Искусство — безбрежный океан или бесконечный космос. Будучи дуалистичным, оно пробуждает в человеке желание постичь единство формы и бесформенного, красоту и условность форм, видение сути, наслаждаясь красотой. Созерцая произведения искусства, даже маленький человечек, новорожденный, учится приобщаться к этому безграничному миру и открывать в себе творческие способности.
Экспрессия мировых шедевров резонирует с вибрациями струн человеческой души. Японский учёный Масару Ибука, который основал компанию Sony, в своей книге о раннем развитии детей «После трех уже поздно» подробно описывает необходимость прививания ребёнку с рождения, способности восхищаться прекрасным.
Рисование в ДОУ
Как заинтересовать ребенка рисованием
Абсолютно все дети, познавая окружающий мир, делают это через акт творчества. Психика малыша с рождения подобна чистому листу, но личность и темперамент уже являются врожденными. Поэтому родителям нужно стараться понять индивидуальность своего чада, максимально способствовать раскрытию его внутреннего потенциала без лишнего давления и пренебрежения.
На заметку! Для этого вовсе не обязательно соревноваться между собой в количестве развивающих занятий, курсов и кружков, а предоставить малышу пространство и материал для творчества как можно раньше, занимаясь вместе с ним.
С чего начать:
- Начиная с шести-семи месяцев, когда грудничок уже начал уверенно сидеть, можно дать ему в руки альбом и пальчиковые краски, восковые мягкие мелки, тесто для лепки и так далее. Подойдут и водные раскраски.
- Яркие, но не кислотные цвета и лёгкость использования, сразу же привлекут маленького творца хотя бы на несколько минут, а может и на час. Для ежедневных занятий этого будет достаточно, они также способствуют развитию концентрации внимания и усидчивости. Кроме специальных методик с различными карточками и мешочками, каждая мама может самостоятельно найти массу способов расширения границ восприятия и побуждения к творчеству своего малыша с помощью подручных средств, помогая и поддерживая. Совместное созидание — это основа более близких доверительных отношений в будущем.
- Наборы для творчества. Одновременное восприятие цвета и формы, навыки удерживания в руке карандаша или кисточки, рисования, лепки — все это создаёт новые нейронные связи, а регулярные повторения — их упрочняют.
- Идеально ребёнка заинтересовывать личным примером, когда кто-то из родителей, старший брат или сестра рисуют.
- Коллективное творчество, что развивает рисование у детей в детском саду.
- Однако, если ребёнок вообще не проявляет интереса к рисованию, а предпочитает более активные действия, то не нужно его принуждать, это будет иметь только обратный эффект. Таким детям рисование нужно периодически ненавязчиво предлагать.
Условия и средства
Важно! Все материалы для творчества малыша до трех лет должны быть максимально безопасными и не токсичными. Их нужно покупать в специальных магазинах от ответственных производителей, либо делать своими руками из пищевых продуктов (мука, вода, соль, фруктовые соки, и т.д. Рецептов в интернете очень много!)
Такие занятия проводятся дома в комфортной обстановке под присмотром взрослых. В период прорезывания зубов их можно исключить, или использовать специальные средства, снимающие зуд десен, чтобы ребёнок не ел краски и мелки.
Что дает и развивает изобразительное искусство у дошкольника
В трехлетнем возрасте происходит скачок в развитии головного мозга, а также автономия сознания маленького человечка от родителей. В этот период очень важно способствовать самостоятельности и творческим проявлениям. Одновременно с этим, возможен кризис трехлетнего возраста, когда ребёнок бунтует и протестует буквально против всего. Занятие его созидательной деятельностью поможет легче пережить данный период. И в дальнейшем способствует формированию всесторонне развитой личности.
Проект в средней группе «Моя семья»: план занятий НОД
Методы и приёмы обучения рисованию
Эльвера Батырова
Методы и приёмы обучения рисованию
Консультация на тему:
Методы и приёмы обучения рисованию
Прохождение материала Методы и приёмы обучения
Группа раннего развития. В первом полугодии дети учатся, координируя движения руки, целенаправленно рисовать линии в виде дуг, линии спиралевидного характера.
Во втором полугодии дети учатся простейшим изображению, намечая определённые дидактические задания, учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета Показ – как следует пользоваться карандашами, красками
Пассивные движения- ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью педагога
Чтение стихотворений потешек, песенок на занятиях важнейший методический приём- повышает положительное, эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом
Младшая группа. В первом квартале дети должны усвоить изображения предметов, используя умение рисовать прямые и округлые линии.
