Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Что такое мнемотехника и как работать с мнемотаблицами для развития детей
Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

  • Для стихов, загадок или сказок;
  • Для запоминания правил;
  • Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Книги по мнемотехнике для детей

  1. «Учимся по сказке», Т.В. Большакова;
  2. «Суперпамять для всех», Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев;
  3. «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев;
  4. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
  5. «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джоуа Фоер;
  6. А. Р. Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти»;
  7. «Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен.

Книги подробно описывают распространенные приемы, авторские методики, дают советы по освоению и демонстрируют работу на примерах.

Где и кому пригодится мнемотехника

  • Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
  • Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
  • Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.

Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.

Советы по использованию мнемотехники

  • Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
  • Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные. Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
  • Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку. Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
  • Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
  • Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.

Что такое мнемотехника

Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).

Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.

Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Екатерина Столярова

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность опыта

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.

Условия формирования опыта

У многих детей средней группы речь невнятная, ограничен словарный запас, есть безречевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И я пришла к выводу, что с помощью мнемотаблиц детям будет легче освоить связную речь.

Педагогическая идея

Ведущая идея опыта использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Так как овладение связной устной речью — важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В связи с этим,я поставила перед собой цель:

формирование речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

И поставила перед собой следующие задачи:

«Обучающие»

— внедрить метод мнемотаблиц при проведении занятий по речевому развитию: составлению рассказов, пересказа сказок, заучивание стихотворений;

— учить правильно строить предложения при пересказе;

— обучать построению самостоятельных речевых высказываний;

— расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.

«Развивающие»

развивать связную речь с помощью использования мнемотаблиц;

развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение;

развивать память, внимание, воображение.

«Воспитательные»

— воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам;

— воспитывать уважение к своим товарищам во время составления рассказа, пересказа.

Технология опыта.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей

Для достижения цели,я опиралась на:

— изучение педагогической, методической литературы по приемам мнемотехники;

— изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми;

— оформление предметно — развивающей среды;

разработку и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития речи детей;

разработку перспективного плана;

— составление календарно – тематического планирования.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания»

. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
развитие речи.
-Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Мнемотехнику в дошкольнойпедагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. — блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа. Особенности данного метода — применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов

Метод и приемы моей работы с детьми соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

Образовательная деятельность проходила по основным дидактическим принципам:

— принцип наглядности;

— принцип доступности;

— принцип интеграции;

— принцип активности.

Методика работы с мнемотаблицами:

— рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов;

— преобразование символов в образы;

— пересказ при помощи символов.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, детям читала текст рассказа или сказки, демонстрировала картинки. Дети отвечали на вопросы по содержанию. Разбирали с детьми каждую ячейку мнемотаблицы. Повторное чтение рассказа проходило с опорой на мнемотаблицу. Сначала учились коллективному пересказу, потом дети обучались пересказать самостоятельно.

По схеме составляли рассказ по картине, что главного на ней изображено, детали, признаки.

Так же играли в игры:

Игра «Отгадай, какое время года?»

Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы: ребенок определяет время года и составляет короткий описательный рассказ.

Игра «Угадай животное»

Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.

Игра «Какая сказка спряталась?»

Содержание работы:

1. Узнать сказку по главным героям.

2. Вспомнить содержание сказки.

3. Рассказать сказку по мнемотаблице.

При формировании предметно-развивающей среды учитывала:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества.

Оформлен центр речевого развития «Речевичок»

,включающий в себя:

— дидактические игры по развитию речи;

— картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

— игры для развития мелкой моторики рук;

— интерактивная папка — лэпбук «Речевичок»

;

— модульная игра по сказке «Три медведя»

.

Оформлены:

Книжный уголок для стимулирования самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам;

— подобраны серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.

Театральный уголок,в котором расположила различные виды театра:

— кукольный «Маша и медведь»

,
«Три медведя»
;

— пальчиковый «Кот, петух и лиса»

,
«Колобок»
,
«Волк и семеро козлят»
;

— театр на фартуке «Рукавичка»

;

— настольный «Репка»

;

— театр на ложке «Курочка Ряба»

и т. д.

Результат работы

В своей работе использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возрастав памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, мышка — серого цвета.

У детейрасширился круг знаний: появился интерес к пересказу сказок, составлению рассказов. Большинство детей пытаются самостоятельно составлять и рассказывать сказки.

Заключение

Таким образом, работа с помощью мнемотаблиц позволяет решать многие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

Это определяется, прежде всего, ведущей ролью развития речи в обучении детей дошкольного возраста.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Обучение мнемотехнике школьников

Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.

№1. Составление акростихов

Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.

№2. Рифмизация

Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».

№3. Метод историй

Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:

№4. Поиск созвучных слов

Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.

  • Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
  • Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
  • Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).

№5. Метод Цицерона

Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.

Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».

№6. Метод Айвазовского

Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.

  • Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
  • Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
  • Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
  • Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]