Схема наблюдения за поведением ребенка
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка
Дата заполнения Заполнил: родитель, психолог, педагог
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | |||||
Агрессивность | физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется | ||||
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый | |||||
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | |||||
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | |||||
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки | |||||
Как реакция на ограничение | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | |||||
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | |||||
вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть | ||||
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | |||||
негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру | ||||
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | |||||
вербальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | |||||
демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии | ||||
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | |||||
Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) | Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре | ||||
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | |||||
Реакция на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. | |||||
конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других | ||||
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | |||||
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | |||||
Вследствие трудности переключения | Не уступает игрушек | |||||
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться | ||||
И эмоциональная поглощенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | |||||
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | |||||
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | |||||
И особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | |||||
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении | ||||
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | |||||
нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. | ||||
Проявляется в речи | Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | |||||
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | |||||
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | |||||
Стархи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра | ||||
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | |||||
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, старх публичного выступления, страх остаться одному | |||||
тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд | ||||
В речи | В речи | |||||
В движениях | В движениях | |||||
Во взаимоотно-шениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | |||||
скованность | В движениях | Двигательно скован | ||||
В речи | Запинается в речи | |||||
Реакция на новизну | Реакция на новизну | |||||
заторможенность | В познавательной деятельности | На знает чем заняться | ||||
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | |||||
В речи | Говорит слишком тихо | |||||
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | |||||
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | ||||
Во взаимоотно-шениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | |||||
В речи | Часто использует местоимение «Я» | |||||
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики | ||||
На организованных занятиях | Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | |||||
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии | ||||
В содержаниеи помощи ребенку | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | |||||
В речи | Условия выполнения задания и пр. | |||||
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия | ||||
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | |||||
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | |||||
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | |||||
Речевая рассторможженность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса | ||||
Темп речи | Темп речи убыстрен, речь взахлеб | |||||
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого | |||||
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции | |||||
Непонимание сложных словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания | |||||
Застреваемость | В движениях | Рисует многократно повторяющиеся элементы | ||||
Во взаимоотно-шениях | Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу | |||||
В речи | Повторяет многократно одну и ту же фразу | |||||
На чувствах и эмоциях | Застревает на обиде | |||||
Трудности переключения | С трудом переключается и пр. | |||||
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия | |||||
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованносго занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности |
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
Ф.И.О. наблюдателя
Ф.И.О. наблюдаемого
Дата _________________ Время начала ____________________ Время окончания __________________________
Ситуация
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие реакции | Комментарии |
Заключение
Протокол наблюдения за ребенком во время театрализованной деятельности «Цирк»
Имя, возраст:
Витя, 5 лет (средняя группа)
Цель наблюдения:
выявит умения ребенка выступать перед незнакомой публикой.
Мимика | Действия | Речь |
Глаза опущены в пол | Руки в кулаках | Говорит тихо |
Сел на стул, следит за действиями других детей | ||
Отвернулся, не следит за действиями на сцене | ||
Улыбается | Следит за детьми | Молчит |
Дергает ремень на костюме | ||
Встал | Заученная речь по плану | |
Когда говорит, смотрит вниз | Говорит быстро | |
На детей внимание не обращает | ||
Следит за педагогом | ||
Хлопает | ||
Все дети поют, а он нет | ||
Улыбается | Танцует | Что-то говорит соседу |
Поёт |
Вывод:
согласно поставленной цели, я могу сделать вывод о том, что ребенок немного стеснялся и возможно чувствовал себя неуверенно, об этом может свидетельствовать то факт, что ребенок не смотрел в зал и зачастую во время постановки стоял позади всех детей или где-то в стороне.
Но не смотря на возможное стеснение, ребенок хоть и не громко, но зато хорошо произносил свой текст, все слова были понятны, Витя не запинался.
По словам воспитателя, Витя сам проявил инициативу, чтобы участвовать в постановке. Раньше такого за мальчиком не замечали.
