Светофор
Цель дидактической игры «Светофор» – развитие представления о том, что такое светофор, зачем он нужен на дороге, что означают световые сигналы.
Занятие предназначено для младшей группы детсада. Для его проведения подготовьте схематичное изображение светофора с неокрашенными сигнальными огнями, и отдельно – картонные круги 3-х соответствующих колеров.
Раздайте детям круги, расскажите, какую функцию устройство выполняет на дороге. Поочередно называйте цвет, а дети должны догадаться и объяснить, что может значить указанный колер: красный – стойте, желтый – ожидайте, зеленый – можно идти. В завершение занятия воспитанники при помощи педагога распределяют круги по сигнальным огням.
Дидактическая игра «Наш помощник светофор»
Дидактическая игра: «Наш помощник светофор»
Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет). На первоначальном этапе дети играют в игры со взрослым, затем самостоятельно.
Цель:
Формировать у детей представления об элементарных правилах дорожного движения.
Образовательные задачи:
Познакомить детей со светофором и сформировать представление о его назначении и сигналах: красный свет – СТОЙ (запрещает движение), зеленый свет – ИДИ (разрешает движение), желтый свет – ЖДИ.
Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине).
Закреплять представления детей о цвете – определять круг нужного цвета (зрительное соотнесение: красный, желтый, зеленый).
Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: сигнал, дорога, пешеход, светофор, пешеходный переход; вверху, внизу, посередине или между.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук с помощью выполнения действий с предметами.
Развивать внимание и речь детей за счет умения слушать, понимать содержание и повторять отдельные слова и словесный текст.
Развивать умение правильно располагать круги на макете светофора.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки культуры поведения пешехода.
Вызывать эмоциональный отклик от процесса игры.
Правила и варианты игры.
Игра «Знакомство со светофором»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Взрослый предлагает детям познакомиться со светофором.
Светофор — для всех друг, он самый главный на дороге.
Светофор указывает, когда можно переходить дорогу, а когда оставаться на месте. Все пешеходы должны его слушаться.
Давайте рассмотрим светофор — у него есть три сигнала: вверху – красный, внизу – зеленый, а между ними или посередине – желтый.
Затем взрослый предлагает все повторить еще раз, вместе, проговаривая главные фразы.
Малоподвижная игра «Пешеходный переход»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Ведущий предлагает детям побыть пешеходами и попробовать перейти дорогу по пешеходному переходу.
-И в этом нам поможет светофор, слушайте внимательно и выполняйте:
«Прежде чем дорогу перейти, на меня ты посмотри. Если свет зажгу я красный, значит двигаться опасно (стой – дети стоят на месте), если свет горит зеленый, проходите – путь открыт (иди – дети имитируют ходьбу), ну а желтый горит свет – перехода больше нет, не спешите, подождите, загорится очень скоро светофора новый глаз (жди – дети стоят и проговаривая слова вместе с ведущим, хлопают в ладоши)».
Воспитатель сопровождает словесный текст показом на макете светофора нужных сигналов.
Игра повторяется несколько раз.
Игра «Помоги светофору найти свои огоньки»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Светофор предлагает детям поиграть с ним:
«Со мной случилась беда и я растерял свои огоньки, помоги мне пожалуйста!» (детям предлагается починить светофор).
Дети поочереди «помогают» светофору.
В процессе игры взрослый задает детям вопросы:
-Какого цвета этот огонек?
— А где он располагается: вверху, внизу или посередине?
— Что обозначает этот огонек?
Если дети испытывают затруднения, взрослый привлекает к помощи другого ребенка.
В итоге светофор благодарит всех детей за помощь и предлагает дружить всегда и никогда не забывать о нем.
Игра «Светофор потерял свой огонек»
Играть могут 3 ребенка. Перед ребятами лежат светофоры. Два цвета у светофора есть, а вместо третьего — белый кружок. И ещё рядом лежат фишки красного, жёлтого и зелёного цветов. Задача ребёнка- подобрать нужную фишку и положить её на светофор там, где она должна быть. Выигрывает тот, кто справился с заданием быстрее остальных.
