Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе
У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:
- Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
- Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
- Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
- Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор интрументов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
- Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» — ставятся точки ватной палочкой. «Раз — яблочко, два — яблочко, то-то будет компот!» — делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
- Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
- Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.
На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.
Пальцевая живопись (пальцеграфия)
До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами — особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить — удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.
С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют. Карты поэтапного рисования пальчиками картинок представлены в многочисленных пособиях для родителей и педагогов дошкольного образования (например, в книге «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками» Илоны Молнар).
Рисование пальчиками в средней группе
Техника рисования кончиками пальцев:
- Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
- На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
- Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
- По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.
«Букет»
На пальчик набирается краска зелёного цвета
Рисование линий на бумаге
Стебли цветов
Набирается краска другого цвета
Точками рисуются цветочки
Новый цвет
Второй цветок
Рисование цветка мазками
Смешивание красок (жёлтая+красная)
Процесс рисования цветов
Линиями рисуется бабочка
В фигуре бабочке используются прямые и изогнутые линии
Завершающий этап работы
Рисунок готов
Рисование ладошками
Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).
Коллективное рисование ладошками в средней группе
Техника рисования ладонями:
- Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.
- Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
- По окончании работы руки моют с мылом.
«Синичка»
Нанесение на ладонь краски жёлтого цвета (грудка синички)
Нанесение краски другого цвета (в данной работе ребёнок смешал голубу/ и чёрную краски)
Ладонь прикладывается плотно к листу бумаги
Отпечаток
Кистью ребёнок рисует голову птицы
Рисует лапку
Рисует вторую лапку
Дорисовывает клюв
Рисует глаз синички
Рисунок готов
Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками
Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.
«Сказочное дерево»
Нанесение краски на ладонь
Припечатывание ладони к листу бумаги
Отпечаток ладони — ствол дерева и ветви
На палец набирается краска
Рисование мазков пальцем
Процесс рисования пальцем
Сочетание оттенков зелёного цвета
Набираются краски других цветов
Листья дерева рисуются точками
Сказочное дерево готово
Рисование тычком
Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».
Техника рисования тычком:
- Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
- Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге — получается тычок.
- Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
- Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.
«Пушистый котёнок»
Ребята набирают жёсткой кистью гуашь и рисуют тычком на бумаге
Процесс рисования тычком
Мордочку, лапки котёнка, миску ребята рисуют простой кистью
Примеры работ
Монотипия
Монотипия — это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.
Техника монотипии:
- Лист бумаги складывается посередине.
- На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
- Лист складывается и проглаживается ладонью.
- Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.
«Бабочка»
На одну часть листа с обозначенной серединой наносятся пятна
Процесс рисования пятен разными цветами
Лист бумаги складывается по линии сгиба и разворачивается
Брюшко и усики дорисовываются кисточкой
В технике монотипии можно создавать не только симметричное изображение, но и рисунок с двумя одинаковыми предметами. В таком случае на одной половине бумаги рисуется предмет целиком и отпечатывается на другой половинке листа зеркально.
Пример рисования композиции в технике монотипии
Рисование зубной щёткой
Техника рисования зубной щёткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.
«Ёлочка»
На лист наклеивается треугольник из цветной бумаги — ствол
Набираем краску зубной щёткой
Рисуем прямыми линиями хвою
Готовую работу украшаем пайетками
Набрызг
С техникой набрызга ребята знакомятся в младших группах: зубной щёткой или расчёской набирают краску, направляют на лист бумаги и, проводя по щетине/зубчикам карандашом, получают цветные брызги. В средней группе формируется умение создавать рисунки многослойным набрызгом.
Техника многослойного набрызга:
- Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
- На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
- Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
- Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.
«Зимний лес»
Трафареты: сугробы, стволы и кроны деревьев, снежинки
Инструменты для создания набрызга и разведённые водой краски Первый слой
Второй слой
Третий слой
Вид рисунка после снятия трафаретов
Рисование губкой или кусочком поролона
В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.
«Цыплёнок»
От губки отрезается кусочек поролона
Захватываем прищепкой поролон (это действие ребята выполняют самостоятельно)
Набираем на поролон краску и печатаем вертикальным движением
Рисуем цыплёнка
Кистью дорисовываем детали
Печатание природным материалом
Рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатываемую поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги. Для воспитанников средней группы подходят задания по созданию композиции из отпечатков с использованием приёмов классического рисования. Например, для задания «Варим компот» ребята кисточкой рисуют контуры кастрюли, в пределах которых будут ставить разноцветные отпечатки половинки яблока. Варианты природного материала для печатания: листья, плоские цветы (ромашки, маргаритки), ракушки, разрезанные огурцы, яблоки, лимоны.