Наблюдение за детьми раннего возраста
В целом рекомендации к наблюдению за ребенком дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
Ø Перед тем, как приступить к непосредственному наблюдению за ребенком, необходимо установить контакт с воспитателями и помощником воспитателя группы. На время прохождения практики психолог становится частью (хотя и независимой) взрослого состава группы.
Ø Отношения с взрослыми должны строиться на деловой основе, но при этом быть эмоционально теплыми. Лучше заранее согласовывать свои действия с действиями воспитателя, предупреждая тем самым непонимание и разного рода недоразумения, но совсем не обязательно при этом сообщать истинную цель исследования (что будет предметом, и кто — объектом наблюдения).
Ø Ориентируясь на взаимопонимание в отношениях с воспитателями, необходимо сохранять собственную независимость и автономность. В задачу психолога не входит идентификация с воспитателями. Поддержка и понимание воспитателей и их помощника нужны для того, чтобы органично «вписаться» в естественную обстановку группы и этим максимально снизить влияние своего присутствия на наблюдаемой процесс.
Ø На время наблюдения задача психолога — сохранять нейтральную позицию, никоим образом не влияя на происходящие события своими действиями и словами. Вмешательство психолога возможно только при возникновении угрозы здоровью и жизни детей.
Ø Не исключено, что в первый день наблюдения со стороны детей будут возникать многочисленные вопросы к психологу о том, что он делает, а также просьбы или предложения поиграть с ними. Не стоит давать детям пространные и запутанные объяснения на подобные вопросы, достаточно кратко, но твердо ответить, что в данный момент вы работаете и поэтому не можете играть. Если обещаете ребенку поиграть с ним в другое время, указывайте точное место и время игры (например, «Вечером на прогулке») и обязательно выполните свое обещание, иначе следующее наблюдение может быть сорвано обманутым вами ребенком.
Ø Как правило, если психологу удалось с первого раза занять позицию нейтрального наблюдателя в группе, вся последующая серия его наблюдений пройдет в хорошей рабочей обстановке, а внимание детей к нему будет минимальным. Необходимо отметить еще один немаловажный момент, его можно обозначить как «консерватизм наблюдателя» — консерватизм одежды (лучше отказаться на время наблюдений от яркой одежды и яркого макияжа), неизменность поведения и манер, а также постоянство рабочего места.
Ø Рабочее место. Заранее стоит определить место наблюдения и согласовать свое действие с воспитателями. Нужно выбрать такое место, чтобы хорошо видеть и слышать все происходящие события, но при этом привлекать минимум внимания к своей персоне. Лучше зафиксировать рабочее место специальными атрибутами (стол, стул), тем самым, определив свое «рабочее» положение.
Ø Независимо от того, когда и где проводится наблюдение, общие требования
остаются следующими:
1) весь наблюдаемый процесс протоколируется (не исключено применение технических средств для записи, но их использование предъявляет ряд особых требований);
2) в записи наблюдения обязательно указываются точное время, условия наблюдения и участники наблюдаемого процесса;
3) наблюдая за одним ребенком и записывая все его действия, высказывания и прочие проявления, наблюдатель также фиксирует действия, высказывания и проявления других детей и взрослых, во взаимодействии с которыми находится наблюдаемый ребенок. Важно не допустить односторонность фиксации факторов: необходимо фиксировать не только результат взаимодействия, но и причины его вызвавшие;
4) старайтесь быть точными в определении наблюдаемых фактов — не упрощайте и не усложняйте увиденное (будьте объективны в записи). Все высказывания детей фиксируйте дословно, без изменений, указывайте интонации, паузы, темп и другие особенности речи. Эмоциональные проявления отражайте достоверно.
Ø Проводя серию наблюдений за одним ребенком, лучше организовывать наблюдение при разных условиях:
· во время работы одного и другого воспитателя, возможно, в отсутствии обоих (например, на музыкальном или физкультурном занятии);
· во время проведения разных режимных моментов (во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и др.).
Ø Нет необходимости спешить делать выводы по 1—2 наблюдениям. Надо учитывать влияние множества факторов и стараться избегать ситуационных искажений восприятия ребенка.
