сделает прически. А папа Маши работает фотографом, он нас будет фотографировать.

Мама: — Здравствуйте, ребята, сначала я вам расскажу про мои профессиональные инструменты.

Показ инструментов и рассказ про них. Причесывание всех, а папа фотографирует. Показ причесок друзьям.

Папа: Сегодня я много фотографировал вас, а знаете ли вы, как получаются фотографии? Давайте расскажу. (упор на сюжетные картины).

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Давайте скажем спасибо и надеемся, что они придут к нам еще в качестве парикмахера и фотографа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]