Игру можно несколько усложнить тем, что мы переворачиваем фишки. Дети по — очереди берут фишку, открывают её и говорят, подходит она под их светофор или нет. Если подходит, оставляют её себе, кладут на свой светофор.
Дидактическая игра: «Наш помощник светофор» PPTX / 808.42 Кб
Найди сигнальные огни
Для этой игры тоже требуется схематичное изображение светофора с отдельными цветными кругами. Но задание сложнее, предназначается для средней группы: дошкольники сами подбирают сигнальные огни, ориентируясь на наводящие вопросы педагога.
Расскажите воспитанникам, что на дороге случилась беда: машины не могут ехать, потому что светофорные огни растерялись. Попросите детей помочь водителям, вернуть сигналы на место.
В ходе игры спрашивайте у игроков по очереди:
- какого цвета сигнал;
- где он находится – вверху, в центре, внизу;
- что означает.
Если ребенок затрудняется с ответом, задайте тот же вопрос следующему игроку.
Подбери сигнальный огонь
Игра соревновательная, играют 3 дошкольника. Подготовьте для занятия изображения светофоров, у которых два огня цветные, а вместо третьего – пустой кружок. Также нужны картонные круги 3-х цветов.
Раскладывайте изображения перед игроками. Попросите вспомнить, какого цвета должен быть неокрашенный сигнальный круг. Дети вспоминают, выбирают вырезанный кружок, прикладывают его к неокрашенному светофорному огню. Побеждает игрок, сделавший больше правильных ходов, справившийся с заданием быстрее товарищей.
Игру для подготовительной группы можно усложнить, перевернув вырезанные круги тыльной стороной вверх. Игроки по очереди берут круги, переворачивают, называют цвет, смотрят, подходит ли колер для их светофора. Если да, кладут на соответствующий сигнальный огонь, если нет, откладывают, передают ход товарищу.
Светофор
Для проведения игры «Светофор» в старшей группе сделайте заготовки: разделите альбомные листы пополам, на одной половине изобразите светофор с неправильно расположенными огнями, на другой – устройство с пустыми кругами вместо сигналов. Отдельно вырежьте кружки 3-х цветов.
Задача игроков – выявить неправильное расположение огней. На соседнем устройстве нужно изобразить световые сигналы правильно, разложив круги соответствующим образом.
Собери светофор
Дидактическая игра «Собери светофор» закрепляет представление о предназначении дорожного устройства, развивает внимательность и мыслительные способности. Для занятия подготовьте изображения светофоров – по одному на игрока, и круги из картона 3-х цветов. Каждый круг произвольно разрежьте на 4 части.
Расскажите воспитанникам, что светофорные огни сломались, их нужно починить. Дети складывают круги в соответствии с цветами и очередностью расположения. В завершение работы воспитанники рассказывают, что означает каждый светофорный сигнал.
Дидактические игры по ПДД
В последнее время очень актуальной стала проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Просто зубрить с детьми правила дорожного движения – это очень скучно и неэффективно. Да и маленькие дети с трудом запомнят скучные правила безопасности. Другое дело – игра!!! Благодаря дидактической игре дети с лёгкостью запомнят и усвоят правила дорожного движения (ПДД). Благодаря дидактическим играм по ПДД дети старшего дошкольного возраста не только осваивают простые правила поведения на дороге, но и умеют классифицировать дорожные знаки, знают, что они обозначают, и как себя вести, если увидели этот знак. Хочется предложить некоторые дидактические игры по ПДД, которые можно сделать своими руками, и которые очень любят дети.
Игра «Машинки»
Игра подходит для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Цель игры: формировать у детей представления о сигналах светофора, закреплять последовательность цветов светофора. Развивать мелкую моторику рук.
Состав игры: Игра состоит из доски с изображением дороги, машинок на ней и светофора.