При наблюдении необходимо фиксировать и учитывать следующие аспекты в действиях и деятельности ребенка:
1. отношение
ребенка к другим(детям, взрослым);
2. проявления общей моторной активности
;
3. проявления аффективной сферы
;
4. особенности движений и реакций рук
;
5.
особенности
речи
;
6.
наличие
спонтанных высказываний
;
7.
особенности
выполнения действий
;
8. позиции
ребенка в совместной деятельности с кем-либо;
9. самооценку
ребенка.
Наилучшим вариантом обобщений результатов наблюдений будет их согласование с данными других психодиагностических исследований.
Пример дневника наблюдений
Необходимо отметить, что приводимый ниже дневник наблюдений является образцом включенного наблюдения. Включенное наблюдение представляет такой вид наблюдения, при котором исследователь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с исследуемым ребенком. Данный вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны, рассмотрение которых не входит в нашу задачу. Мы предлагаем Вам самостоятельно оценить достоинства и недостатки этого вида. Считая, что и включенная, и нейтральная форма наблюдений возможны для изучения детей раннего возраста, мы, тем не менее, настаиваем на нейтральной, при которой взаимодействие исследователя с наблюдаемым ребенком исключается.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ
Наблюдение проводилось в ясельной группе городского детского сада. Возраст Даши на начало наблюдения 3 г. 6 мес.
Февраля
О том, что мне нужно будет наблюдать за Дашей, я узнала от заведующей. Надежда Васильевна сразу после нашего знакомства предложила мне вести наблюдение за этой девочкой и объяснила мне свое решение тем, что Даша посещает детский сад чаще всех и редко болеет. Мне очень не понравилось то, что за меня сделали выбор, поэтому все желание вести наблюдение за Дашей пропало. А познакомились мы с Дашей следующим образом.
После нашей беседы с заведующей я отправилась в ясельную группу и только зашла в раздевалку, как вдруг увидела перед собой очень красивую маленькую девочку с большими карими глазами. Ее взгляд заставил меня забыть обо всем на свете. Я помню, что в тот момент у меня в голове была только одна мысль: «Неужели передо мной Даша?» К моему великому сожалению очаровательную девочку с карими глазами звали Карина, а с Дашей меня познакомила воспитательница. Во время моего прихода она одевала Дашу для прогулки и, как только узнала о цели моего визита к ним, сказала Даше: «Вот эта тетя будет за тобой наблюдать. Ты согласна?» Даша утвердительно кивнула головой, а я расстроилась из-за того, что Даша мне совсем не понравилась.
Погруженная в свои переживания по этому поводу я не замечала того, что происходило вокруг, и была очень удивлена, когда увидела перед собой Дашу с маленькими сапожками в руках. Она долго смотрела на меня своими небесно- голубыми глазками, а потом тихо сказала: «Надень мне сапоги». В этот момент в душе у меня что- то произошло. Я сразу пришла в себя, и мне стало очень стыдно за то, что еще совсем недавно я не хотела наблюдать за этим милым ребенком, который сейчас держит меня за шею, и вытягивает маленькую ножку для того, чтобы я надела на нее такой же маленький сапожок. Дашина просьба резко изменила мое отношение к самой Даше, и вместе с этим вернуло исчезнувшее желание наблюдать.
Таким образом, вполне довольные друг другом, мы с Дашей отправились на прогулку. На участке Даша вместе с другими ребятишками играла на веранде. Она вела себя очень агрессивно в отношении тех детей, которые не подчинялись ее требованиям. Например, если Даше захотелось повозить машинку, она силой отбирала ее у мальчиков. Если Даше хотелось поиграть с куклой, она выхватывала ее у девочек и, не обращая внимания на плач и крик обиженных ею детей, продолжала делать то, что ей заблагорассудиться. Своим поведением она заставила меня предположить, что является лидером в своей группе. Иллюстрацией этой гипотезы может послужить следующий случай: Даша собрала вокруг себя несколько девочек и мальчиков, нагребла в ведерко снега и накормила им всех присутствующих, не учитывая при этом их желания. Сама Даша снег не ела.
