ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» г. Усть-Илимск 2015 г.
Шаяхметова Ольга Александровна, учитель-логопед.
Затопляева Любовь Герасимовна, воспитатель.
Шкурупинская Татьяна Петровна, воспитатель.
Цель: приобщение родителей к традициям семейного чтения литературных произведений и создание единого образовательного пространства по использованию лучших образцов художественной литературы в социально-нравственном, познавательном и речевом развитии детей.
Форма проведения: литературная гостиная для родителей ДОУ.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители детей младшей и средней групп ДОУ.
Предварительная работа:
Подготовка наглядного материала:
- Оформление стенда для родителей: «Мир сказок Корнея Чуковского», «Мама, папа, я – читающая семья», «Ребенок и книга».
- Подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения и создание библиотечки стихов и сказок писателя.
- Совместное с родителями изготовление костюмов сказочных героев и атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха».
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разрезные и сюжетные картинки по сказкам К.Чуковского: «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Бармалей;, предметы сказочных персонажей: калоша, мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар; аудиозаписи и атрибуты к сказке «Муха-Цокотуха».
План:
- Информационное сообщение для родителей «Великий сказочник К.И. Чуковский».
- Игры с родителями:
«Доскажи словечко».
«Знакомые странички».
«Сказочный персонаж».
«Корзинка сказочных находок».
«Загадки дедушки Корнея».
«Лишний предмет».
- Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
- Подведение итогов и награждение победителей.
Ход:
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в этом уютном зале. 2015 год объявлен в России Годом литературы. И сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству учёного, писателя, переводчика, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (слайд – фотография К.И. Чуковского).
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино (слайд), в небольшом доме много лет жил человек, которого знали все дети страны.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра с которыми выросло не одно поколение детей.
Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.
Так родилась сказка «Крокодил». Интересна и история создания «Мойдодыра».
Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
«Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились. Необходимо разделиться на команды. При входе в зал, вам давали цветные фишки. Участники с фишками красного цвета – 1-ая команда, с фишками синего цвета – 2-ая команда. А судить нас будет справедливое жюри (представление жюри). Ответы оцениваются по бальной системе. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. У какой команды их будет больше всего, та получит звание знатока произведений К.И. Чуковского. В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.
Игра «Доскажи словечко» (слайд)
Простота фразы, чёткость и звонкость рифмы, яркие и запоминающиеся персонажи, искрометный юмор, – вот особенности стихотворных сказок Корнея Чуковского, которые так легко и быстро запоминаются. Как говорят малыши, «сами лезут с языка». Даже взрослые люди, теперь уже сами отцы и матери, бабушки и дедушки помнят с детства звонкие строчки:
«Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка Ускакала от меня».
А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.
У тебя на шее Вакса, У тебя под носом … клякса. ( «Мойдодыр»)
Пошла муха на базар И купила … самовар. ( «Муха – Цокотуха»)
И снова медведь: — О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского … ежа. ( «Телефон»)
Загляни-ка ты в кадушку И увидишь там — … лягушку. ( «Федорино горе»)
Со слонами на ходу Поиграли в … чехарду. ( «Бармалей»)
Море пламенем горит, Выбежал из моря … кит. ( «Путаница»)
Стыдно старому реветь Ты не заяц, а … медведь. ( «Краденое солнце»)
Но как черная железная нога Побежала, поскакала …кочерга. ( «Федорино горе»)
Тут и мыло подскочило, И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как … оса. ( «Мойдодыр»)
И пришла к Айболиту лиса: — Ой, меня укусила …оса. ( «Айболит»)
Итог. Молодцы!
Игра «Знакомые странички» (слайд)
Ведущий. Едва ли найдется хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе». Итак, игра «Знакомые странички», нужно собрать из частей картинки и назвать сказки Корнея Чуковского. За правильный ответ – 1 балл.
Сказки для 1-й команды: «Мойдодыр», «Бармалей».
