Информация об авторе
Методика Воскобовича в детском саду используется для всестороннего развития творческих способностей детей. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью.
Автор методики Вячеслав Воскобович много лет не имел никакого отношения к психологии и педагогике. По специальности он является инженером-физиком. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для детей и взрослых, был неравнодушен к поэзии. К созданию методики его подтолкнули собственные дети. В начале девяностых было очень проблемно приобрести качественные игры для развития логики, мышления, памяти и развивающие материалы. Тогда Вячеслав Воскобович самостоятельно разработал серию игр и успешно ее адаптировал.
Развивающие игры являются универсальными пособиями, которые могут с одинаковым успехом использоваться многократно. В дальнейшем по нескольким играм была разработана целая обучающая методика, направленная на всестороннее развитие ребенка. На сегодняшний момент можно ознакомиться с более чем пятьюдесятью играми и большим числом развивающих пособий. В России и ближнем зарубежье регулярно проводятся авторские семинары Вячеслава Воскобовича а в детских садах методика активно внедряется в процесс обучения и развития.
Несколько слов о Воскобовиче
Вячеслав Вадимович Воскобович – это талантливый российский педагог-самоучка, который, имея «за плечами» диплом инженера-физика, сумел разработать уникальную авторскую методику раннего развития детей, получившую признание не только среди родителей, но и среди профессионалов – педагогов и психологов. «Примерить» на себя непривычное для него амплуа изобретателя детских развивающих игрушек Вячеслава Воскобовича заставила не любовь к педагогике (хотя помимо физики он всегда увлекался поэзией, музыкой и написанием стихов и песен для детей и взрослых), а суровая жизненная необходимость.
В самом начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране ощущался тотальный дефицит детских развивающих игр, Воскобович столкнулся с нелегким выбором: пустить воспитание и развитие собственных детей на самотек или попытаться самому придумать и сделать игры, обеспечивающие его детям не только досуг, но и полноценное развитие.
В результате на свет появилась целая серия развивающих игр Воскобовича («Геоконт», «Игровой квадрат» и «Цветочные часы»), которые представляют собой универсальные творческие пособия, предназначенные для многократного использования. На сегодняшний день доступно около 40 развивающих игр Воскобовича, каждая из которых может стать настоящей находкой для родителей, заботящихся о гармоничном и полноценном развитии своих детей.
В последствии Вячеслав Вадимович разработал и собственную методику, направленную на всестороннее развитие детей, в основу которой был положен его личный родительский опыт. Другими словами, Воскобович сумел создать эффективную методику развития детей, которую с успехом может применить каждый родитель в домашних условиях.
Описание подхода Воскобовича
Автор уверен, что обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является использование интересных сказок. Каждую игру сопровождает увлекательная история, которая помогает быстрее запомнить формы, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Такие методические разработки являются находкой для родителей без специального (педагогического или психологического) образования, потому что, основываясь на сюжете сказки, можно играть с ребенком и выполнять творческие задания.
Но игры должны проходить с пользой. Развивающие игры многофункциональные: в игровой форме можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы. Так, ценность заключается в способности игры обучать и всесторонне развивать ребенка. Обязательно и развитие творческого начала. Сказки и игры по методике Воскобовича («Чудо-крестики», «Геоконт», кораблик «Плюх-Плюх» другие) помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал. Нетрадиционные задания разной сложности формируют ранее креативное мышление у детей.
Игры
Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.
«Фиолетовый лес»
Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.
Комплект базовых деталей соответствующий:
- деревья и разноцветные листочки;
- облака, солнце и луна;
- самые популярные животные леса;
- оформление для зон озера и леса.
На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.
По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.
«Кораблик Плюх-плюх»
Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.
К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.
«Геоконт»
Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.
На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.
«Квадрат Воскобовича»
Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.
Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.
«Математические корзинки»
На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.
Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.
«Складушки»
Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.
Специфика развивающих игр
Методика подходит для занятий с детьми от двух лет. По отзывам, ребята и постарше с удовольствием занимаются по пособиям. Каждое задание может начинаться с элементарной манипуляции с отдельными элементами и заканчиваться решением все более сложных задач. Игры обязательно учитывают актуальные для возраста интересы ребенка. Кроме того, в ходе игрового процесса дети совершают новые открытия и получают удовлетворение (в эмоциональном плане) от самостоятельно выполненных задач. Игровой материал разнообразный, насыщенный, многоплановый и многофункциональный.