Когда все вернулись в группу, я помогала воспитательнице раздевать детей, и в это время перестала наблюдать за Дашей. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что Даши среди девочек нет, а мальчиков стало на одного больше. Позднее я поняла, что приняла Дашу за мальчика, так как представляла ее в платье и с хвостиками, а в действительности Даша была в футболке и шортиках, да еще и с коротенькой стрижкой.
Получилось, что мой образ Даши не совпадал с ее реальной внешностью, и в результате я даже не смогла узнать ребенка, за которым наблюдала почти целый час. Данная ситуация навела меня на размышление о том, что многие разочарования в людях, непонимание и, возможно, даже конфликты связаны с тем, что мы создаем некий идеальный образ Другого, задаем рамки его портрета в виде различных установок, а затем пытаемся вогнать в них реального живого человека, заставляя его страдать и мучаться. Особенно тяжело переживают эту ситуацию дети, которые изо всех сил стараются соответствовать идеальному образу, созданному родителями или избегают подобных установок, создавая при этом напряженную обстановку в семье.
Комментарий
В целом можно сказать о том, что в первый день наблюдений был получен достаточно большой объём информации о Даше.
Оказалось, что она является самой старшей в группе. Возможно, поэтому Дашу воспринимают в группе в качестве лидера. Её слушаются не только девочки, но и некоторые мальчики.
Кроме того, уже в первый день наблюдения обнаружилось, что Даша очень агрессивна. Никто другой из всей группы не обижает своих друзей с таким хладнокровием, как это делает Даша, и здесь необходимо отметить тот факт, что саму Дашу в группе не обижают, а её выходки всегда прощаются.
Можно предположить, что определенное отношение к Даше со стороны сверстников и взрослых членов группы способствовало формированию у Даши представления о том, что она самая лучшая, самая сильная и самая главная в группе. Ответ на вопрос, чем обусловлено это отношение, вероятно, будет найден в процессе последующих наблюдений. Возможно, на её самооценку повлияло и то, что она является единственным ребёнком в семье, и поэтому самым любимым и дорогим.
Февраля
Когда я пришла в группу, то сразу увидела Дашу с телефоном в руках. Она набрала номер и затем стала разговаривать с мамой. Даша попросила маму купить ей мороженое, яблоко и шоколад. Мама как будто бы согласилась.
После завершения разговора она выбросила телефон на пол, взяла на руки куклу и приложила ее к груди. На вопрос: «Что ты делаешь?», она ответила: «Это моя дочка. Я ее кормлю грудью». Далее Даша сказала, что она одна у мамы и папы. Раньше мама кормила ее грудью, а теперь не кормит, потому что Даша уже взрослая и сама может быть мамой.
Завершив свой рассказ, Даша решила взять куклу по-другому, но из-за неловких движений Даши ее дочка упала на пол. И, хотя кукла лежала на спине, Даша решила, что дочка поранила себе лоб и у нее течет кровь. Объяснить причину выбора именно этого места для раны Даша не смогла, и я не стала ее больше расспрашивать. Как только мы вытерли «кровь», Даша уложила свою дочку спать, а сама села около кровати дочки и начала читать книжку. То, что она говорила, было очень похоже на стихотворение, но содержание не соответствовало подлинному тексту. Мне все время казалось, что Даша в стихах описывает картинки в книжке. Затем она дала эту книжку мне и попросила почитать вслух.
Я во время прочтения специально делала большие паузы для того, чтобы Даша сама рассказывала стихотворения и, в результате, оказалось, что все детские произведения Агнии Барто Даша знает наизусть и может рассказать. Меня это поразило, потому что остальные дети еще очень плохо говорили, некоторые и вовсе не могли произнести внятно ни одного слова.
После прочтения книги Даша вдруг заметила под своим стулом ею же брошенный телефон, взяла его и снова принялась звонить маме. На этот раз разговор сильно отличался от предыдущего, т.к. сейчас Даша видела, что за ней наблюдают. Она попросила у мамы мороженое, яблоко и шоколад, а потом неожиданно расплакалась и стонущим голосом начала просить у мамы желаемое. Это действие продолжалось довольно долгое время и в результате мама как будто бы согласилась. Довольная собой Даша положила трубку.