«Овощной салат»
Для печатания потребуются луковицы и огурцы Кисточкой рисуем салатную миску
Набираем краску луковицей, прикладываем к листу
Отпечатки луковицы
Печатаем огурцом
Салат готов
Рисование ватными палочками
В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах.
«Ветка рябины»
Для работы нужно несколько ватных палочек, акварель или гуашь
Ветка рисуется линиями
Ягоды рисуются пятнами
Рисуются грозди рябины
Листья рисуются мазками
Сердцевинки ягод рисуются точками
Ветка рябины готова
Рисование ватными дисками
Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.
«Цветок»
Ватный диск складывается до получения нужной по форме детали, набирается краска
Отпечатки ватным диском по замыслу
Элементы рисуются кисточкой
«Воздушные шары»
Создание фона рисунка — небо
Приклеивается ватные диски — шары
Рисование на ватных дисках
Узоры на ватных дисках
Дорисовавыются кисточкой нитки шаров
Рисование вилкой
Ещё один вариант печатание необычным предметом — рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.
«Тюльпаны»
Набираем краску на вилку
Прислоняем вилку к листу бумаги
Отпечатки
Рисуем кисточкой стебельки и листья
Тюльпаны готовы
Рисование мятой бумагой
Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги. Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического рисования или аппликации.
«Падают листья»
Ребята делают аппликацию из полосок бумаги — ствол и ветви
Смятым кусочком бумаги делают отпечатки гуашью — листья
Примеры работ
Кляксография
Кляксография — это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.
Техника рисования кляксами:
- Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
- На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
- Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.
«Вишня в цвету»
На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочки на краску Раздуваем кляксу — ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли — цветы вишни
Ниткография
Рисование шерстяной нитью в средней группе состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.
«Тучка»
Нить с набранной краской кладётся на лист бумаги Сверху нить накрывается другим листом, ребёнок водит нитью в разные стороны, создавая узор Кисточкой рисуем капли Тучка готова
Рисование манкой
На самом деле рисуют дети клеем (обычно ПВА). На обозначенный контур изображения кисточкой наносится слой клея, насыпается манка и плотно прикладывается лист бумаги сверху. Затем с рисунка стряхивается лишняя манка и таким же способом создаётся следующая деталь. В средней группе ребята развивают умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура. Поскольку манка белого цвета, для рисования в этой технике в качестве основы используется цветная бумага или картон.
«Подарок для мамы»
Обводим трафарет
На контур цветка кисточкой наносим слой клея
Насыпаем манку Прикладывает сверху лист бумаги
Стряхиваем лишнюю крупу
Выполняем этим способом следующий элемент — стебель с листьями Подарок для мамы готов
Рисование свечой
Ребята развивают навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным инструментом — свечой. Для занятия потребуется плотный лист белой бумаги в качестве основы, простая свеча (кусочек свечи), акварельные краски и кисть.
Техника рисования свечой:
- На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
- Кистью закрашивают лист акварельной краской.
- Восковые изображения проступают сквозь акварель.
«Зимний пейзаж»
Свечой рисуем внизу листа ёлочки, вверху — снежинки
Закрашиваем лист акварелью синего, голубого и чёрного цвета
Зимний пейзаж готов
Рисование восковыми мелками
На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка — рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.
«Летний луг»
На листе белой бумаги рисуем цветы, бабочек, солнце
Заливаем лист синей и зелёной акварелью
Готовая работа
Граттаж (воскография)
С воспитанниками средней группы можно попробовать граттаж — рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Подготовить к занятию основу для рисования в этой технике могут ребята дома с родителями, можно выполнить эту часть работы в детском саду (но учесть, что просушка краски займёт определённый отрезок времени). Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания — заострённая палочка (можно использовать деревянную шпажку для жарки мяса).
Техника воскографии:
- Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
- Закрасить лист чёрной гуашью.
- Дать краске полностью высохнуть.
- Процарапывая краску, создать линиями рисунок.