Большинство игр по методике Воскобовича в детском саду или дома сопровождаются методическими пособиями и иллюстрированными историями, в которых нужно выполнять по сюжету задания или отвечать на поставленные вопросы. Герои сказки помогают ребенку усвоить азы математики или чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети быстро не утомляются, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.
Особенно важно, что применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих методика проста в освоении, в крайнем случае можно записаться на семинар автора и даже лично задать интересующие вопросы) не требует перестройки работы учреждения или изменения привычного уклада жизни дома. Отношения взрослый ребенок партнерские, то есть не предполагается положение взрослого выше. Ребенок оказывается окружен непринужденной, но развивающей интеллектуально-творческой атмосферой. За счет поддержки творческих начинаний возникает ощущение внутренней раскованности, а еще ребенок не получает отрицательной оценки взрослых, так что ощущает внешнюю безопасность.
Развивающие игры по методике
Все игры по методике Воскобовича (описание отдельных дано ниже) можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.
Игры для детей младшего и среднего школьного возраста
Это те же самые игры, только пользуются ими по-другому. Игра «Геоконт» знакомит с такими математическими понятиями, как система координат. «Квадрат Воскобовича» бывает двухцветным (для малышей) и четырёхцветным (такой подойдёт и школьникам). Предназначена для детей постарше игра «Планета умножения».
Все без исключения игры Воскобовича развивают интеллект, логическое мышление и мелкую моторику. Поэтому по остальным развиваемым качествам игры (их около 40) можно поделить на три группы: развивающие пространственное мышление, навыки счёта и чтения. Большинство игр продаётся в двух вариантах: со сказкой и без. Отказываясь от сказки, родители многое потеряют, потому что именно сказка, как и игра, делает обучение незаметным и непроизвольным для дошкольников. Но от этого оно не становится менее значимым для родителей.
Игра-конструктор «Геоконт»
Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.
«Фиолетовый лес» Воскобовича
События в развивающих играх В. Воскобовича обычно разворачиваются в чудесном лесу. Здесь живут сказочные персонажи: смелый и сообразительный мальчик Гео, мудрый паук Юк, забавные говорящие попугаи Эник и Беник и многие другие. Фиолетовый лес – большая страна, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на 4 соответствующие игровые зоны:
- «Небо»
- «Лужайка»
- «Дорожка»
- «Полянка»
Населите вместе с ребятами каждую из этих частей обитателями волшебного леса и дополните окружающее пространство с помощью аксессуаров из набора – детализированных деревьев, солнышка, цветов, разноцветных листиков и т.д.
Комплект представляет собой развивающую сенсорную среду. Можно используя ее элементы, играть с детьми, конструировать и давать знания знания, в том числе и по математике. Фиолетовый лес также совершенствует мелкую моторику и координацию движений, стимулирует фантазию и воображение.
(Рассказать как играть на занятиях по математике).
«Квадрат Воскобовича»
«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни.
Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.
Технологии развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста
Литвин Елена
Технологии развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация
Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В. В. Воскобовича для развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Развивающие игры, познавательное развитие, самостоятельность, заинтересованность дошкольников.
Сейчас дошкольники стали сильно отличаться от дошкольников советского времени. Сегодня не случайно так много внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей. Именно в младшем дошкольном возрасте у них, как правило, начинает развиваться вербальный, то есть «приобретенный»
интеллект.
Чаще всего, когда речь идет о детях, их воспитании и развитии, мы взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов напоминают книгу уставов и положений об игре.
Но ведь игра – это дело веселое. Поэтому яркой особенностью игры является ведущая деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
В современном мире достаточно большое количество игр, да они яркие красочные с интересными названиями, но зачастую большинство из них ни какой особо функции не несут, не развивают, не обучают.
Как педагоги перед нами тоже стал такой выбор, какую технологию развивающих игр использовать для эффективной работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Ознакомившись с большим количеством игровых технологий наш взгляд, остановился на ранее не знакомой нам технологии развивающих игр В. В. Воскобовича.
Нас привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Ознакомившись с методикой, мы решили попробовать внедрить игровую технологию Воскобовича в педагогический процесс. Мы поняли, что нет необходимости перестраивать свою работу – технологию можно постепенно внедрять в уже существующие порядки и уклады группы. Для этого мы разработали перспективный план работы с учетом индивидуальных способностей детей по играм Воскобовича «Развивающие игры»
.
Своим опытом работы мы поделились с педагогами. Мы объяснили педагогам, что использование комплектов игр и игровых пособий Воскобовича позволяет организовать предметно-развивающую среду, соблюдая принципы ее построения, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: многофункциональность, трансформируемость, педагогическая целесообразность.
Существуют определенные особенности развивающих игр Воскобовича:
— игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности;
— широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений;
— многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач (знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д. ;
— систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал;
— методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками.
Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Много игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, где нужно выполнять различные задания и отвечать на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания. Но и навыки общения.
Используя игры Воскобовича В. В., возникла необходимость оформить «Интеллектуально-игровой центр», где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
Фиолетовый лес представляет собой сказочную поляну, на которой есть своя область и свой герой. А также здесь дети знакомятся с временами года и их последовательностью, закрепляют представления о частях суток, учатся замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения. Формируют представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи на — лугу).
Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние»
элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.
Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади — между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.
Развивающие игры, такие как «Двусторонний квадрат»
и
«Прозрачный квадрат»развивают умения складывать предметные формы по схемам и собственному замыслу или описанию взрослого, придумывают новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия.
В нашей группе Коврограф, Фиолетовый лес и развивающие игры Воскобовича часто используются как часть занятия. Очень часто мы используем физминутки, с героями, придуманными В. Воскобовичем. Для побуждения ребенка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач.
Таким образом, применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Мы считаем, что целенаправленная и систематическая работа по играм В. В. Воскобовича, постоянное и постепенное усложнение игр позволит подержать интерес детей к игре, а также поможет добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.
Список использованной литературы
Никулина Т. А. Использование развивающих игр В. Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие»
в практике
дошкольных образовательных организаций // Молодой ученый. — 2021. С. 280-282.
Вочкобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры»
. — СПб.: Гириконт. 200
Воскобович В. В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс»
СПб, 1997.
Воскобович В. В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава»
. СПб, 1999. Смоленцева А. А.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 2007.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под. ред. А. А. Столяра. — М., 2002.
Головоломка «Чудо-крестики»
Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.
Кораблик «Плюх-Плюх»
В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.
Популярные игры Воскобовича
Абсолютно все игры Воскобовича имеют свое направление в развитие ребенка.
Но какие игры самые популярные, могут подойти, нам воспитателям при ознакомлении с математикой? Какие игры могут подойти для развития логики и мышления?
Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика контрастных цветов. Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.
Об этом квадрате обоснованно сказано «Великий квадрат не имеет предела». В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Геоконт
Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики.
Играя, ребенок будет:
- запоминать цвета, формы;
- развивать моторику рук;
- учиться ориентированию по системе координат;
- развивать креативность;
- учиться анализировать и сравнивать.
Геоконт представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, «разделяется» на 7 лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: «Б», «К», «О», «З», «Г», «С», «Ф». И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например «О1» или «З4».
С помощью разноцветных резиночек можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия — прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры — треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.
Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат. Например: «Ф4, Б4, З4, Г4». Игровой набор Геоконта — это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово «геометрия»: «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава».
В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
Игровизор
Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.
Игровизор состоит из:
- подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
- прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.
Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.
С помощью игровизора можно:
- просто рисовать;
- под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
- можно писать графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д..
В продаже можно встретить 3 варианта игровизоров:
- игровизор;
- игровизор в комплектацию которого включен синий маркер на водной основе;
- игровизор с синим маркером и еще в комплекте к нему предлагается 5 пособий, предназначенных для разного возраста детей от 3 до 8 лет.
Для удаления маркера с пластикового листа можно использовать флисовые тряпочки.
Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).
Шнур затейник
Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.
Сказку «Филимон Коттерфильд», по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.
С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.