Сказки для 2-й команды: «Путаница», «Телефон».
Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!
Игра «Сказочный персонаж» (слайд)
Ведущий. Персонажи, придуманные Корнеем Чуковским — яркие, самобытные и запоминающиеся. Они учат малышей добру, находчивости и справедливости. Назовите героя сказки (слайд).
- Человек, оказывающий зверям и птицам медицинскую помощь – это… Айболит.
- Безжалостный пират и людоед, промышлявший на территории Африки, обожающий есть маленьких детей — это… Бармалей.
- Отважный лилипут, одолевший колдуна и чародея Брондуляка — это… Бибигон.
- Говорящий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир — это … Мойдодыр.
- Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха» — …Комар.
- Бабушка, от которой сбежала посуда – это… Федора.
Итог. Супер! Здорово!
Вбегает бабушка Федора.
Бабушка Федора. А вот и я – бабушка Федора (слайд)! Ох, я расстроена. В век современных технологий очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети мало знают произведений детских писателей. Поэтому, не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения и четко выражать свои мысли. Уважаемые родители, а вы-то своим малышам книги читаете, а сказки рассказываете? Вот я проверю сейчас.
Игра «Корзинка сказочных находок» (слайд)
Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К.Чуковского. Отгадайте, что это за предмет? За правильный ответ – 2 балла.
- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Это…? (Калоша)
- Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Это? (Мочалка)
- Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
Это? (Варенье)
- Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
Это? (Шоколад)
- На чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
Это? (Воздушный шар)
Итог. Молодцы!
Загадки дедушки Корнея (слайд)
Бабушка Федора. Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать.
Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо
(Яйцо и цыплёнок)
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Хожу – брожу не по лесам А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Итог. Браво! Порадовали меня своей смекалкой!
Игра «Лишний предмет» (слайд)
Бабушка Федора.
Ну и последнее задание! На столах лежат предметы из разных сказок К.И. Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к сказке вашей команды.
1-ая команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
Итог. Молооодцы! Хорошие родители, сказки знаете и детям своим читаете. А вот и наши любимые малыши!
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» (музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина), в зал приглашаются дети.
Ведущий. Дорогие ребята, а сейчас – сюрприз! Мы посмотрим сказку «Муха-Цокотуха», которую приготовили для вас родители. А пока они готовятся к выступлению, давайте поиграем в веселую игру на внимание «Я — нет Я». Если согласны с моим утверждением – говорите «Я», если нет, говорите — «не Я».
— Кто любит шоколад? — Кто любит мармелад? — Кто не моет уши? — Кто любит гранат? — Кто любит виноград? — Кто любит урюк? — Кто не моет рук? — Кто любит мороженое? — Кто любит пирожное? — Кто любит ириски? — Кто лакает из миски? — Кто любит помидоры? — Кто жарит мухоморы? — Кто любит кино? — Кто разбил окно? — Кто любит печенье? — Кто любит варенье? — Кто любит мед? — Кто все время врет? — Кто хочет пельмени? — Кто хочет банан? — Кто упрямый, как баран? — Кто хочет «Кока — колу»? — Кто вымоет всю школу?
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» (слайд)
А — Автор, М — Муха-Цокотуха, К – Комарик.
А Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
(Под музыку «Полет шмеля» вылетает Муха-Цокотуха, сервирует стол, ставит самовар на стол).
М Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
(Входят 2 таракана, 2 букашки, 1 бабочка)
Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
(Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля», все разбегаются, прячутся)
А Вдруг какой-то старичок – паучок Нашу муху в уголок поволок – Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
(Звучит музыка из фильма «Человек-Паук 3», паук крадется по залу, в руках веревка)
М Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час! А злодей-то не шутит, Руки-ноги он мне веревками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у меня выпивает.
(Звучит музыка А.И. Хачатуряна «Танец с саблями», вылетает комарик с саблей)
А Вдруг откуда-то летит маленький комарик. И в руке его горит маленький фонарик. К Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей (срубает голову пауку).
