Монотипия – нетрадиционная техника рисования в детском саду: разнообразие тем и специфика организации занятий

Как же разнообразен мир искусства! Он не имеет границ и щедро принимает любые идеи, превращая их в отдельное направление творчества. Одним из них является монотипия – техника рисования, которая объединила в себе печатную графику и живопись, но при этом не является гравюрой.

Художник наносит изображение кистью на плоскую металлическую поверхность, с которой рисунок отпечатывается на влажную бумагу под давлением офортного станка. Такой рисунок является уникальным, т.к. его тиражирование невозможно: с плоской формы можно получить только один качественный оттиск.

В этой статье мы расскажем, откуда берет свои корни этот вид искусства, какие разновидности монотипии бывают и как научиться такой технике рисования самостоятельно. Добро пожаловать в мир монотипии!

История появления монотипии

Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.

Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник Геркулес Сегерс: гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.

Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.

«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) [Art Institute Chicago, 2020]:

Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.

Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.

Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться [Н. Кузнецов, 2010].

В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков [П. Корнилов, 1969].

В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.

Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:

Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:

Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т.д. Так появился монопринт.

Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.

Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.

Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.

Монотипии из осенних листьев | Материнство

Осень сейчас в самом разгаре, причём в прямом смысле этого слова! Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнком попробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники.

Отпечатав листики, можно сделать открытки или ещё что-нибудь.

А вот если отпечатать большой лист, то из него получится настоящее дерево!

Лучше наносить краску со стороны прожилок. Мы красили гуашью, но можно и акрилом и даже акварелькой. На один и тот же лист можно наносить каждый раз новые сочетания цветов, тогда все отпечатки будут разные и не похожие на предыдущие.

Можно добавить наклеек или штампов.

По такому же принципу можно сделать целый осенний лес.

Вот отпечатки рябиновых листьев. А нарисовать ягодки рябины сможет любой малыш — они сделаны с помощью ватной палочки с красной краской.

Существует метод рисования, когда краска раздувается по листу при помощи соломинки.

Взяв за основу такие «выдутые» деревья, можно немного развить тему. Следующие рисунки сделаны при помощи обычного пульверизатора для цветов, куда мы налили немного воды и размешали там краску (гуашь).

Это тоже сделано ватными палочками. У дочки ,правда, хватило терпения только на листики на деревьях, а все «опавшие» пришлось мне тыкать, поэтому они такие неестественно равномерные получились.

А ещё можно наделать дыроколом конфетти и высыпать их на участки рисунка, которые до этого надо густо намазать клеем ПВА.

Очень эффектный и, наверное, мой любимый метод: под лист бумаги ( не толстой, а обычной офисной) подложить листики, а сверху провести восковым мелком, держа его плашмя, и тогда на бумаге проявится рисунок со всеми прожилками!

А теперь немного волшебства — надо просто взять белый мелок и провести им по белой бумаге, и потом дать ребёнку закрасить лист при помощи губки.

Дальнейшая судьба всех рисунков может быть очень разной. Но главное чтобы эта судьба у них была.

Самое простое — это подписать рисунок (особенно дату, возраст) и сохранить его на память в специально отведённой папочке. Или вставить в рамочку и подарить родственникам. Как раз некоторые из этих рисунков мы подарили на 96-летие нашей сколько-то там юродной бабушке, и они сразу же оживили её комнатку.

Второе, более творческое — это устроить маленькую домашнюю тематическую экспозицию. А пришедшему с работы папе, вручить прямо с порога пригласительный билет.

И третье — самое интересное, это наделать открыток и разослать родственникам и друзьям. Поверьте, ваши бабушки, дедушки ,тётушки и даже маленькие друзья ваших детей будут очень рады получить такую весточку, даже если они живут в вашем же городе.

materinstvo.ru

Виды монотипии

Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.

Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:

  1. Цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской.
  2. Способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы.
  3. Тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл.
  4. Тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге.
  5. Художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д. [ Very Important Lot, 2020].

Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:

  1. Акватипия: картинка наносится гуашью, а после свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее раскрашенный лист необходимо высушить, а потом поместить в емкость с водой. Тушь в воде не растворяется, а гуашь – частично. В результате получается оригинальное размытое изображение:

  1. Деотипия: лист бумаги кладут на форму с краской, а сверху – тонкую кальку. На кальку наносят рисунок карандашом или любым другим предметом. В результате краска неравномерно отпечатывается на бумаге и получается интересный рисунок:

  1. Негативная монотипия: для ее создания используется форма с остатками краски, которая применялась в деотипии. Незакрашенные участки разрисовывают повторно и делают новый оттиск на бумаге:

  1. Акваграфия: нерастворимую краску в жидком виде медленно добавляют в емкость с водой. На поверхности получатся цветные пигменты, которые необходимо размешать кисточкой, создавая интересные узоры. Затем в емкость с цветной водой помещают лист бумаги, чтобы сделать отпечаток узора, и аккуратно вынимают его. Кстати, такой способ изображения рисунка появился в 15 веке. В Турции и Персии акваграфию называли эбру («искусство облаков»):

  1. Флоротипия: на форму наносится краска, а сверху раскладываются лепестки, цветки, листики и накрываются бумагой. После композицию помещают под пресс и на бумаге остается интересный отпечаток с силуэтами использовавшихся предметов:

  1. Декалькомания: цветной рисунок с бумаги под давлением переносится на тканевую поверхность, керамику или другое полотно. Эта техника чаще всего используется для печати переводного изображения:

  1. Кляксография: это одна из самых простых в исполнении техник создания изображения в монотипии. С ней справится любой: на центр листа бумаги наливается акварель или гуашь, а затем бумага наклоняется в разные стороны, чтобы краска растеклась по поверхности, образуя цветные потеки: [Very Important Lot, 2020].

Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?

Приемы монотипии

Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.

Монотипия предметная

В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:

  1. Рисунок выполняется на листе бумаги.
  2. Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
  3. На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
  4. Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Зимний пейзаж

Другие техники монотипии

Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.

Малыш осваивает новую технику рисования

Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.

На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.

Виды и использование интерактивных технологий в дошкольном образовании

Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:

  1. Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
  2. После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.

Выполняется работа таким образом:

  1. Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
  2. Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
  3. Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
  4. Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
  5. Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
  6. Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.

На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.

Монотипия в психологии

Монотипия – не просто техника рисования, т.к. сегодня она является разновидностью арт-терапии, которая будет полезна абсолютно всем, кто нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния. Такой метод психотерапии давно полюбился психологами, ведь, если его правильно применять, он принесет очевидную пользу в виде:

  • снятия эмоционального напряжения;
  • развития индивидуальности;
  • укрепления межличностных связей;
  • актуализации чувств;
  • развития мышления, креативности;
  • спонтанного самовыражения [М. Киселева, 2007].

Самая известная методика изучения психики личности и ее нарушений с помощью монотипии – психодиагностический текст Германа Роршаха («Пятна Роршаха»).

Автор теста нарисовал 10 клякс разных цветов и насыщенности, каждое изображение служит стимулом для свободных ассоциаций. По мнению Роршаха, то, что увидит испытуемый в данных изображениях, говорит о его интеллектуальном контроле и эмоциональном состоянии. Для чистоты исследования тестируемый должен ответить на следующие вопросы:

  1. Что он видит на картинке?
  2. Где он это видит?
  3. Почему чернильная клякса вызывает у него такие ассоциации?

Вот пример одного из изображений теста:

Что вы видите на картинке? Это изображение оценивает отношение человека к другим людям. Чаще всего испытуемые отвечают, что они видят моль, бабочку, двух людей или человека, который смотрит в зеркало.

Если вы увидели двух беседующих людей, то у вас активная общественная жизнь. Если вам кажется, что они моют руки, то, возможно, вы не чувствуете себя в безопасности. А если вам кажется, что два человека играют в какую-то игру, то, скорее всего, сейчас вы подвержены конкуренции [Б. Белый, 2005].

Особенно полезна монотипия для детей. Она играет важную роль в изучении психологического состояния ребенка и развитии его творческих навыков. Многие дети любят рисовать красками, поэтому процесс создания рисунка данной техникой их очень увлекает. Монотипия способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • стабилизации эмоционального фона;
  • развитию речи;
  • расширению кругозора детей;
  • нормализации нервной системы;
  • формированию настойчивости, усидчивости, внимательности и т.д. [М. Киселева, 2006].

Для начала можно использовать простой лист бумаги и краски: пусть ребенок нарисует то, что умеет, а затем, пока краска не высохла, накроет разрисованный лист бумаги чистым листом. В итоге получится забавная картинка.

Подобное творческое занятие легко организовать в домашних условиях. В детских садах для этого используется оргстекло или пластиковые доски, на которых гуашью или масляными красками наносится изображение и после отпечатывается на бумаге. Получившаяся картинка дополняется рисунком кисточкой или карандашом.

Монотипию включают в программу уроков изобразительного искусства. В младших классах дети рисуют пальцами или ладошками, а учащиеся постарше используют уже другие техники и материалы.

Интересное творческое упражнение «Морозные узоры» предлагает психолог Галина Ельчанинова. Для этого понадобятся листы бумаги, гуашь, гелевые краски, нитки, полиэтиленовый пакет, трубочка. Для начала макаем кисточки в баночки с краской и наносим пятнами на пакет. Далее на него накладываем бумагу и плотно прижимаем. На полученном отпечатке, пока краска не высохла, выкладываем узоры при помощи нитки, трубочки и т.д. В итоге получается импровизированный зимний узор.

Такой техникой можно отразить совершенно любую тематику, будь то лето, весна или просто свободное творчество. Главное – отсутствие ограничений [Г. Ельчанинова, 2018].

Монотипия – отличный способ развития сенсорно-перцептивного восприятия. Вот еще одно упражнение, которое рекомендуют проводить психологи с детьми: понадобятся жидкая гуашь, вода, стаканчики для краски, растительное масло, мука, клей ПВА, соль, картон, клеенка.

Для начала дети изготавливают краску самостоятельно: смешиваются 100-150 грамм муки, столовая ложка растительного масла, щепотка соли, столовая ложка клея и добавляется вода, чтобы консистенция напоминала сметану. Важно, чтобы все компоненты перемешивались руками. Далее в полученную смесь добавляется любимый цвет ребенка.

Попросите детей комментировать свои ощущения во время процесса. После этого дайте задание нарисовать руками на картоне или листе бумаги полученной краской. Это может быть индивидуальное или коллективное творчество.

Не бойтесь экспериментировать с монотипией: чем разнообразнее занятия, тем интереснее они будут для детей. Необычное исполнение монотипии предлагает в своей книге «Творческая мастерская: 55 мастер-классов для маленьких исследователей» Ракель Дорли: возьмите краски, воду, бумагу, мыло и трубочки. Размешайте в воде гуашь и мыло в соотношении 1:2:2.

Предложите малышу подуть в трубочку, опущенную в стакан с цветной мыльной водой до тех пор, пока на поверхности не образуется облако из пузырей. Приложите бумагу к пузырям. Будет интереснее, если подобных растворов будет несколько и все они будут разных цветов [Р. Дорли, 2016].

Если у вас возникли трудности в проведении подобных творческих занятий, вы всегда можете обратиться за помощью к педагогическим материалам. В Интернете представлено множество конспектов по монотипии для проведения уроков детям разных возрастов.

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью и фломастером


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Сочетание двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»


Рисунок акварелью


Рисунок гуашью


Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью и фломастером


Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью и цветными карандашами


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

Приступаем к практике

Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:

  1. Основа: для начала можно использовать плотную бумагу или картон. Главное, чтобы поверхность не пропитывалась красками. В качестве основы подойдет стекло, металлические пластины, пластиковые поверхности.
  2. Краски: лучше всего использовать акриловые краски, т.к. они отличаются яркостью цветов и плотной текстурой, изображения получаются более насыщенными и интересными, также подойдет гуашь.
  3. Принадлежности для рисования: обычно краска наносится кистями и валиком, а для прорисовки деталей подойдут ватные палочки, трубочки, зубочистки, карандаши, одним словом, то, что имеет заостренный конец.
  4. Дополнительные материалы: для создания более оригинальных изображений можно использовать ткань в качестве основы, а для придания фактуры рисунку – любые подручные материалы, веточки, листья и т.д.

Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.

Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:

  1. Монотипия предметная: с помощью данной техники можно нарисовать любой предмет путем симметричного переноса изображения с одной половины листа бумаги на другую. Все очень просто: сначала сгибаем лист бумаги пополам, разворачиваем его и рисуем на одной стороне, например, ствол дерева. Далее складываем бумагу снова пополам: рисунок отпечатывается на чистой стороне листа. Таким образом можно дорисовать листочки на дереве, небо, фон и т.д.

  1. Монотипия «Бабочка»: на одной части листа бумаги рисуем цветные пятна, по очертанию напоминающие крылья бабочек. Отпечатываем цветную часть листа на чистой половине. В итоге получается яркое очертание бабочки, контуры крыльев, узоры и усики можно дорисовать карандашом.

  1. Монотипия пейзажная: на одной стороне листа бумаги рисуем пейзаж и отпечатываем рисунок на противоположной стороне листа. Получившуюся картинку можно дорисовать и сделать более четкой и органичной. Посмотрите, как красиво выглядит монотипия на тему «Весна»:

  1. Монотипия «Цветы»: закрасьте лист бумаги белой тушью, сверху нарисуйте полосы пастельных тонов, а после широкой кистью растушуйте цветные линии белой краской. Центральной фигурой изображения сделайте вазу с цветами. Вы можете выбрать оттенки по своему вкусу. После того, как изображение будет полностью нанесено, смочите другой лист бумаги и плотно прижмите к рисунку. У вас получится картинка с оригинальными потеками [Л. Савчук, 2018].

Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.

С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.

Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.

Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:

Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!

Рисование по монотипной методике в детском саду

Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным.

Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.

Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:

  • воздушные шарики;
  • кубики;
  • рыбки;
  • флажки.

Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.

На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.

Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.

Букет цветов

В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.

Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:

  • листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
  • при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
  • для рисования подходит пластмассовая доска;
  • стекло;
  • можно использовать кафельную плитку.

Возможны также другие варианты выполнения работы.

Подведем итог

Монотипия – один из древнейших видов искусства, который здорово преобразовался в наше время и нашел свое применение не только в творческих сферах деятельности, но и в психологии. Это уникальный способ нанесения рисунка, который не имеет каких-либо ограничений.

Вы можете использовать все возможные материалы: бумагу, пластик, стекло, металл и любые подручные средства; главное помнить, что в этом деле важны скорость и настроение.

Монотипию сравнивают с медитацией, не зря эта техника широко применяется в арт-терапии. Для освоения этого вида творчества не требуется какая-либо специальная подготовка, и наверняка у каждого из вас дома найдутся необходимые для рисования материалы.

Это занятие будет увлекательным как для взрослого, так и для ребенка, поэтому не отказывайте себе в удовольствии окунуться в мир творчества. И, если вы давно хотели попробовать себя в роли художника, советуем начать именно с монотипии, ведь это быстро, просто и очень увлекательно.

Желаем творческого вдохновения!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • «Руки противятся ему». История картины, вызывающей синдром Стендаля
  • Что такое нейрографика и чем она полезна?
  • 10 самых известных художников
  • Леттеринг: свобода слова художника
  • Леттеринг: искусство в буквах
  • Как научиться понимать произведения искусства
  • Нейроэстетика: что это такое и чем она занимается
  • Круги Эйлера
  • Профессия художник
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности

Ключевые слова:1LLL

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]