Во втором квартале, закрепляя навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетаний линий (деревья, ёлочки, клетчатый платок)
В третьем квартале начинается обучение новому формообразующему движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.
В четвёртом квартале дети рисуют предметы знакомой формы, в основном проводятся занятия рисованием по замыслу. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется
информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием
действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой,
играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое
обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.
Средняя группа. В первом квартале дети закрепляют знания полученные ранее, и учатся рисовать предметы овальной формы и круглой формы,а так же различать их.
Во втором квартале дети учатся различать и рисовать формы круглые, овальные, треугольные, прямоугольные. Развивают эстетическое восприятие и вкус.
В третьем квартале вводятся занятия декоративным рисованием. Изучаются элементы узора.
В четвёртом квартале новый материал не предусмотрен закрепляются ранее усвоенные знания и их свободное применение. В средней группе для лучшего воспроизведения образа используется метод наглядности,могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях,где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д
Старшая группа. В первом квартале дети закрепляют знания, умения и навыки полученные ранее. Далее в старшей группе дети рисуют человека
Во втором квартале вводятся коллективные работы
В третьем квартале наряду с изображением предметов дети учатся рисовать животных, совершенствуется изображение человеческой фигуры.
В четвёртом квартале дети учатся самостоятельно отражать впечатления получаемые из окружающей среды Метод показа ребёнку, как нужно рисовать, используется широко,но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д.
Подготовительная группа. В первом квартале предусматриваются как новые знания и умения,так и закрепление ранее усвоенных. Так же применяются занятия по замыслу детей, иллюстрирование сказок.
Во втором квартале применяется декоративное рисование, оно строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, и вылепленных из глины.
В третьем квартале решаются задачи эстетического характера, развивает у детей чувство цвета и композиции, учит выразительно передавать сюжет, образы. Наглядный метод -обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.
Методы и приёмы обучения рисованию во всех возрастных группах.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Наиболее доступным видом изодеятельности для детей этого возраста является рисование. Важно вызвать интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами. Следует обращать внимание детей на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, кистью, фломастером, проводить по нанесенным на бумагу линиям пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая вопросы типа «А где у рыбки хвостик?»
. Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с
предметом, дополнить изображение известными ему деталями. Необходимо побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, что приведет к осознанному созданию изображению. По мере овладения рисованием карандашами можно давать детям краски и кисть.
Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулке, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообразно рисовать палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой. Рисование должно быть свободным, т. е. не следует торопиться с обучением детей изображению предметов определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспитатель. Это сужает тематику изображений, которые может создать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получат возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее. Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность свободно отражать в рисунке то,что захотят: содержание рисунков становится более разнообразным, интересным. Дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, заяц и др., которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы, как правило, не получается.
Для успешного овладения рисованиемважно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое, цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный)
и постепенно добавляя другие
(без ограничения количества)
цвета, не требуя от детей запоминания названий большого их количества, однако сам воспитатель должен их называть. Это даст возможность детям узнавать и запоминать больше цветов.
Одна из главных задач воспитателя – учить детей правильно держать карандаш, кисть,фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами.Для ребенка это задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться все правильно, чтобы получилось красиво.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
У детей этого возраста необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.
Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой)
по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем
(это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении)
. В процессе восприятия
предметов воспитатель побуждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треугольная, цвет; учит различать и называть не менее пяти-шести цветов. В результате у детей возникает желание выбрать предмет определенной формы, цвета и т. д. следует поощрять дополнение созданного изображения рассказом, стремление услышать оценку своего труда взрослым, проявление интереса к рисункам других детей.
В этом возрасте под руководством воспитателя дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки, состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка, а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого нужно учить детей формообразующим движениям в рисовании, для чего очень важно включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать предмет или все его части, имеющие одинаковую форму. Так детей подводят к овладению обобщенными способами изображения.
Детей этого возраста учат рисовать предметы, имеющие одну часть (с них начинают)
или несколько частей. Предметы, предлагаемые детям для изображения, могут быть разными. Их может предъявлять воспитатель, дети могут выбирать их сами по своему желанию. Это увеличивает их интерес, желание заняться
рисованием. Усиливают интерес к рисованию включение сказочных образов (колобок, репка, создание игровых побудительных мотивов. На занятиях следует побуждать детей к созданию нескольких изображений, чтобы легче запоминать способы рисования и затем действовать свободнее и увереннее.
