Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Что такое мнемотехника и как работать с мнемотаблицами для развития детей
Мнемотехника помогает маленьким детям:
- Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
- Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
- Обогащает словарный запас;
- Помогает развивать мышление;
- Развивает фантазию;
- Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.
Различают такие мнемотаблицы:
- Для стихов, загадок или сказок;
- Для запоминания правил;
- Для рассказов.
Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Книги по мнемотехнике для детей
- «Учимся по сказке», Т.В. Большакова;
- «Суперпамять для всех», Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев;
- «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев;
- «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
- «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джоуа Фоер;
- А. Р. Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти»;
- «Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен.
Книги подробно описывают распространенные приемы, авторские методики, дают советы по освоению и демонстрируют работу на примерах.
Где и кому пригодится мнемотехника
- Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
- Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
- Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.
Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.
Советы по использованию мнемотехники
- Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
- Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные. Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
- Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку. Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
- Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
- Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.
Что такое мнемотехника
Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).
Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.
Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Екатерина Столярова
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Условия формирования опыта
У многих детей средней группы речь невнятная, ограничен словарный запас, есть безречевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И я пришла к выводу, что с помощью мнемотаблиц детям будет легче освоить связную речь.
Педагогическая идея
Ведущая идея опыта использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Так как овладение связной устной речью — важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В связи с этим,я поставила перед собой цель:
формирование речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
И поставила перед собой следующие задачи:
«Обучающие»
— внедрить метод мнемотаблиц при проведении занятий по речевому развитию: составлению рассказов, пересказа сказок, заучивание стихотворений;
— учить правильно строить предложения при пересказе;
— обучать построению самостоятельных речевых высказываний;
— расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
«Развивающие»
— развивать связную речь с помощью использования мнемотаблиц;
— развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение;
— развивать память, внимание, воображение.
«Воспитательные»
— воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам;
— воспитывать уважение к своим товарищам во время составления рассказа, пересказа.
Технология опыта.
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей
Для достижения цели,я опиралась на:
— изучение педагогической, методической литературы по приемам мнемотехники;
— изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми;
— оформление предметно — развивающей среды;
— разработку и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития речи детей;
— разработку перспективного плана;
— составление календарно – тематического планирования.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания»
. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
развитие речи.
-Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:
-предметные картинки;
-силуэтные изображения;
-геометрические фигуры.
Мнемотехнику в дошкольнойпедагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. — блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа. Особенности данного метода — применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов
Метод и приемы моей работы с детьми соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
Образовательная деятельность проходила по основным дидактическим принципам:
— принцип наглядности;
— принцип доступности;
— принцип интеграции;
— принцип активности.
Методика работы с мнемотаблицами:
— рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов;
— преобразование символов в образы;
— пересказ при помощи символов.
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, детям читала текст рассказа или сказки, демонстрировала картинки. Дети отвечали на вопросы по содержанию. Разбирали с детьми каждую ячейку мнемотаблицы. Повторное чтение рассказа проходило с опорой на мнемотаблицу. Сначала учились коллективному пересказу, потом дети обучались пересказать самостоятельно.
По схеме составляли рассказ по картине, что главного на ней изображено, детали, признаки.
Так же играли в игры:
Игра «Отгадай, какое время года?»
Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы: ребенок определяет время года и составляет короткий описательный рассказ.
Игра «Угадай животное»
Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.
Игра «Какая сказка спряталась?»
Содержание работы:
1. Узнать сказку по главным героям.
2. Вспомнить содержание сказки.
3. Рассказать сказку по мнемотаблице.
При формировании предметно-развивающей среды учитывала:
-особенности эмоциональной личности ребенка;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества.
Оформлен центр речевого развития «Речевичок»
,включающий в себя:
— дидактические игры по развитию речи;
— картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
— игры для развития мелкой моторики рук;
— интерактивная папка — лэпбук «Речевичок»
;
— модульная игра по сказке «Три медведя»
.
Оформлены:
Книжный уголок для стимулирования самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам;
— подобраны серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.
Театральный уголок,в котором расположила различные виды театра:
— кукольный «Маша и медведь»
,
«Три медведя»
;
— пальчиковый «Кот, петух и лиса»
,
«Колобок»
,
«Волк и семеро козлят»
;
— театр на фартуке «Рукавичка»
;
— настольный «Репка»
;
— театр на ложке «Курочка Ряба»
и т. д.
Результат работы
В своей работе использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возрастав памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, мышка — серого цвета.
У детейрасширился круг знаний: появился интерес к пересказу сказок, составлению рассказов. Большинство детей пытаются самостоятельно составлять и рассказывать сказки.
Заключение
Таким образом, работа с помощью мнемотаблиц позволяет решать многие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
Это определяется, прежде всего, ведущей ролью развития речи в обучении детей дошкольного возраста.
Особенности применения
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
- Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Обучение мнемотехнике школьников
Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.
№1. Составление акростихов
Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.
№2. Рифмизация
Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».
№3. Метод историй
Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:
№4. Поиск созвучных слов
Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.
- Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
- Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
- Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).
№5. Метод Цицерона
Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.
Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».
№6. Метод Айвазовского
Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.
- Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
- Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
- Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
- Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.