«Домик»
Закрашиваем лист восковыми мелками разных цветов
Наносим чёрную гуашь поверх воска
Даём краске высохнуть
Процарапываем рисунок
Готовая работа
Рисование через мокрую марлю
На занятиях по нетрадиционному рисованию ребята узнают, что можно сделать рисунок при помощи необычных инструментов, а можно рисовать привычной кистью и красками, но с использованием дополнительных неожиданных материалов. Так, привлечение к работе мокрой марли позволяет создать оригинальную работу.
Техника рисования через марлю:
- Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
- Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
- Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
- Снимаем марлю с высохшей работы — на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.
Рисунок в технике нетрадиционного рисования через мокрую марлю
Составление конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике
В конспекте занятия должны быть отмечены поставленные педагогом цели и задачи. Следует описать предварительную работу по теме занятия: наблюдение животных и птиц, явлений природы во время прогулке, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Отмечается использование мотивирующего материала на занятии (изучение картинок и плакатов, привлечение малых форм устного народного творчества, проведение беседы, создание сюрпризного момента или игровой ситуации), проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
В соответствии с гигиеническими нормами занятие по рисованию в средней группе длится не более 20 минут и состоит из следующих этапов:
- Организационный момент 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия 4–6 минут.
- Практическая часть: прямой показ действий воспитателем и выполнение рисунка детьми 10 минут.
- Демонстрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
- Подведение итогов 1 минута.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка». Автор: Олеся Рехина
Цели | Обучение рисованию тычком и в технике монотипия. Развитие фантазии и воображения. Активизация интереса к рисованию нетрадиционными способами. |
Материал | Силуэты матрёшек, краски, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки, деревянная матрёшка, картинки, дидактическая игра «Собери матрёшку», проектор. |
Предварительная работа | Беседа об истории русской народной игрушки, рассматривание иллюстраций и матрёшек, игры с матрёшками. |
Ход занятия | Организационный момент и приветствие. Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке. Ребятам показываются картинки матрёшек и деревянные игрушки. Воспитатель напоминает детям историю матрёшки. Чтение стихотворения о матрёшке. Проведение беседы: все ли матрёшки одинаковые, какие отличия у этих игрушек. Физкуль. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая часть: воспитатель показывает способ рисования монотипией, дети рисуют фартук и платок в этой технике; показ рисования тычком при помощи ватной палочки, ребята украшают точками и пятнами одежду матрёшки. Демонстрация и обсуждение работ. Воспитатель подводит итоги занятия, благодарит ребят за интерес и старание. |
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы.
Зимние узоры.
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы.
Программное содержание:
- Познакомить детей с рисованием гуашью, способом — эстамп.
- Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге.
- Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Научить детей замечать красоту зимнего пейзажа, обогащать словарный запас.
- Закреплять умение узнавать и называть цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать познавательный интерес.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.
- Воспитывать эстетические чувства через художественное слово, желание рисовать.
Материалы к занятию:
- Листы белой и синей бумаги.
- Пенопластовая плитка с контурным рисунком.
- Белая и синяя гуашь.
- Кисти жёсткие плоские.
- Клей с блёстками.
- Клеёнка.
- Банки-непроливайки.
- Салфетки.
- Репродукции картин с изображением зимней природы.
Предварительная работа:
Рассматривание зимних пейзажей, беседы с детьми; Наблюдение за зимней природой на прогулке; разучивание стихов о зиме, чтение художественных произведений, загадывание загадок. Слушание классической музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети под музыку из м\ф «Маша и Медведь. Картина маслом» входят в зал.
Воспитатель:
Сегодня у нас на занятии гости. Им очень интересно, чем мы с вами сегодня будем заниматься. Поздоровайтесь с гостями и больше на них внимания не обращайте.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель | Дети |
Ребята, вы любите отгадывать загадки? | Да! |
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. | |
Дел у меня немало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня… | Зима. |
Правильно, зима. |
Стук в дверь.
Воспитатель | Дети |
Кто к нам стучится? Давайте посмотрим. Никого нет. А вот лежит письмо. Посмотрите, на конверте снежинка. От кого же оно может быть? Это письмо нам прислала Царица Зима. Она просит, чтобы вы помогли ей. Царица решила снять фильм про то, как она украсила зимой природу, какие узоры нарисовала на окнах, чтобы потом летом, когда будет жарко, она смогла в своём ледяном дворце любоваться зимними узорами. Но, к сожалению, в тот момент, когда она монтировала фильм, подул сильный ветер и все кадры разлетелись, остался только один. Как не искала их Царица Зима, не смогла найти. Царица просит, чтобы вы помогли ей снять фильм. Ну что, ребята, поможем Царице Зиме? | Да! |
Посмотрите, ребята, что это? Написано «Фильм «Зимние узоры»». Есть первый кадр, а остальные – пустые. Я предлагаю каждому из вас нарисовать по одному кадру, мы их сложим, и получится настоящий фильм. |
3. Беседа.