Я поинтересовалась о том, всегда ли она так поступает, когда мама ей в чем–то отказывает. Даша утвердительно кивнула и подняла с кровати куклу и убежала.
В это время на ее стул села Катя и попросила меня почитать ей книжку. Когда Даша увидела на своем месте девочку, она быстро прибежала к нам, села на краешек стула рядом с Катей и с невозмутимым видом, стиснув зубы, медленно столкнула девочку на пол. Мое замечание она проигнорировала.
Как только Катя ушла, Даша соскочила со стула и вместе с куклой уселась за стол рядом с мальчиком, который играл с формочками. Я думала, что Даша сейчас продемонстрирует свои умения в подбирании каждой формочке нужной дырочки в специально сделанном для этого круге, но Даша опять меня удивила. Вместо предполагаемых мною действий она взяла в одну руку круг с дырочками, в другую – одну из формочек и начала изо всех сил бить этим кругом по формочке. На мой вопрос о том, что она делает, Даша ответила: «Я рублю дрова и мясо для того, чтобы затопить печь и накормить дочку мясом». Когда я спросила, откуда взялось мясо, она сказала, что недавно закололи корову. «Нарубив дрова», Даша начала кормить «мясом» куклу.
Я в то время обратила внимание на мальчика Ваню, который залез на маленькую деревянную лесенку, прибитую к стене. Я похвалила Ваню за то, что он не побоялся так высоко забраться, и тут Даша, услышав мои слова, бросила куклу и закричала: «А я могу залезть еще выше». Она, действительно, залезла очень высоко, поражая меня своей смелостью, но я ее не похвалила, а, наоборот, попросила слезть обратно. Процедура залезания и спрыгивания с лесенки длилась недолго. Она завершилась сразу же после того, как Даша нашла мячик и стала бросать его в разные стороны.
Один раз мячик поймал мальчик Никита, а Даша, испугавшись, что Никита отберет у нее этот мяч, сильно ущипнула его за ногу. Никита заплакал и отдал Даше мячик. Подобную агрессию в Даше я заметила и в других ситуациях, а именно, когда Даша отобрала у играющей девочки кубик и с размаху ударила ее по голове. Воспитательница заставила Дашу просить прощения у девочки. Даша была вынуждена извиниться. Она очень тихо сквозь зубы пробурчала: «Я больше не буду».
Комментарий
Второй день наблюдения показал, что у Даши хорошо развита речь, память и способность к подражанию. Не каждый ребенок в ясельной группе сможет прочитать наизусть длинное стихотворение и выразительно представить его героев.
Потребность быть в центре внимания проявляется в демонстративном поведении. Игнорирует все препятствия и запреты на пути достижения собственных целей.
Помимо агрессивности, которая часто наблюдается в Дашиных поступках, в ее характере можно заметить и такие черты, как самоуверенность, властность, эгоцентризм.
Февраль
Сегодня я наблюдала процесс одевания детей и активно в нем участвовала. Я успела заметить, что Даша умеет одеваться самостоятельно, но очень любит, когда ей помогают.
Кроме того, Даша очень неусидчива и неспокойна. Ей очень трудно находиться на одном месте длительное время, поэтому, пока я одевала других детей, она носилась по раздевалке и разбрасывала одежду ребят в разные стороны.
Потом она села на трубу, отходящую от батареи, и стала изображать из себя шофера за рулем. Когда я обратила на нее внимание, она пригласила меня в свою машину, но я отказалась. Другие ребята, глядя на Дашину игру, тоже захотели стать шоферами и вместе с ней сели на трубу. Даше это не понравилось, и она вытолкнула непрошеных гостей на пол. Я сделала ей замечание, но Даша пропустила его мимо ушей.
Она слезла с трубы и побежала к своему ящику, откуда достала мешок с вафлями. Две из них Даша съела сама, а остальные предложила мне. Я чуть отломила от одной вафли, поблагодарила Дашу и предложила ей угостить других ребят. Даша вначале сопротивлялась, но потом все таки угостила находившихся рядом детишек. Мне было очень приятно видеть, что Даша не отбирала, а отдавала, и при этом радовалась за других.