Я злодея зарубил, Я тебя освободил. А теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться!
Все персонажи, держась за руки, выходят к зрителям — Слава, слава Комару – победителю!
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского (слайд). Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Подведение итогов и награждение победителей.
Следующая > |
Литературный вечер в детском саду в подготовительной группе на тему: Осень
Сценарий литературного вечера «Осень лисьим шагом…», посвященный творчеству Ирины Петровны Токмаковой для детей подготовительной группы
Автор: Шилова Ирина Викторовна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Багаевка МО «город Саратов» Описание: Данный сценарий будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальной школы при проведении поэтических вечеров, литературных гостиных, вечеров поэзии. Материал предназначен для детей подготовительной группы. Цель: — формировать интерес к творчеству поэтессы Ирины Петровны Токмаковой. — прививать любовь к поэзии. Задачи: Образовательные:
— обобщить и закрепить представления детей о творчестве Ирины Токмаковой; — учить выразительно читать стихи. — учить дарить радость людям своим выступлением.
Воспитательные:
— воспитывать интерес и любовь к книгам; — воспитывать нравственные качества.
Развивающие:
— развивать речь, память, творческие способности; — развивать коммуникативные способности.
Предварительная работа: чтение произведений Ирины Токмаковой. Заучивание стихов поэтессы.
Ход литературного вечера
Дети заходят в зал.Ведущая: Ребята, здравствуйте, ласково улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение своей улыбкой. Наша сегодняшняя встреча посвящена одной доброй, талантливой женщине. Её звали Ирина Петровна Токмакова. В 2021 году ей бы исполнилось 92 года. Её стихи, весёлые и серьёзные, поучительные и добрые, сказочные повести, переводы и «весёлые учебники» — всё посвящено детям дошкольного и младшего школьного возраста. «С самого детства я поняла, что детям необходима забота и ласка. Иначе им не выжить. Накормить и одеть – мало. Детей надо любить» это сказала Ирина Петровна Токмакова. Вот так она любила вас, детей. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по стихам Ирины Петровны Токмаковой. И девизом нашего путешествия будут слова, сказанные самой Ириной Петровной: «Только доброе пророчится, только радость впереди…» Но ещё она любила нашу природу, в любое время года. Этому посвящена книга, которая так и называется «Времена года»
Выходят дети читают стихиРебёнок 1: Осень лисьим шагом Крадется по оврагам, Вдоль речек и речушек И вдоль лесных опушек. Крадется и при этом Всё красит лисьим цветом: Березка стала желтой, Ребёнок 2: Рябина стала рыжей И покраснели клёны, И осень ближе, ближе. Она прогонит лето, Как печально это! Ведущая: А ведь действительно: желтые и красные осенние листья очень красивы. Выходит мальчик с кленовыми листьями. Читая стихотворение, раздаёт их детям.Ребёнок 3: Ветер с севера летел на восток, Оборвал кленовый листок. Он родился прошлой весной, Весь такой красивый, резной. Желтый, по краям красный, Лист кленовый, такой прекрасный. Я дарю его тебе от души. В толстой книжке его засуши. Он тебя согреет зимой, Лист осенний — подарок мой. Дети исполняют песню про осень.Ведущая: Осень вступила в свои права. Уже улетели стрижи, а ведь ещё совсем недавно они кружили над нашими крышами. Остальные птицы тоже набираются сил для дальнего перелёта. Всех их мы увидим лишь весной. Выходит ребенок и читает стих.Ребёнок 4: Опустел скворечник- Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят. Ведущая: А на огородах и в полях созрел урожай. Всё созрело, всё поспело и пора всё убирать. Урожай пора снимать, Как же это понимать Он не брюки не рубашка Не пижама, не тельняшка! Урожай пора снимать. Как же это понимать! Он работал с неохотой И не справился с работой. Урожай пора снимать Как же это понимать. Сделать снимок для портрета А потом послать в газету. Урожай пора снимать- Вот как надо понимать! Это значит всё поспело, Зарумянилось, созрело, На полях идёт страда Время дружного труда! Дети исполняют песню про урожай.