Ход игры: Колёса у автомобилей, светофор сделаны из цветных крышек. Сигналы светофора откручиваются, а ребёнок в правильной последовательности их прикручивает. Можно усложнить задание, и расположить сигналы светофора в неправильной последовательности. Задача ребёнка исправить ошибку.
Игра «Собери светофор»
Игра подходит для детей младшего дошкольного возраста.
Цель игры: закреплять представления детей о сигналах светофора и их последовательности.
Состав игры: три шаблона светофора с кармашками для его сигналов, круги трёх цветов красного, жёлтого и зелёного.
Ход игры: перед детьми раскладываются шаблоны светофоров, и предлагается игровая ситуация, что злой волшебник заколдовал светофорчики и теперь их нужно починить – правильно обозначить цвета.
Для детей младшего дошкольного возраста на первое место ставится сам процесс игры, а результат вторичен. Поэтому и задания в таких играх направлены больше на процесс игры, а результат уходит на второй план.
Игра «Кубик с правилами»
Игра подходит для детей среднего дошкольного возраста.
Цель игры: закреплять представления детей о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров.
Состав игры: куб, сделанный из картона, каждая грань которого обклеена иллюстрациями с изображением дорожных ситуаций.
Ход игры: ребёнок бросает кубик, описывает ситуацию, которая оказалась на верхней грани куба и рассказывает, как должен поступить пешеход или пассажир в этой ситуации. За каждый правильный ответ ребёнок получает смайлик. Такая игра подойдёт как для индивидуальной работы, а так же можно играть с подгруппой детей в количестве от 2 до 5.
Игра «Подбери знак»
Игра подойдёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель игры: закреплять знание у детей дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Состав игры: карточки, иллюстрирующие дорожные ситуации, содержащие окошко вместо знака и карточки с дорожными знаками.
Ход игры: дети выбирают себе карточку, рассматривают ситуации. У ведущего дорожные знаки. Ведущий по очереди показывает знак, тот играющий, у кого оказывается нужная карточка, забирает этот знак и обосновывает свой выбор.
Игра «Собери дорожный знак»
Игра подходит для детей подготовительной к школе группе (6 – 7 лет).
Цель игры: закреплять знание у детей дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Развивать зрительную память.
Состав игры: карточки с изображением дорожных знаков разных видов: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные; пустые шаблоны знаков (белые и красные круги, синие прямоугольники, белые и красные треугольники); составные детали знаков (силуэт автобуса, белый прямоугольник, силуэты человечков, красный крест и т.д.).
Ход игры: Во время знакомства с игрой необходимо детально рассмотреть знаки, классифицировать их на подгруппы и определить, что они обозначают. После этого дети выбирают себе дорожный знак и собирают их из составных частей. В дальнейшем задачу можно усложнить, убрав готовые дорожные знаки. Дети по памяти собирают дорожный знак, рассказывают, что он обозначает и сверяют с образцом.
Игра «Весёлое путешествие»
Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Цель игры: Закреплять правила дорожного движения, обозначение запрещающих дорожных знаков, значение сигналов светофора.
Состав игры: игровое поле, которое можно изготовить самостоятельно, 2 – 4 игровые фишки в виде машинок, 1 кубик с точками, обозначающими количество ходов, 1 кубик, обозначающий сигнал светофора.
Ход игры: все игроки ставят свои фишки на кружок с надписью «СТАРТ» и определяют очерёдность ходов. Затем по очереди бросают кубик и передвигают фишку на столько кружков вперёд, сколько показал кубик. Если фишка игрока попала на запрещающий дорожный знак, то ребёнок передвигает её на столько кружков назад, куда показывает стрелка. Если фишка игрока попала на кружок с изображением светофора, то игрок бросает кубик, обозначающий сигнал светофора. Если выпадает зелёный цвет – игрок ходит ещё раз, если жёлтый – передвигает фишку на 1 ход вперёд, если красный – пропускает следующий ход. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша.