В результате многократного изображения одних и тех же и разных предметов рука малыша становится все более умелой, уверенной и свободной, что позволяет ему создавать более сложные изображения.
Успешное овладение изодеятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок).
Детей четвертого года жизни необходимо учить правильно сидеть, т. е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение, не затруднялось дыхание, не стеснялись движения,правильно держать карандаш и кисть: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу.
В процессе занятия рисованием деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, загадками, музыкой. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Внимание детей обязательно надо обращать на выразительные средства.
СРЕДЯЯ ГРУППА
У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме, называть форму, цвет (и его оттенки, величину (как предмета в целом, так и частей)
. На одном занятии целесообразно предлагать
рисовать не один, а несколько предметов одинаковой формы. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют их величину и положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества. Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами. Для этого можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком стоят такие задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво,ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении – сверху вниз, слева направо или по косой.
Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т. д.). Можно предлагать им рисовать то, что они сами захотят (по замыслу)
.При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу – полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа – лесная полянка, море, снежное поле и т. д.
Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату.
Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, а увеличить нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок).
СТАРШАЯ ГРУППА
Изобразительная деятельность детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться интерес к этой деятельности. Сенсорный опыт ребенка обогащается, развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия. Детей уже можно обучать передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение частей по величине относительно друг друга. Учиться этому необходимо для того, чтобы научиться изображать персонажей и сюжеты сказок, картины природы, разнообразные строения, животных и др. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости, могут менять положение. Взрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве. Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги,на котором они создают рисунок должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий, лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину, то лист следует расположить по горизонтали. Только так рисунок будет выглядеть красиво. Располагая изображение на листе,дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа, однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, их необходимо знакомить с разными приемами рисования, разными изобразительными материалами. Дети старшей группы при создании изображений используют приобретенные ранее различные умения рисовать кистью: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, мазки – прикладыванием кисти всем ворсом. Такие приемы можно применять как в предметном, так и декоративном рисовании. У детей важно вырабатывать такие качества рисовальных движений, как слитность (непрерывное движение при рисовании линий, тогда они получаются плавными, ритмичность (равномерное движение при рисовании одинаковых элементов узора, при закрашивании изображений и т. д.).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Дети седьмого года жизни на занятиях по рисованию изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные композиции. При обучении передачи сюжета воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу (что ближе, что дальше, загораживание одного предмета другим, соотношение предметов по величине, цвету и т. д.
В подготовительной к школе группе обучение детей техническим и изобразительным навыкам и умениям, от которых зависит качество изобразительных образов, а также положительное эмоциональное отношение к рисованию сохраняют свою важность. У детей закрепляют усвоенные ранее способы изображения, продолжают формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учат плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, учат осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец)
и др.
Воспитатель учит детей замечать красоту созданного изображения, т. е. форму, плавность, слитность, тонкость, изящность линий, ритмичность расположения линии и пятен, равномерность закрашивания рисунка, плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и правильной регуляции нажима на карандаш.
Подготовка к занятию по рисованию в детском саду
Осуществляется учителем или воспитателем, а с пятилетнего возраста — совместно с детьми. Рисование в детском саду — это полноценный урок коллективного творчества.
На заметку! Правильно организованные, коллективные занятия также развивают у ребят дисциплину и аккуратность.
Алгоритм действий:
- Выбрать тематику. Например, времена года (весна, лето, осень, зима) или натюрморт.
- Выбрать технику и приемы рисования в детском саду.
- Выбрать один из видов традиционного и нетрадиционного рисования в ДОУ.
- Согласно тематике, нужно подобрать натуру и образец рисунка.
- Подготовить листы бумаги или их альтернативу, по 5-10 штук на каждого ребёнка. Подписать имя и первую букву фамилии в левом верхнем углу с обратной стороны.
- Подготовка акварели или гуаши — немного перемешать с водой каждый цвет.
- Заточка карандашей.
- Непосредственно перед занятием нужно налить воду в стаканы-непроливайки.
Занятие изобразительным искусством в ДОУ
Виды традиционного и нетрадиционного рисования для дошкольников в Дошкольных Образовательных Учреждениях
К традиционным техникам рисования относятся:
- рисование простым карандашом,
- цветными карандашами,
- фломастерами,
- гуашью,
- с помощью трафарета,
- восковыми мелками.