Воспитатель | Дети |
Третий месяц в природе хозяйничает Царица Зима. Везде она гуляет. В какой цвет она нарядила природу? | В белый. |
Правильно, в белый и бело-голубой. А как она украсила природу? | Замела всё снегом. |
Конечно, насыпала везде снега, намела сугробы, запорошила деревья, кустарники. Нарисовала на окнах узоры. Почему я сказала, что зима нарядила природу в бело-голубой наряд? | Потому что в тени снег голубого цвета. |
Да, мы свами наблюдали, что в тени снег не чисто белого цвета, он с голубым оттенком. Вспомните, какого цвета снег на солнце? | Белый. |
Конечно белый. Какими словами ещё его можно назвать? | Чистый, блестящий, сверкающий, переливающийся |
4. Показ приемов рисования.
Воспитатель | Дети |
Ребята, а вы любите рисовать? | Да! |
Тогда вы, наверное, знаете, что нам нужно для рисования? | Кисточки, краски, бумага. |
А зачем здесь лежит пенопласт? | Ответы детей. |
Сегодня мы будем рисовать необычным способом – эстамп. Что это такое? Это отпечатывание с каких-либо форм, в данном случае с пенопластовых плиток на бумагу. |
Динамическая пауза.
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег, (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег, (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь, (пальчик к губам, шепотом)
5. Самостоятельная деятельность детей.
Сначала, ребята, нужно выбирать фон, на котором вы будете оставлять отпечатки. Берём наши плиточки с продавленными контурными бороздками, набираем на кисть краску и равномерно наносим на плитку. При этом посмотрите, продавленные контурные бороздки останутся не покрытыми краской. Теперь сделаем отпечаток рисунка на вашем фоне.
А пока работы сохнут, я вам прочитаю отрывок из рассказа Г. Скребицкого
о волшебстве зимы:
«Четыре художника»
.
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Воспитатель | Дети |
Вот какую чудесную картину нарисовала Царица Зима. Давайте и мы тоже украсим наши узоры, сделаем их искрящимися. Что нам для этого понадобится? | Клей с блёстками. |
Правильно. Давайте возьмём с клей с блёстками и наложим его на бороздки, которые не покрыты краской. Посмотрите, как заискрились наши узоры. |
6. Оценивание детских работ.
Похвалить каждую работу…
8. Подведение итога занятия
Воспитатель | Дети |
Ребята, давайте сложим ваши кадры вместе . Посмотрите, какие красивые получились зимние узоры. Ну вот, фильм для Царицы Зимы готов. Мы отправим его Царице в её ледяной дворец. А что нового мы сегодня узнали? Молодцы! | Рисовать можно не только карандашами и красками. |
5
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе
Перед разработкой рабочей программы по нетрадиционному рисованию рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данном направлении:
- Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. — Академия развития, 2012.
- Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — Просвещение, 2007.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — Каро, 2010.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — ИД Цветной мир, 2016
Программа по нетрадиционному рисованию должна содержать:
- Цели и задачи образовательного курса.
- Методы и приёмы работы педагога (наглядные, словесные, игровые), применяемые на занятиях.
- Календарно-тематическое планирование: темы занятий и программное содержание каждого.
- Формы анализа художественной деятельности детей: анализ работ, выставка рисунков в холле детского сада, проведение демонстрационных занятий для воспитанников младших групп.
Видео по теме нетрадиционного творчества в детском саду
Фрагмент занятия по рисованию кончиком пальца в средней группе «Зимний лес»
https://youtube.com/watch?v=jqJTAtmyXU0
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом — тычком
https://youtube.com/watch?v=sl1CB0XUBDA
Техника нетрадиционного рисования — рисование через мокрую марлю (занятие)
Нетрадиционные техники рисования — набрызг
Занятие в средней группе по нетрадиционной технике рисования — рисование на стекле пальчиком
Занятие в средней группе по рисованию губкой
https://youtube.com/watch?v=NUQMVlBS7fw
Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз — это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Медвежонок»
МКДОУ Селиванихинский детский сад
Конспект
открытого занятияпо рисованию в средней группе.Тема: «Медвежонок»
Составил воспитатель: Тонких Л.П.