Ведущая: А теперь самое время поиграть. А игра называется «Передай яблоко» Игра «Передай яблоко» Две команды, игроки каждой команды бегут по двое и передают яблоко из рук в руки. Ведущая Ребята, а вот интересно. Наступила осень. Урожай собран. А на полях тут и там трактора пашут землю, сеялка сеет. Кто скажет почему? Правильно, это сеют озимые злаки. Озимые злаки не бояться зимы. Весной они прорастут и будут зеленеть раньше всех. Вот так! Выходят дети и рассказывают стихи.Ребёнок 5: Заморозки нападали Рано-рано на заре И росточки увидали На распаханной горе. Как же тут Не боятся нас, растут? На минутки не робеют, Так нахально зеленеют. Их мы тотчас покорим, По душам поговорим, Не оставим ни росточка. Заморозим их. И точка. Ребёнок 6: Но не дрогнули росточки: Мы не майские цветочки. Не гвоздика, не левкой И не ландыш никакой. Мы солдаты, мы вояки. Имя нам — Ржаные Злаки. Людям хлеб должны давать. Будем с вами воевать. Не уступим ни листочка. Не замерзнем мы. И точка. Ведущая: Да, осень идет своим чередом. Вот и дожди пошли Девочка рассказывает стихРебёнок 7: За окошком плачет дождик, Дождик не кончается. Раз он плачет, это значит – С летом он прощается. Шарик лает. На кого бы? Выбегаю на балкон: Ветку липы бьет ознобом, Тьма ползет Со всех сторон. Как-то все переменилось Незаметно, Невзначай. Это осень к нам явилась. Не прогонишь, лай — не лай! Ведущая: А тут ещё и ветер-проказник.
Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, Берёзовый, Жёлтый лист И розовый, Красный, Разноцветный, Старый лист газетный… Солнечно, Ведренно… Ветрено! Ветрено!
Ведущая: Ветер мчится по свету точно всадник на борзом коне. Выходят мальчик и девочка.Мальчик: Осыпайтесь, листья, Позабыв о лете. На коне рысистом Мчит осенний ветер. Из-за синя моря, Издалека скачет. О родном просторе Стосковался, значит. В тонкие лозины, Как в свирели, свищет, Возвратясь с чужбины, Словно что-то ищет. Девочка: Прискакал в деревню. Там, покой нарушив, Посшибал с деревьев Яблоки да груши. Засвистит да гикнет, Звякнет звонкой сбруей, Льются с веток гибких Золотые струи. Осыпайтесь, листья, Позабыв о лете. На коне рысистом Мчит осенний ветер. Асен Босев (перевод И.П. Токмаковой)Дети исполняют песню про ветер.Ведущая: Скоро мы попрощаемся с осенью, вот и наш вечер, посвященный творчеству Ирины Петровны Токмаковой подошёл к концу. Читайте и любите стихи! До свидания дети!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе Осенняя ярмарка в детском саду. Сценарий Осенний праздник КВН в подготовительной группе. Сценарий Сценарий утренника «Золотая осень» в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Развлечение «Осенние посиделки» в подготовительной группе
Сценарии осенних праздников в детском саду
Сценарий экологического праздника для старшей – подготовительной группы. Птицы – наши друзья
Конспект познавательного занятия в детском саду для детей старшей-подготовительной группы на тему: Осень
Осенний конкурс чтецов в детском саду. Сценарий
Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников
Тамара Охлопкова
Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников
1. Актуальность темы.
«Поэзия постоянно присутствует в жизни взрослого человека, помогая выразить эмоциональное состояние, переживания. Стихи – наши помощники–«психотерапевты» в минуты радости и минуты переживания. Без них наша жизнь была бы… обыденной…»(1, с. 5)
К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей и подростков снизилась. Во многом виной этому — общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина — обеднение речи взрослых.
