Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по книге Л. С. Метлина «Математика в детском саду»


Математика

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Необходимость установления преемственности в работе детского сада и школы нашла отражение в названии книги — «Математика в детском саду».

Понятия натурального числа, геометрические фигуры, величины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, абстрактны, но они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира.

Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, — их свойств, отношений.

Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц). Они овладевают способами выявления количественных и пространственных отношений: практического сопоставления численностей множеств (наложения, приложения, составления пар, использования меток и др.), сравнения размеров предметов, счетом и измерением величин.

з

Обучение измерению величин позволяет углубить понятие числа. В ходе обучения счету у дошкольников часто образуется не вполне правильный подход к оценке количеств. Единица воспринимается ими как отдельный предмет, отдельность, вне ее количественного содержания.

В процессе измерения единица измерения (мерка) как бы дробит измеряемую величину (длину, объем) на части, каждая из которых ей равна. Число, полученное в результате измерения, отчетливо выступает как показатель отношения целого и его части. Измерение подчеркивает относительность числа, его зависимость от величины избранной мерки: чем больше мерка, тем меньше получается число в результате измерения. Обучение детей не только счету, но и измерению развивает у них правильный подход к оценке количеств и позволяет в дальнейшем раскрыть значение общепринятых мер измерения, с которыми им предстоит познакомиться в школе.

Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона), вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равняется). Такие слова, как количество, число, фигура, педагог начинает употреблять в работе с детьми средней группы, но не стремится к тому, чтобы дети ими пользовались. Смысл этих слов они усваивают постепенно, по мере накопления соответствующего опыта. Недопустима замена «трудных» слов более «легкими», но не точными. Это приводит к формированию неправильных представлений. Такие слова, как множество, совокупность, элемент, геометрический, модель, диагональ, воспитатель в работе с детьми не употребляет. Математические связи, отношения, действия дети учатся отражать в четких, сжатых формулировках. У них развивают интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для решения задач математического характера. Большое внимание уделяют развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и воображения.

Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно.

Новый материал любого из разделов программы («Количество и счет», «Величина», «Форма» и др.) последовательно изучают на 2—5 занятиях сначала в первой части, а позднее — во второй. В дальнейшем к повторению возвращаются спустя 2—3 недели. Период возвращения к пройденному все более увеличивается. Однако каждая изученная программная задача должна быть в поле зрения воспитателя до конца учебного года.

Воспитатель должен знать, как построена программа каждой возрастной группы. Это позволит не только определить уровень математического развития детей своей группы, но и представить роль и место каждого занятия в системе всей работы по развитию у дошкольников элементарных математических представлений.

Основная форма работы по формированию математических представлений — занятия. На занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определенной последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.

Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской деятельности.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к работе на занятиях.

Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием работы над новым материалом и повторным, чередованием видов работы и форм ее организации, т. е. структурой занятия.

Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.

Изучение нового материала включает три вида работ: во- первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы;

во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы;

в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками.

На первом занятии могут использоваться все три вида работ, тогда изучение нового занимает большую часть времени. На

другом занятии изучение нового занимает половину лимита времени, вторую отводят повторению пройденного. Самостоятельную работу детей с раздаточным материалом планируют уже на следующем занятии и отводят этому половину его времени.

В младшей и средней группах ограничиваются работой над I—2 темами, поэтому занятия состоят из 2—3 частей. В старшей и подготовительной к школе группах занятия состоят из 3—4 частей, так как работа идет над 2—3 темами.

Содержание занятий определяет организацию их проведения. Важно» чтобы при объяснении нового материала действия воспитателя или ребенка видели все дети. Позднее для закрепления знаний и навыков задания дают одновременно всем детям. Они работают за столом либо лицом к педагогу, либо боком, но ни в коем случае не спиной, так как при проверке выполнения задания воспитатель постоянно привлекает внимание детей к образцу, к различного рода наглядным пособиям.

За шестиместные столы усаживают не более 4 детей, при необходимости ставят дополнительно 1—2 стола. Если надо проверить, как дети усвоили знания и навыки, работу с дошкольниками организуют у стола педагога. Когда в ходе занятия или в конце его дают упражнения, связанные с передвижениями (подвижные игры и др.), место для их проведения готовят заранее.

Методика работы с детьми каждой возрастной группы представлена в отдельных главах. Описанию методов и приемов работы по разделам программы предпосылаются общие рекомендации по обучению детей данного возраста на занятиях по математике.

К каждой главе приложены конспекты занятий. Их следует рассматривать только как возможные варианты. Это ни в коем случае не должно исключать творчества воспитателей, так как очевидно, что нет универсальных приемов, которые бы годились в работе .с детьми любой группы. Нельзя допускать трафарета в работе, формального использования материала.

Чтобы помочь воспитателю действовать в зависимости от конкретных условий, даются разнообразные приемы, позволяющие успешно решать одни и те же программные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель тщательно продумывает его содержание с учетом знаний и навыков своих питомцев, решает, как эффективнее использовать те или иные методы и приемы, наглядный материал. Он предоставляет детям возможность проявлять инициативу в получении и применении знаний, стимулирует проявление ими смекалки и сообразительности, побуждает пользоваться мыслительными действиями.

Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения),— залог успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

LiveInternetLiveInternet

Сентябрь.

№1. Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много». Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета. (Петерсон «Игралочка», стр.16)

№2. Тема: Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же. Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.). Закреплять представления о понятиях «один» и «много». Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов. (Петерсон «Игралочка», стр.17)

.

№3. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества. (Петерсон «Игралочка», стр. 19)

№4. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Закреплять понятия «один» — «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления. (Петерсон «Игралочка», стр.20)

ОКТЯБРЬ

№1. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. Упр-ть детей в поиске закономерностей. (Петерсон «Игралочка», стр.22)

№2. Тема: Свойства предметов. Счёт до двух. Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выявлять общее свойство групп предметов. (Петерсон «Игралочка», стр. 23)

№3. Тема: Счёт до двух. Цифры 1 и 2. Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше. (Петерсон «Игралочка», стр.24)

№4. Тема: длиннее, короче. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева. (Петерсон «Игралочка», стр. 28)

НОЯБРЬ

№1. Тема: Круг. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.29)

№2. Тема: Шар. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева. (Петерсон «Игралочка», стр.31).

№3. Тема: Шире, уже. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)

№4.Тема: Счёт до трёх. Число 3. Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх. Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру. (Петерсон «Игралочка», стр.35)

ДЕКАБРЬ

№1. Тема: Цифра 3. Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «игралочка», стр.37).

№2. Тема: На, над, под. Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине. (Петерсон «Игралочка», стр.39).

№3. Тема: Выше, ниже. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку. (Петерсон «Игралочка», стр.41)

№4. Тема: Раньше, позже. Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур. (Петерсон «Игралочка», стр.43)

ЯНВАРЬ

№1. Тема: Счёт до 4. Число 4. Цифра 4. Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4. Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам. (Петерсон «Игралочка», стр. 44)

№2. Тема: Квадрат. Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. (Петерсон «Игралочка», стр.47)

№3. Тема: Куб. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше. (Петерсон «Игралочка», стр.49)

№4. Тема: Вверху. Внизу. Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар. (Петерсон «Игралочка», стр.51)

ФЕВРАЛЬ

№1. Тема: Слева, справа, посередине. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.52)

№2. Тема: Счёт до 5. Число 5. Цифра 5. Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. (Петерсон «Игралочка», стр.54)

№3. Тема: Внутри, снаружи. Пр. задачи. Формировать пространственные представления : внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру. (Петерсон «Игралочка», стр. 57)

№4. Тема: Впереди, сзади, между. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам. (Петерсон «Игралочка», стр.58)

МАРТ

№1. Тема: Пара. Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.60)

№2. Тема: Овал. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге. (Петерсон «Игралочка», стр. 62)

№3. Тема: Прямоугольник. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах. (Петерсон «Игралочка», стр.64)

АПРЕЛЬ

№1. Тема: Числовой ряд. Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством. (Петерсон «Игралочка», стр.67)

№2. Тема: Порядковый счёт. Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.69)

№3. Тема: Игра-путешествие. Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. (Петерсон «Игралочка», стр.70)

источник
Настроение сейчас — математика, дошкольник

Серия сообщений «Дети 2-3 лет. Конспект занятий»:
Часть 1 — Комплексное занятие по развитию речи и лепке в первой младшей группе на тему: «Колобок» Часть 2 — Перспективное планирование занятий по ИЗО в младшей группе Часть 3 — Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе «Красивые цветы для пчелки» Часть 4 — Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе «Улитка» Часть 5 — Перспективное планирование по математике во II мл. гр. Часть 6 — Планирование по программе «Радуга» для детей 2й младшей группы Часть 7 — Занятия лепкой в первой младшей группе … Часть 12 — Упражнения, развивающие игры для ребенка третьего года жизни Часть 13 — Как развивается ваш ребенок. Домашние тесты Часть 14 — Сонные позы. Ночной индикатор

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]