Для детей старше 5-х лет предназначена увлекательная развивающая игра «Счетовозик», которая поможет малышу подготовиться к занятиям в детском саду и к школе. Данная игра включает в себя деревянную дощечку в виде паровозика с изображением цифр от одного до двадцати, знаков равно, плюс, минус, больше, меньше, а также шнурка. Игра развивает математические способности, логику, мышление, мелкую моторику. Вариантов игры с Cчетовозиком немало. Для начала можно выучить цифры и числа, затем можно ввести понятия «меньше», «больше», т.е. научит сравнивать числа.Используя шнурок ребенок сможет вычитать и складывать (продевая шнурок от одного числа к другому и к результату. Кроме прочего, тренируется и мелкая моторика. Выполняя упражнения, предложенные в игре, ребенок сможет и самостоятельно придумывать и решать несложные примеры и задачки.
Кораблик «Плюх-плюх»
Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.
В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.
Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.
С его помощью:
- малыш будет определять цвета;
- научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;
- сформируются начальные математические представления;
- будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.
У «кораблика Плюх-плюх» имеется брат «кораблик Брызг-брызг». Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что «кораблик Брызг-брызг» крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке
«Волшебная Восьмерка» Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. «Волшебная Восьмерка» Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.
«Математические корзинки»
«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».
Теремки Воскобовича
Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.
«Волшебные Гонзики»
Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.
Игры для детей от 2 лет
Некоторые игры подходят для детей с двухлетнего возраста. Всё дело в том, как использовать игру. Основная развивающая задача для крошек 2-4 лет – развитие мелкой моторики (движений пальчиков и руки в целом). Существует зависимость между развитием мелкой моторики и речью: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он говорит (а потом и пишет). Большинство игр Воскобовича развивают мелкую моторику. В игре «Геоконт» нужно надевать резиночки на штырьки, создавая разные формы, в игре «Квадрат Воскобовича» мелкая моторика развивается за счёт изгибов фигуры на жёсткой тканевой основе. В игре «Кораблик «Плюх-плюх» нужно надевать шероховатые разноцветные паруса-флажки на деревянные мачты-палочки, в играх-шнуровках «Ромашка» и «Конструктор букв» тоже задействована мелкая моторика и разная поверхность предметов. Игра «Чудо-крестики» для этого возраста подобна крупным пазлам: из цветных деталей складываются фигуры. Игра «Складушки» содержит диск с песенками. Она развивает речь детей этого возраста. Игры «Кубики Воскобовича» и «Конструктор букв» дают первое представление о буквах.
Коврограф «Ларчик»
Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь.
Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.
Как правильно играть
Занятия по методике Воскобовича должны проводиться только после предварительной подготовки. Взрослый должен сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, а потом предлагать ребенку игру. Согласно отзывам, в процессе занятий дети обычно сосредоточены, предпочитают что-то делать руками и мало говорят. Поэтому во время занятий по методике Воскобовича в детском саду необходимо расспрашивать детей, что каждый делает, почему выбрал именно такую фигуру, можно просить придумать свою сюжет или пересказать сказочное задание.
При работе с игровыми материалами ребенок часто длительное время находится в одной и той же позе, но такая статичность не приносит пользы. Нужно учитывать возрастные особенности и вовремя отвлекать детей от длительного сидения, устраивать перерывы, выполнять разминку. Но при этом для игр требуется усидчивость, что не каждому по душе и по силам. Поэтому не нужно исключать индивидуальный подход и особенности детей. Каждые десять минут можно менять деятельность: выполнять задания, сделать короткий перерыв, затем вернуться к выполнению заданий.
Методика
У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.
Общие задачи развивающей программы:
- развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
- выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
- тренировка творческого мышления, логической гибкости;
- психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
- практика развития навыков устной речи, чтения, счета.
Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.
Плюсы и минусы методики
Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.
Результаты использования
Применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих это могут быть самые простые игры, а позже можно перейти к развивающей среде и сложным задачам) и дома способствует развитию внимательности, памяти, внимания, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.
Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что в коллективах очень много ребят с высоким и очень высоким интеллектом (градация следующая: интеллект ниже среднего, средний, нормальный, высокий, очень высокий и превосходные). Отзывы родителей тоже положительные. Дети 5-6 лет умеют сравнивать и анализировать, концентрироваться на сложных мыслительных операциях и доводить дело до логического завершения. Трехлетки различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным. Дети, которые наигрались в дошкольном возрасте, идут в школу с удовольствием и учатся ради самого учения. Как правило, ребята делают это хорошо, мотивированно и с интересом.