Организация и проведение подвижной игры в детском саду


Организация и проведение подвижной игры в детском саду

Галина Волкова

Организация и проведение подвижной игры в детском саду

Большое место в жизни ребенка — дошкольника занимают игры. (Н. К. Крупская о.

Подвижная игра — одно из важных средств, всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов, а также развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость)

. Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В
подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения той или иной цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, удовлетворять любопытство. Игра является способом выплескивания накопившейся энергии, получения новых ощущений, а так же способом самоутверждения и т. д.
Подвижные игры делятся на 2 группы:

Элементарные — сюжетные, бессюжетные, игры-забавы.

Сложные — футбол, городки, волейбол и т. д.

Сюжетные подвижные игры преимущественно проводятся коллективно. Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли — волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы,подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

Бессюжетные подвижные игры основаны на простых движениях, в них нет образов, игровые действия связаны с выполнением конкретного двигательного задания.

Бессюжетные игры типа «ловишек»

, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают;все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти
игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.
Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве. В бессюжетных играх » Кегли», » Кольцеброс «, «Школа мяча»дети выполняют сложные движения : метание, бросание-ловлю. Дети дошкольного возраста такими движениями хорошо владеют. Такие движения используют в игровых упражнениях » Попади в ворота», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих действиях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары, кольца)

и др. У них развивается глазомер, координация движений, ловкость.

Игры-забавы и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр — создание веселого, радостного настроения.

К сложным подвижным играм относятся разнообразные спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей и т. д. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц,развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков)

пользуется игра в городки, а также
игры с мячом типа баскетбол, бадминтон,
Методика проведения подвижных игр:

1. Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания. От подбора игрового материала, который определяет многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник)

. На занятии время ограничено, на праздниках
проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры)
. При
проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.
2. Сбор детей на игру.Детей нужно завлечь:

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, Более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности,можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?»

Дети, например,ответят:
«Весну, прилет птиц»
. «Очень хорошо, говорит воспитатель. Сегодня мы будем играть в игру
«Перелет птиц»
. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика,мишку и тут же спросить:
«Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

3. Объяснение игры.

Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В младших группах педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры. Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»

). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе
игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом,стайкой и объяснение уже последовательное: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих и начать игровые действия.

Если игра сложная не нужно давать подробное объяснение,а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

4. Распределение ролей

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей,поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»

). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

5. Руководство в ходе игры.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы,от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует с ними, нередко выполняя главную роль. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару»

) Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей.Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх, вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Обеспечение времени и пространства для детской игрыконсультация

Обеспечение времени и пространства для детской игры.

Одной из причин редукции игры в современном дошкольном образовании является дефицит свободного времени и, соответственно, времени на игру. Режим дня перегружен учебными занятиями и необходимыми режимными моментами (сон, прогулки, еда). На игру остается в лучшем случае 30—40 мин во второй половине дня, когда за многими дошкольниками уже приходят родители. Понятно, что в этой ситуации практически невозможно овладеть игровыми навыками и развернуть полноценную игру.

Если учесть, что в разных видах игр осуществляется и социально-коммуникативное, и речевое, и познавательное и физическое развитие, игре может быть отведено достаточное место не только во второй, но и в первой половине дня. Приобщение к игре младших и не умеющих играть детей и свободную игру хорошо играющих можно рассматривать как формы социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Разные виды игр могут организовываться и на прогулке, причем не только подвижные, но и сюжетные. У сюжетной игры на улице свои особенности и отличия от игр в помещении. Открытое пространство предлагает более активное перемещение детей. Сюжетная игра на улице требует укрытия и часто происходит в домиках или на веранде, где есть игрушки (куклы, коляски, машинки и другой реквизит). Тот или иной вариант домика присутствует на многих площадках. Это может быть классический домик (бревенчатый или дощатый), беседка или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Игровыми пространствами могут быть также элементы растительного ландшафта: высокий кустарник, ветви деревьев. Хорошо, если у детей есть возможность самостоятельного строительства или обустройства домиков.

Помимо домиков, сюжетные игры можно развернуть в песочнице, где разворачиваются в основном режиссерские игры с маленькими куколками, животными, машинками. Для таких игр активно используются бортики песочницы (или же пространство стола в беседке). Преимуществом игры на улице является обилие предметов-заместителей из природного материала. Листья, камушки, желуди часто становятся пищей для кукол, зверей или грузами в транспортных играх. Палочки и дощечки могут стать строительным материалом. Дети любят играть у стволов деревьев или больших спиленных иней — они могут стать местом жительства маленьких существ.

Следует отметить, что сюжетная игра на участке наблюдается реже, чем другие виды детской деятельности (физическая активность, познавательная деятельность и т.д.). Это может быть связано, с одной стороны, с потребностями в двигательной активности во время прогулки, а с другой — с отсутствием адекватных предметно-пространственных условий на участке: недостаточно укромных мест для уединения, дефицит подходящих игрушек. При наличии таких условий и при поддержке воспитателя сюжетная игра (и ролевая, и режиссерская) могут активно разворачиваться во время прогулки.

В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе создаются специально-организованные зоны.

Особое место надо выделить для игр с крупным строительным материалом, чтобы дети имели возможность сохранить на какой-то срок сделанную постройку. Игрушки надо расположить так, чтобы каждому было удобно их брать и убирать на место. С первых дней пребывания в детском саду дети самостоятельно пользуются игрушками; воспитатель приучает их бережно обращаться с ними, убирать на место. Время от времени педагог просматривает вместе с детьми игрушки, отбирает, что надо починить; мелкий ремонт он производит сам с помощью детей.

В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна.

В средней и старших группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а выдаваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.

«Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, во второй половине дня (взять из Детства).

Игры в утренние часы помогают создать у ребят бодрое, радостное настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, по желанию объединиться с товарищами. Нередко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают игру, начатую накануне. Завтрак прерывает игру, но ребята снова возвращаются к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. В этот короткий промежуток целесообразно начинать новую игру, но надо дать возможность играющим продолжать незаконченную постройку, обсуждать дальнейший ход игры. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны подвижные игры. Для игр в помещении отводится время во второй половине дня, а на участке — до обеда и вечером. В эти часы дети играют в сюжетные игры, сооружают постройки, организуют игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Конечно, традиционное время игры в детском саду — вторая половина дня. В это время дети имеют полное право для свободной игровой деятельности. Необходимо подчеркнуть важность самостоятельного выбора детьми предметов и партнеров по игре.

Игра — это зона свободы, где ребенок может и должен выбирать партнеров, материал и характер самой игры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]