Комментарий
Третий день наблюдений помог систематизировать информацию, полученную в предыдущие дни.
Во-первых, Даша – очень подвижный, неусидчивый, неспокойный ребёнок.
Во-вторых, у Даши очень богатое воображение, которое способствует организации девочкой самостоятельной игровой деятельности, отличающейся разнообразием сюжетов, выразительностью и эмоциональностью самого процесса игры.
И, в-третьих, необходимо отметить, что даже в столь редкой для Даши ситуации дружеских отношений со сверстниками проявляется ее желание быть объектом всеобщего внимания и одобрения.
Март
В этот день я пришла в садик как обычно, и очень удивилась, когда узнала о том, что ясельную группу распределили по младшим группам. Оказавшись в младшей группе, я увидела большое количество незнакомых мне ребятишек, которые бегали, кричали, создавая при этом много шума.
Среди них я еле-еле нашла Дашу. Она сидела в компании трех девочек из младшей группы и что-то им говорила. Когда я подошла поближе, то поняла, что эти девочки пришли на прием к Даше, а Даша выписывала им лекарства и лечила. Я была очень удивлена тому, что и в группе старших детей Даша занимает позицию лидера. Позже мое предположение подтвердила воспитательница. Она рассказала о том, что Даша, оказавшись в новой группе среди незнакомых ребятишек, которые старше ее по возрасту, не растерялась, а сразу же включилась в игру и потянула за собой остальных детей.
Увидев меня, Даша очень обрадовалась и сказала: «Ты будешь моей дочкой, пойдем домой». Затем она взяла меня за руку и повела в детский уголок. Там Даша усадила меня за стол и начала кормить, а я наблюдала за тем, как она готовит. На этот раз Даша поразила меня необыкновенной точностью и последовательностью действий, которые должна совершать хозяйка в процессе приготовления пищи.
Когда воспитательница позвала всех на прогулку, Даша взяла меня за руку и сказала: « А теперь, дочка, я поведу тебя гулять, идем одеваться». На участок мы шли вместе, и Даша старалась не отпускать мою руку всю дорогу.
Комментарий
Четвёртый день наблюдения предоставил мне прекрасную возможность пообщаться с Дашей и принять участие в её игре.
Оказалось, что Даша – коммуникабельная девочка. Она легко находит общий язык с любым человеком, может поддержать беседу. Однако проявляет инициативу в разговоре только в случае, когда необходимо обратить на себя внимание.
Наличие коммуникативных умений у Даши можно объяснить большим опытом общения с людьми разного возраста (надо отметить, что Даша проживает со своими родителями в общежитии) и ее стремлением к демонстративности.
Марта
Сегодня я наблюдала за Дашей на музыкальном занятии, в группе и на улице.
На музыкальном занятии Даша была такой же активной, какой бывает обычно в группе. Во время пения она одна единственная в группе несколько раз получила замечание от воспитательницы за свое поведение. Танцевальные движения Даша выполняла очень старательно, но было видно, что она торопится и поэтому не попадает в такт музыки.
В группе Даша придумала себе следующую игру. Она брала маленьких зверушек и пыталась засунуть их в окошечко деревянного домика. При этом она все время говорила одну и ту же фразу: «Здравствуйте, можно к вам?» Если животное проходило сквозь окошечко, ему отвечали из домика: «Да, проходи». Если же зверушка была больше окошечка, ее не пускали в дом, и она обиженно говорила: «Ну и ладно, я и без вас обойдусь». Когда все подходящие по размеру зверушки были засунуты в дом, Даша вытаскивала их оттуда и начинала игру сначала.
После двух повторений сюжета игры к Даше подошел мальчик и взял одну из зверушек. Увидев это, Даша с возмущенным видом накричала на мальчика и выхватила у него зверушку. Эта ситуация повторилась, когда к Даше подошла девочка и предложила поиграть вместе.
