Презентация на тему «Игровая технология в образовательном пространстве ДОО»


Подписи к слайдам:

Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста Подготовил: Сенченко Ирина Викторовна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

« Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии . Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв ) Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре . Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.

Цель игровой технологии Не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого Задачи игровой технологии 1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность

Целевые ориентации игровых технологий: • Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков. • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности . • Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции .

Функции игры: • Развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); • Коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта • Игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • Функция коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • Функция социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Четыре главные черты присущие игре • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать: 1). Доброжелательностью 2 ). Уметь осуществлять эмоциональную поддержку 3). Создавать радостную обстановку 4). Поощрения любой выдумки и фантазии ребенка Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым . Важной особенностью игровых технологий , которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.

Девиз: Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения . Цель: Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста. . Социо — игровые технологии

Ключевые идеи Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит. Иди от детей. Спартанское воспитание( двигание парт, работа на ковре, в приемной и. т. д.) Вместе мы сила. Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.

Формы организации Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться. Сказкотерапия Самопрезентации Тренинги Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности . Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки . Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Классификация игр социо-игровой направленности.( Е.Е.Шулешко , А.П.Ершова, В.М.Букатов ) 1.Игры для рабочего настроя . Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимости друг от друга 2. Игры- разминки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша . 3.Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия . 4.Игры социо — игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания 5.Игры вольные. ( на воле ) Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Sand Art – использование метода рисования песком в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д. Ушинский

Песочная анимация (рисование песком), обладает целым рядом положительных моментов :

Методики рисования песком

Образовательный квест это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?

ИДЕЯ ИГРЫ Команда (игрок), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.

Квесты помогают решить образовательные ЦЕЛИ: реализовать проектную и игровую деятельность познакомить с новой информацией закрепить имеющиеся знания отработать на практике умения детей

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КВЕСТОВ: Поиск «сокровищ». Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности). Помощь героям. Путешествие. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками ).

РОЛЬ ПЕДАГОГА в квест — игре организационная , т.е. педагог определяет образовательные цели квеста , составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

ПРЕИМУЩЕСТВО квест — технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

ЛЕГО — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

Возможности использования данного подхода. ЛЕГО-конструирования можно рассматривать как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ.

Список литературы : Синякова Е.А. «Игровые технологии в ДОУ» Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста» Некоз И.Л. «Развиваем личность ребёнка в игре » Сакович Н.А. технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006. Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах», (Красноярск,- 2007 г.)

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема: «Игровые технологии в ДОУ»

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель

Игре присущи черты:• Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.• Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры:1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)2. Коммуникативная3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:

  1. группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
  2. группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:

  1. Имитационные (подражательные)
  2. Подвижные (игры с правилами)

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:

I. Творческие игры:

  1. режиссерские,
  2. сюжетно-ролевые,
  3. театрализованные,
  4. игры со строительным материалом

II. Игры с правилами:

1. Подвижные игры:

  • по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
  • по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
  • по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры:

  • по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
  • по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

  • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);
  • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
  • старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)

Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]