Как играть в пальчиковые игры?
Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.
- Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
- Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
- Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
- Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.
Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:
- развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
- совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
- развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.
В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.
Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.
В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.
Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение
Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:
- Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
- Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
- Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.
Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.
Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка
Детские пальчиковые игры про семью
Семья
А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга) Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы) Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы) Два Антона (загибать средние пальцы) Сидят дома, Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы) Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)
Моя семья
Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении) Дома милая семья: Папа, мама, я, сестричка, Братик — мальчик-невеличка.
Моя семья
(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка, Другой пальчик — бабушка, Средний пальчик — папочка, Ну, а этот — мамочка, Самый младший — я, Это вся моя семья!
Пальцы гуляют
(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)
Раз, два, три, четыре, пять — Хотят пальцы погулять. (Пошевелить всеми пальчиками одновременно.) Большой палец видит крошку, Указательный — гармошку. Средний будет веселиться, Безымянный пьет водицу. Самый маленький не спит, А вокруг себя глядит.
Игра «Осенние листья» для среднего дошкольного возраста
Пестрые листья красиво кружатся, — дети плавно и неторопливо двигают кистями вправо-влево;
На землю спокойно и тихо ложатся. — медленно опускают руки;
Когда мы идем, под ногами шуршат, — соединяют ладони, трут одну о другую;
Словно снова взлететь над землею хотят. — медленно поднимают руки, спокойно ими размахивают в разные стороны.
Игры про домашние заботы и обязанности
Помогаю маме
Мыл посуду наш сыночек. Вымыл кружки, миски, ножик. Вытер вилки и тарелки — Убежал играть в горелки. (Выполнять имитирующие движения по тексту)
Мамины помощники
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники, Ей будем помогать. Помоем всю посуду И приберем кровать. Белье перестираем, Повесим посушить, А вечером все вместе Мы сможем чай попить!
Моем посуду
(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)
Раз, два, три, четыре, (ударять кулачками) Мы посуду всю помыли: Вилки, миски, поварешки, Сковородочки и ложки. Мы посуду всю помыли, Только чашечку разбили, Ножик тоже поломался, У солонки бок остался. Чайник чуточку сломали, Дружно маме помогали.
Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек
При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.
Организация гимнастики строится на принципах:
- Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
- Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
- Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
- Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).
Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.
При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.
В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук
Игры про тело ребенка
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
Лицо
Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)
Игра «Сороконожка» для младших дошкольников
Идет сороконожка по осенней дорожке. — дети двигаются на одном месте марширующими шагами;
Вдруг с неба капли капать стали. — постукивают пальчиками по раскрытой ладони другой руки;
Ох, намокнут сорок лапок!
Я простуды не хочу, мигом лужи обойду, — делают небольшой круг, имитируя обход лужи;
Грязь домой не нанесу, со всех лапок отряхну.
И потопаю я в норку, и потопаю я громко. — шагают на месте, высоко поднимая ноги, стуча ими по полу.
Игры про одежду и одевание
Обновка
Скорей, скорей, Быстрей, быстрей — Давно пора сшить Ане Новое платье. Бери быстрей иголку — И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)
Одежда, обувь, головные уборы
Катя варежку надела: «Ой, куда мой пальчик делся? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». (сжимать кулачок) Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого) «Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец) Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец) Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Обувь
1. Раз, два, три, четыре, пять. Надо обувь сосчитать: Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди) Два — сапожки, Три — ботинки, Четыре — босоножки И, конечно, тапки — пять. Ножкам надо отдыхать.
Как у нашей кошки
(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)
Как у нашей кошки На лапках САПОЖКИ. Как у нашей свинки На ногах БОТИНКИ. Как у пса на лапках Зеленые ТАПКИ. А козленок маленький Надевает ВАЛЕНКИ. А у сына Вовочки — Новые КРОССОВОЧКИ. Вот так. Вот так. (похлопать) Новые кроссовки.
Обувь дружно посчитаем Потихоньку поиграем. (хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу) Туфельки и тапочки Моей любимой мамочки, Ботинки и сапожки Нашего Сереженьки, А маленькие валенки Малютки нашей Вареньки.
Ботинки
Ах, повсюду мы вдвоем Неразлучно идем. (средним и указательным пальцами «пошагать» по столу) Мы гуляли по лугам, По речным берегам, И по лестнице сбегали, Вдаль по улице шагали, Залезали под кровать, (загнуть пальцы по одному) Чтобы там тихонько спать. (положить ладони на стол)
«Осень пришла» — игра для средней дошкольной группы
Осень хмурая пришла,
Холодный дождик принесла. — дети постукивают пальцами одной руки по ладони другой;
Сад внезапно желтым стал,
Ветер листья растрепал. — трут одной ладонью о другую;
Птичьих песен не слыхать,
До весны их будем ждать. — двигают кистями вниз-вверх.
Игра «Что мы носим осенью?» для старшей группы
На прогулку собираясь, — дети соединяют каждый правый пальчик с большим левым;
Мы одежду надеваем. — совмещают каждый левый палец с большим правым;
Майку, штанишки, — соединяют каждый правый пальчик с левым мизинцем;
Кофту, шарф, пальтишко. — совмещают каждый левый палец с правым мизинцем.
«Птицы улетают» для старших дошкольников
Осень по земле шагает, — воспитанники прикасаются поочередно правыми пальцами к горизонтальной поверхности;
На всю зиму до весны — прикасаются левыми пальцами;
Птичьи стаи улетают: — прикасаются снова правыми пальчиками;
Скворцы, уточки, дрозды,
Жаворонки, соловьи. — снова прикасаются левыми пальчиками.