2014 г. Занятие: Рисование.
Тема: «Медвежонок».Цель:
1. Продолжать учить осваивать примеры рисования (круглых и овальных форм), закрашивать их круговыми движениями, аккуратно, не выходя за пределы контура. 2. Уметь передавать характерные особенности животного (медведя), соблюдая пропорции. 3. Закрепить форму, цвет, величину. 4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 5. Развивать выдумку, творчество, фантазию.
Материал:
Альбомный лист бумаги (по количеству детей), краски, кисточки, стаканчики с водой; игрушка «Медведь»; образец воспитателя; оформление группы: «Зимняя поляна»: елочки, «сугробы»; текст рассказа о медведе с музыкальным сопровождением.
Предшествующая работа:
Чтение сказок, рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, разучивание игр и т.д.
Художественное слово:
Загадывание загадки о медведе, рассказ о медведе.
Индивидуальная работа:
С Викой, Валерией – учить детей передавать характерные особенности животного.
Методические приемы:
1. Беседа о животных (домашние и дикие); назвать их; почему их так называют? 2. Загадывание загадки воспитателем; 3. Отгадывание отгадки детьми; 4. Игровой прием; 5. Закрепление форм, цвета, величины; 6. Показ воспитателем приема рисования и закрашивания фигуры медведя с объяснением; 7. Самостоятельная работа детей в сопровождении рассказа «О медведе» с воспитателем, с использованием музыкальной фонограммы; 8. Анализ детских работ; 9. Динамическая пауза (под музыку).
Ход занятия.
Дети заходят в групповую комнату, обращая внимание на гостей. Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Провожу беседу о животных:
В. – Каких животных дети знают? Назовите. Д. – Ответы детей. В. – Какие это животные? Д. – Ответы детей. В. – Почему их так называют? Д. – Ответы детей. В. – Каких животных дети еще знают? Прошу назвать. Д. – Ответы детей. В. – А это какие животные? Почему их так называют? Д. – Ответы детей. В.- -Молодцы! Правильно! Игровой прием.
Обращаю внимание детей на то, что кто-то шевелится в «сугробе».
А кто там?
Прошу отгадать загадку:
«Где живет он? В самой чаще, Самой-самой настоящей, Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит. Любит груши, любит мёд, Сладкоежкою слывет, Но всего сильнее он Любит крепкий долгий сон. Ляжет осенью, а встанет Лишь когда весна настанет. Кто это?» Д. – Ответы детей.
Вытаскиваю медвежонка и говорю детям о том, что он потерял свою маму, вот и оказался на нашей лесной полянке
. Давайте поможем ему найти ее.
Предлагаю нарисовать портрет медвежонка и развешать по всему лесу.
Но прежде скажите мне: В. – Какого цвета шубка у медвежонка? Д. – Ответы детей. В. – Какую форму имеют голова? Туловище? Ноги? Д. – Ответы детей. В. – Сколько ног у медведя? Д. – Ответы детей.
Показ воспитателем техники выполнения рисования и закрашивания фигуры медведя.
Самостоятельная работа. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать, а воспитатель предлагает одновременно послушать рассказ, который случился с одним медведем. Дети рисуют и слушают.
«Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой. Шел он, шел к своей берлоге по проселочной дороге и, шагая через мост, наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес, и медведь с испугу вмиг на сосну большую влез. На сосне веселый дятел белке домик конопатил и промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть!» с той поры медведь решил, что зимой нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, что родился без хвоста».По окончании предлагаю вывесить работы и сделать анализ вместе с медвежонком. В анализе отметить правильность изображения форм и закрашивания.Приглашаю детей встать в кружок и под музыку провести физминутку:«Мишка с куклой бойко топают,Бойко топают, посмотри! (Дети топают ногами)И в ладоши громко хлопают,Громко хлопают: раз, два, три! (Хлопают в ладоши)Мишке весело, мишке весело, (Делают «пружинки»)Крутит мишенька головой. (Повороты головы влево-вправо)Кукле весело, тоже весело,(Руки на поясе, ногу выставлять вперед на пяточку)Тоже весело ой-ой-ой!