По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до девяти лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача по воспитанию интереса к поэзии и литературе должна решаться уже в дошкольном возрасте.
Как же добиться того, чтобы стихи и в жизни детей занимали не последнее место?
В поисках путей повышения интереса к стихотворным произведениям мы пришли к идее создания литературной гостиной.
2. «Литературная гостиная» как форма организации художественно-творческой деятельности детей.
Данная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.
Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства, т. к. эти области общественной жизни тесно связаны.
Цель литературной гостиной
— прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.
3. Принципы организации литературной гостиной в условиях ДОУ.
Для того, чтобы данная форма организации деятельности детей имела наибольший эффект, необходимо соблюдение некоторых правил, учет нюансов, которые бы отличали данное мероприятие от привычных развлечений и утренников.
Итак, основные принципы организации литературной гостиной таковы:
1) оформление помещения в стиле «гостиной»
— комнаты для приема гостей.
Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга. Стол накрывается скатертью, выставляются свечи, книги в соответствии с тематикой, портреты поэтов. Педагог выступает в роли хозяйки гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.
2) в течение учебного года планируется три встречи
(осень, зима, весна).
Слишком частые «встречи» снижают интерес, становятся обыденными. Кроме того, такие мероприятия требуют тщательной (но не утомительной) подготовки и предварительной работы. В противном случае не получим чувства радости от ожидаемой встречи.
3) тематика и репертуар отбирается
— в зависимости от речевых, интеллектуальных и возрастных возможностей детей;
— с учетом общественно значимых проблем;
— с учетом сезона проведения встречи.
Так, это может быть встреча, посвященная творчеству А. Л. Барто, если к ней готовятся дети младшего или среднего дошкольного возраста. В год юбилея А. С. Пушкина дети старшей и подготовительной школы группы погружались в атмосферу творчества этого поэта. Чтобы привлечь внимание детей к красоте родной природы, отбираются стихи поэтов об определенном времени года, например, о зиме.
4. Этапы работы
1) планирование
В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.
2) отбор литературных произведений
–
это следующий этап. При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.
3) отбор атрибутики, видео- и аудиоряда
Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка и театральные шумы создают атмосферу, усиливают впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем
4) подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи
Самый длительный по времени этап. Работа ведется индивидуально. Вместе с ребенком раскрывается смысл слов и выражений, характер произведения и, как следствие, интонация, с которой следует его декламировать. Обращается внимание на такое качества стиха как звукопись (конечно, это понятие не дается детям, но подчеркивается, что, например, в стихотворении о соловье часто встречается звук «с», и от этого кажется, что это оно похоже на песенку птички).
Т. к. у детей часто возникают трудности с запоминанием текста, используем различные приемы:
-«Рассказываем стихи руками»: опора на жесты;
-«Доскажи словечко»: договаривание ребенком строки;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;
— применяем графическое моделирование;
— используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.
5) собственно встреча в литературной гостиной
В назначенный день все участники собираются в «гостиной». В нашем случае это музыкальный зал, точнее его часть, декорированная в соответствии с темой и духом «гостиной».
5. Алгоритм проведения
1) встреча гостей хозяйкой;
2) объявление темы;
Это может быть загадка, просмотр видеоролика, прослушивание стихотворения в исполнении актеров театра и кино (в записи) или чтение литературного произведения самим педагогом.
3) беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; о поэте или авторе).
4) знакомство с творчеством поэта (поэтов) в рамках тематики.
Приглашение детей к исполнению стихов (при этом используется подходящая музыка, атрибутика, элементы драматизации, прослушивание песен на стихи поэта, просмотр иллюстраций или отрывков радиопостановок по мотивам творчества писателя. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.
5) завершение встречи.
В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи. Понравившиеся книги дети берут в группу и продолжают знакомиться с произведениями вместе с воспитателем.
6. Выводы.
По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к процессу разучивания стихов, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.