Таксисты
Это подвижная игра, которая закрепляет представления о правилах дорожного движения, совершенствует двигательную активность, формирует навык коллективных действий, взаимодействия с товарищами. Для занятия нужны обручи и картонные круги 3-х колеров. На игровой площадке необходимо разметить дороги и пешеходные переходы.
Дети разбиваются на пары: один таксист, другой пассажир. Каждая пара становится в обруч, один ребенок держит его правой рукой, второй – левой: это будет автомобиль. Другие дети становятся пешеходами и светофорами, вторые получают по 3 сигнальных круга.
Игра начинается: таксисты и пассажиры бегают по дорожкам, пешеходы идут по переходам, остальные показывают сигнальные огни. Действия игроков должны соотноситься со светофорными сигналами. При необходимости педагог дает подсказки, корректирует движения воспитанников.
Дидактические игры по правилам дорожного движения в старшей группе
Дидактические игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников по ФГОС
Игра «Собери знак»
Цели: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения на дороге и в общественных местах. Материал: в конвертах пазлы — дорожные знаки, фишки. Ход игры. Дети делятся на экипажи (команды), по сигналу воспитателя открывают конверты и складывают свои знаки из частей. На выполнение задания — 5 минут. За правильно собранный знак — 1 очко. Можно заработать дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение.
Игра «Перейди дорогу»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Ход игры. Воспитатель поочерёдно поднимает три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Дети должны перейти предполагаемую «дорогу» (ковровую дорожку, проход, обозначенный лентами, камешками и т. д.). Дети, переходившие «дорогу» на красный или жёлтый кружок, выходят из игры.
Игра «Зелёный глаз»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Ход игры. У входа в детский сад устанавливается макет светофора. Когда дети возвращаются после прогулки, воспитатель «включает» красный свет — «Идти нельзя», затем жёлтый — «Приготовиться». Только на зелёный свет разрешается заходить в помещение.
Игра «Наша улица»
Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты). Ход игры. Игра проводится на макете. С помощью кукол дети по заданию воспитателя разыгрывают различные дорожные ситуации.
Игра «Повороты»
Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное внимание. Материал: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»; рули. Ход игры. Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперёд, если знак «Движение направо» — движением «руля» поворачивают направо, если знак «Движение налево» — движением «руля» поворачивают налево. Тот, кто ошибается, выходит из шеренги.
Игра «Перекрёсток»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Ход игры. Четверо ведущих, двое из которых получают красные кружки, двое других — зелёные, становятся на «перекрёстке». Дети изображают пешеходов и автомобили. По свистку ведущие поднимают соответствующие кружки, а «пешеходы» и «автомобили» начинают движение. Следующий свисток обозначает смену сигнала светофора, ведущие меняются местами. «Пешеходы» и «автомобили» останавливаются. После очередного свистка движение возобновляется, а нарушители выходят из игры.
Игра «Угадай транспорт»
Цели: закрепить представления детей о транспорте, умение находить по описанию предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта. Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Ребёнок, который отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.
Игра «Найди безопасный путь»
Цели: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас. Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор, транспорт (машины легковые, грузовые), куклы-пешеходы. Ход игры. Дети по заданию воспитателя разыгрывают различные ситуации на макете, способствующие безопасному передвижению по улицам.
Загадки про дорожные знаки
Это что за чудо-юдо. Два горба, как у верблюда? Треугольный этот знак, Называется он как? (Неровная дорога.) Предупреждает этот знак, Что у дороги здесь зигзаг И впереди машину ждёт Крутой… (опасный поворот). Полосатая лошадка, Её «зеброю» зовут. Но не та, что в зоопарке… Люди здесь по ней идут. (Переход.) Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход: Тут… (подземный переход).
Рекомендуем посмотреть:
Квест — игра по ПДД в старшей группе. Конспект Сценарий игровой программы по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Интерактивная игра по ПДД для детей 5-7 лет Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Игры по правилам дорожного движения для старшей группы ДОУ