Сегодня можно найти или придумать бесконечное множество методик нетрадиционного рисования, их неординарность и привлекательность — в неожиданных способах применения самых разнообразных материалов.
Нетрадиционные техники:
- Рисование пальчиками. Для этого используют специальные пальчиковые краски, либо обычную гуашь.
- Ладошками рисуют также гуашью. Для этого нужна бумага большого формата, возможно создание общей картины целой группой детей, либо декоративное оформление стен садика.
- Создание картины из цветного или бесцветного песка.
- Интуитивное рисование для детей — ещё один способ обучения изобразительному искусству. В данном случае ребёнку предлагается самому выбрать или придумать тему и технику рисования, предлагая ему на выбор различные материалы.
Раздаточные материалы, необходимые для занятия.
- Основа: ватман, картон, холст, деревянные дощечка.
- Материал: акварель, гуашь, мягкий пластилин, глиттер, карандаши, ручки и фломастеры.
- Дополнительно: кисти (ватные палочки), ластики, палитры, ватные диски, ножницы и клей для аппликации и т.д.
Нетрадиционные техники
«Методика проведения занятий по изобразительной деятельности в средней группе (рисование)
«Методика проведения занятий по изобразительной деятельности
в средней группе» (рисование).
Воспитатель МДОУ «ДС№7» г. Благодарный Ставропольского края Радченко Н.И. (из опыта работы).
Изобразительное творчество – это детская активность, которая направлена на эстетическое освоение мира посредством изобразитель-
ного искусства. Основу художественного образа составляют «три кита» — эмоциональность, интерес, активность (Е.А.Флерина).
Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по-своему. Поэтому мне, как педагогу, необходимо научить детей смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самовыражение в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного оснащения. В моей группе есть все необходимое для рисования – это: доска, мольберт, подставки; инструменты: цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, краски акварельные, гуашь, кисточки двух размеров, мелки, восковые свечи, губка, ватные палочки, непроливайки, тканевые салфетки.
Чем разнообразнее я создам условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми дети действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности направлены прежде всего на развитие творчества у детей. Для этого я использую художественное слово, музыку, создание эмоционально положительного настроя у детей.
Для реализации задач художественно-эстетического развития детей своей группы я использую следующие методы и приемы:
— игра как основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста;
— наглядность как ведущий педагогический метод;
— метод эстетического убеждения и эстетического выбора;
— традиционные методы педагогики: диалог, отгадывание загадок, чтение художественной литературы;
— дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, пальчиковые игры (развитие мелкой моторики);
— оформление выставок детского творчества;
— метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы);
— слушание музыкального произведения;
— метод сотворчества (с педагогом или сверстником);
— использование нетрадиционных техник и материалов.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок преодолевает робость, страх перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Индивидуальный подход и коллективная работа с детьми
Каждому ребёнку прививается способность чувствовать баланс между коллективными занятиями с преподавателем и проявлением собственной индивидуальности. Вся группа получает заданную тему, но выполняет это задание каждый по-своему.
Проведение НОД по рисованию на выбранную тему
- Подборка демонстрационных материалов для беседы (фотографии и рисунки) составляют основу наглядного пособия для урока. Такие картинки нужно подбирать с учётом возраста детей. Изображение должно быть чётким, объёмные, в меру ярким, понятным для детей, и не сложным для воспроизведения.
- Музыка и стихи подходящие к теме урока помогут созданию благоприятного фона и творческой атмосферы. Они также подбираются с учётом возрастных особенностей. Доказано позитивное влияние классической инструментальной музыки, например Баха или Бетховена. Прекрасно подходят и тематические детские песенки об изображаемом объекте для предметного изображения.
- Конспект занятия по рисованию в выбранной технике для разных возрастных групп готовится преподавателем заблаговременно.
Математические конспекты НОД в подготовительных группах по ФГОC
Возрастная группа | Тема | Метод и техника | Материалы |
2-3 года, младшая группа | Яблоко | Точечное рисование ватной палочкой. | Акварель или гуашь, ватные палочки, плотная бумага или картон с контуром яблока. Баночка с водой, заполненная на 3/4. |
3-4 года, вторая младшая группа. | Цветущее весеннее дерево | Графика цветными карандашами. | Набор цветных карандашей: розовый, зелёный, коричневый. Бумага или картон. |
4-5 лет, средняя группа. | Осенний садик. | Акварель | Набор акварельных красок 10-12 цветов, бумага или картон, 2-3 кисти из белки маленького или среднего размера, баночка с водой. |
5-6 лет, подготовительная группа | Подводный мир | Аппликация. С помощью трафаретов простым карандашом наносится рисунки на бумагу, затем они вырезаются и наклеиваются на фоновый лист. | Основа — цветной картон бирюзового цвета, клей пва, жёсткая кисть для клея, стакан с водой, набор цветной бумаги или картона разных цветов, ножницы, трафареты (моллюски, раковины, морские звезды, рыбки, осьминоги и т.д.), простой карандаш. |
Альбом «Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет
Подготовила воспитатель:
Гурина. А.А.
СПб, Колпино
2020 год
Рисование пальцами (пальцеграфия)
Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.
В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы
В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.
Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И. Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».
Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.
Методика рисунка пальчиками
Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:
- Опускаем палец в банку с краской.
- Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
- Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
- После завершения работы моем ручки с мылом.
Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток
Ладошковая живопись
Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.
Методика рисунка ладошками
Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:
1.Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и др.
2.Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её по кругу, по горизонтали или по вертикали.
3.После завершения работы моем ручки с мылом.
Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки
Рисунок тычком
Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка.
Методика рисунка тычком
Для создания тычка:
- Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
- Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
- Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.
Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.
Техника рисования зубной щёткой
Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.
В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.
Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке
Монотипия
Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.
При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.
Методика монотипии
Для создания изображения в монотипии:
- Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
- Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
- Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
- Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.
В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы.
Набрызг
Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.
Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно
В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.
Методика работы с многослойным набрызгом
Чтобы сделать многослойный набрызг:
- Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
- Берём щёткой краску.
- Делаем набрызг.
- Накладываем другой трафарет.
- Делаем набрызг другого цвета.
- Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.
Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания
Граттаж
Техника представляет собой процарапывание линий изображения на бумажной подложке, покрытой краской по предварительно нанесённому восковыми мелками рисунку.
Методика техники граттаж
Порядок создания граттажного рисунка будет таким:
- Раскрашиваем рисунок восковыми мелками.
- Заполняем поверхность листа чёрной краской или тушью.
- Оставляем на просушку.
- Палочкой с острым концом (например, деревянной шпажкой для шашлыка) процарапываем линии для проявления рисунка.
Рисунок через марлю
Рисование через влажную марлю не требует привлечения необычных инструментов, картинка создаётся кистью и красками.
Методика рисования через марлю
Для создания рисунка в оригинальной технике:
- Кусочками мокрой ваты или ватными дисками увлажняем лист.
- Накладываем на бумагу марлю, хорошо расправляем её.
- Создаём рисунок как обычно.
- Даём высохнуть, снимаем марлю — изображение получается фактурным.
Рисуя через марлю, нужно щедро наносить краску, так как часть «цвета» уйдёт после снятия ткани
Рисунок клеем и манкой
Обозначенные контуры рисунка отмечаем клеем, насыпаем манную крупу и прижимаем сверху чистым листом. Убираем верхний лист, стряхиваем остатки крупы. Заполнение элементов идёт по очереди.
В средней группе этим видом рисования малыши практикуют умение обрисовывать трафарет и наносить клей точно в границы изображения.
Подложку для рисунка манкой нужно брать цветную, так как на белом фоне крупа будет незаметна.
Рисование воском
В средней группе свечой малыши рисуют линии, пятна и несложные геометрические формы.
Методика рисования воском
Для создания рисунка свечой:
- На белый лист наносим свечой контуры рисунка.
- Закрашиваем лист любыми красками.
- Восковые линии остаются не закрашенными и проступают на подложке.
Рисование восковой свечой обычно используется на уроках зимней тематики
Разновидностью этой техники является рисунок восковыми мелками. Технология процесса будет такой же, но восковые карандаши разноцветные, поэтому рисунки после заливки краской будут ярче.
Для рисунка воском лучше брать акварельную бумагу, так как дети могут не рассчитать степень увлажнённости кисти, и лист может прорваться
Кляксография
Суть техники в получении картинок на основе пятен и клякс. Пятнами можно либо украшать рисунок по замыслу, либо использовать как основу для изображения в традиционном стиле.
Методика кляксографии
Для создания клякс:
- Мокрую кисть опускаем в краску.
- Делаем пятно или ставим каплю.
- Дуем из трубочки для коктейля на краску, раздувая её в нужном направлении.
В средней группе малыши учатся раздувать тонкие элементы из пятна, например, ветки деревьев
Рисование поролоном
Для выделения фактуры изображаемого объекта — грозди цветов, курчавые облака — используется метод нанесения краски поролоном (или кусочком губки). Чтобы губка не пачкала руки, она зажимается прищепкой, выполняющей роль ручки.
Техника штампов природными материалами
На цельный разрезанный пополам овощ (лук, кукурузу, картофелину, огурец и пр.) или фрукт, ягода (яблоко, лимон, фейхоа и др.), цветы (ромашки), ракушки и наносится краска и создаётся отпечаток на бумаге. Такая техника удобна для рисования фруктов, овощей в разрезе. Например, для создания композиции «Бабушкин компот» малыши прорисовывают карандашом контуры кастрюли, а фрукты изображают штампами.
Алгоритмические схемы в рисовании животных детей дошкольного возраста
Актуальность
“
Наглядно-дидактическое пособие” имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей. Смысл изобразительной деятельности заключается в умении передавать окружающую действительность при помощи изобразительных материалов и средств. У детей возникают трудности в рисовании животных, в передаче их движения.
Методологический аппарат
Объект исследования:
обучение дошкольников рисованию животных.
Предмет исследования:
разработка наглядно-дидактического пособия по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста.
Цель исследования:
разработать наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— определить виды наглядных средств, используемых в обучении рисованию животных детей дошкольного возраста;
— разработать перспективный план работы по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста;
— создать поэтапные схемы для рисования с детьми животных в дошкольном возрасте;
— разработать задания для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по обучению рисованию животных.
Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы.
Основное часть
Исследователь Б.Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как процесс получения продукта, обладающего определёнными заданными качествами.
С.В. Погодина указывает, что продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов:
Продуктивная деятельность
мотив
цели
действия
Основное часть
По утверждению Комаровой Т.С., овладение изобразительными умениями, включая и технические, теснейшим образом связано с развитием действия восприятия и представления предметов.
Сакулина Н.П. показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения.
- умение свободно владеть карандашом и кистью
- умение регулировать движения по силе, темпу
— умения изображать в рисунке основные признаки и свойства предмета
По мнению Кирцера Ю.М., изображение животных требует пристального изучения их внешнего облика, характера пластики и конструктивного строения формы тела.
Основное часть
По мнению Леоновой Н.Н. , Шайдуровой Н.В. одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании животных детей дошкольников являются алгоритмические схемы.
Основное часть
В работе с детьми можно использовать комплект наглядных технологических карт. Комплект включает картонные карточки с изображением определённых предметов, образов. На карточке наглядно показана изобразительная техника – способ создания образа по методу «шаг за шагом», варианты образов или сюжетные композиции.
1 этап
- Изучение методической литературы по проблеме обучения детей рисования животного
- Изучение методической литературы по проблеме обучения детей рисования животного
2 этап
- Разработка перспективного плана работы по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
- Разработка перспективного плана работы по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
3 этап
- Разработка наглядно дидактического пособия по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
- Разработка наглядно дидактического пособия по обучению детей дошкольного возраста в рисовании животного
4 этап
- Подбор упражнений по рисованию животных для индивидуальной работы с детьми
- Подбор упражнений по рисованию животных для индивидуальной работы с детьми
Практическая часть
.
Практическая часть
Пути использования образцов алгоритмических схем в рисовании животного:
— Широкое использование образцов строения тела животного, показывая игрушку или рисунок.
— Предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определённой последовательности, соблюдая пропорции.
— Использование алгоритмического подхода к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно – до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования.
.
Практическая часть
Средняя группа
Данные алгоритмические схемы можно использовать для фронтального занятия с детьми по рисованию.
.
Старшая группа
Подготовительная группа
Практическая часть
Задания для индивидуальной работы с детьми.
В каждом задании необходимо дорисовать либо недостающие детали
Практическая часть
Задания для индивидуальной работы с детьми
Рисунок с живой натуры — основной способ изучения особенностей изображения животного.
Практическая часть
Домашние животные
Дикие животные
Животные жарких стран
Вывод
Комплексный подход к выбору методов и способов использования алгоритмических схем при обучении детей рисованию позволит педагогам помочь своим воспитанникам правильно изображать предметы и сформировать у них художественно-творческие способности.