В этот день я не вмешивалась в Дашину игру, и потому имела возможность отстраниться от ситуации. Меня поразило то, что в этой маленькой очаровательной девочке скрыто столько агрессивных черт. Никто другой из всей группы с таким хладнокровием не причиняет боль своим сверстникам, как Даша, которая постоянно обижает не только девочек, но и мальчиков, причем делает это, не защищаясь, а сознательно нападая.
Итак, вдоволь наигравшись с домиком и животными, Даша устремилась к тому месту, где собралось наибольшее количество ребят. Они о чем-то беседовали с воспитательницей. Даша присоединилась к ребятам и вскоре осталась одна около воспитательницы. Разогнав всех, она была очень довольна собой. А когда заметила, что все внимание (мое и воспитательницы) досталось ей, она начала кривляться, безобразничать, выделывать различные трюки.
Как только воспитательница ушла, Даша немного успокоилась и решила порисовать. Она взяла мел и изобразила на доске женщину. Это была ее мама. Потом она нарисовала кошку, но весьма странным образом. Части ее тела были расположены не в том порядке, какой должен быть на самом деле. Рядом стоящий мальчик внимательно смотрел на Дашин рисунок и все время подсказывал ей, где должны находиться части тела у кошки, но Даша его не слушала. Она упорно рисовала так, как хотела сама.
Что касается поведения Даши на улице, то здесь я могу сказать следующее: Даша первая вошла в кладовку, взяла куклу и санки и стала играть в дочки-матери. Она возила за собой куклу по участку, вместо себя катала ее на горке. Многие ребята никак не могли понять, почему Даша не катается сама, а спускается со ступенек и внизу встречает свою дочку.
Вспоминая прошлые игры Даши, я могу сделать вывод о том, что любимой игрой Даши является игра в дочки-матери, причем наибольшее удовольствие ей доставляет, конечно же, роль мамы.
Комментарий
Пятый день наблюдений подтвердил наличие потребности Даши занимать активную позицию всегда и во всем.
Музыкальное занятие продемонстрировало неуравновешенность в поведении девочки, ее неумение и нежелание участвовать в деятельности группы.
Свободная деятельность, в противоположность групповой, показала самостоятельность, инициативность и настойчивость девочки. Выбор сюжетов, героев, средств для осуществления игры выявил богатство фантазии Даши и ее организаторские способности.
Организация и содержание наблюдений в ДОУ
Определение 1
Педагогическое наблюдение в детском саду – это один из методов, используемых воспитателями и специалистами ДОУ с целью сбора необходимой информации о воспитанниках.
Целью педагогического наблюдения в ДОУ является сбор информации по сенсорному, коммуникативному, интеллектуальному, творческому и т.д. развитию детей дошкольного возраста.
В процессе педагогического наблюдения воспитателями и специалистами ДОУ не просто осуществляется сбор необходимой информации, но и отмечается общая динамика развития детей. Это необходимо для того, чтобы своевременно корректировать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять подбор наиболее оптимальных методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Значимость педагогического наблюдения в ДОУ неоценима, так как данный метод позволяет охватить исследованием достаточное большое количество воспитанников, проводить исследование в любое удобное время, помогает «увидеть» исследователю ребенка в его естественной среде. В процессе наблюдения воспитатель отмечает особенности взаимодействия воспитанников между собой, определить наличие микрогрупп по интересам, выявить наклонности и творческие потребности детей, и многое другое.
Успешность педагогического наблюдения в ДОУ во многом зависит от качества его организации воспитателя, а также от его профессионализма и умения организовывать данный вид исследования. Полученные выводы и их точность зависит от адекватности оценки поведения и уровня развития ребенка. В том случае, если педагог «накладывает» на полученные данные свое личностное отношение к ребенку, то полученные в ходе исследования информация не будет достоверной и точной.
Замечание 1
Таким образом, педагогическое наблюдение в ДОУ имеет большое значение для сбора информации об уровне развития детей дошкольной возраста, особенностях их взаимодействия друг с другом и выявления их ведущих творческих потребностей и наклонностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Педагогическое наблюдение в детском саду 400 ₽ Реферат Педагогическое наблюдение в детском саду 270 ₽ Контрольная работа Педагогическое наблюдение в детском саду 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость