Психологические особенности детей старшей группы детского сада
К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.
Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.
Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:
Словаря; Грамматического строя; Диалогической и монологической речи; Совершенствованию звуковой стороны речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.ВыготскийН.Я.Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
1.Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
2.Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
3.Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
- У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
- Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
6.Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра.
Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.
Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольноговозраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.
Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира.
1 этап «Выбор произведения»
Сказка- работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты, лучше, если сказка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость.
2 этап « Какой он — сказочный герой?»
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы можно опираться на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Педагог предлагает рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогают:
Этюды на мимику
- Например: работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заяц испугался», «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса».
- прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.
Этюды на движение
- Например: «Лиса идет»- пройти на «мягких лапках».
- «Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе».
- прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.
Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать. В этом педагогу поможет психогимнастикаМ.И.Чистяковой. Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, в томчисле и музыкальными.
3 этап « Формирование актерского состава (распределение ролей)»
Дети на протяжении некоторого времени погружаются в волшебный мир музыки и сказки, сами создают его, учатся смотреть и слушать. За это время формируется:
группа солистов;
- актерская группа;
- танцевальная группа.
Обозначаются детские желания, круг интересов, выявляются пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.
4 этап « Знакомство с музыкальным оформлением спектакля»
Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного, побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге, в движении, в сольном вокальном номере.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия хореографией. Передавать образ в движении дети учатся, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках музыкальных занятий.
5 этап « Создание сценического пространства»
Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.
Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.
6этап «Премьера»
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Формируется чувство ответственности за общее дело…
…Афиша готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера!
Цели драматизации сказок в ДОУ
Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:
- Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
- Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
- Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Драматизация сказки «Заяц-портной». Подготовительная группа
ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «ЗАЯЦ – ПОРТНОЙ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Вступительное слово для родителей:
МЫ С РЕБЯТАМИ УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД СТАВИМ СКАЗКИ И В ЭТОМ ГОДУ МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШУ ТРАДИЦИЮ. ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ — ЭТО ИГРА. А ИГРА-ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.
С ПОМОЩЬЮ СЕГОДНЯШНЕЙ СКАЗКИ МЫ РЕАЛИЗУЕМ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-совершенствуем умения детей передавать образы героев сказки;
— закрепляем знания о профессии портного;- развиваем диалогическую речь;- формируем дружеские взаимоотношения; — воспитываем честность и ответственность по отношению к своим обещаниям и словам.
СЕГОДНЯ МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ СКАЗКУ «ЗАЯЦ-ПОРТНОЙ». ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ДОБРОМ, ТРУДОЛЮБИВОМ ЗАЙЧИШКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЛ ШИТЬ. А ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ, ВЫ СЕЙЧАС ОБ ЭТОМ УЗНАЕТЕ….
Сценарий сказки:
Ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание зрителей.
Звенит колокольчик, как песню поет, Он новую сказку к нам в гости зовет. И, если тут станет немного потише, То сказка придет, и ее мы услышим.
Тс-с!
Ведущий: прикладывает палец к губам и прислушивается.
Звучит музыка.
Слышите? Слышите? Вот и она! Но, помните, сказке нужна тишина…
Ведущий снова прикладывает палец к губам в знаке молчания. Звучит вступительная музыка к спектаклю.
Почему всё изменилось? Почему всё заискрилось? Засмеялось и запело? Ну, скажите, в чём тут дело? Дети: Это так легко понять: К нам весна пришла опять! Ведущий:
Просыпается природа. Так бывает год от года: Обновляет свой наряд. Звери тоже все хотят Обновить себе наряд. Смотрите: «Сказка про Зайца, который умел шить и хотел всем угодить». На поляне, на лесной, Под высокою сосной, Дом чудесный, расписной. А живёт-то в доме том, Всем знакомый Заяц серый – Замечательный портной.
Заяц: (приподнимается со стула)
Да, я Заяц не простой, Самый лучший я портной. Звери, что мне сшить для вас? Я приму любой заказ.
Ведущий: В лес пришла весна – красна, И всем стало не до сна: Хочется красивым быть – Надо к Зайчику спешить. Весть по лесу полетела, До деревни долетела, И узнал о ней Барбос: Первым свой заказ принёс.
Пёс Барбос: Я лохматый и кудлатый Пёс Барбос. Очень смелый и отважный Пёс Барбос. Двор хозяйский охраняю, Гав — гав – гав. На чужих сердито лаю, Гав – гав – гав. Днем и ночью дом большой я стерегу, Службу верно и усердно я несу! Гав! Здравствуй, Заинька – косой! Я слыхал, что ты портной.
Заяц: Верно, всё умею шить. Всем стараюсь угодить.
Пёс Барбос:
Ты мне, Заинька, скорей,
Шапку новую пошей. Ночью холодно. Боюсь, Очень скоро простужусь!
Заяц: Через день – другой Закончу я работу. Ты приходи ко мне домой За шапкою в субботу. (Заяц снимает мерку)
Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?
Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.
Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.
Процесс подготовки
Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.
В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста».