Конспект НОД в детском саду в старшей группе. Русский народный костюм


НОД » Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству с использованием технологии детского дизайна:

«Русский народный сарафан»( старшая группа).

Цель:

познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

— Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.

— Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма.

— Продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме.

— Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, ватными палочками.

— Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

— Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»;

2.Н НОД « Русский народный костюм»;

3. Беседы на тему «Одежда наших предков».

4. Дидактическая игра « Одень куклу в русский народный костюм» .

Материал и оборудование:

контуры изображения сарафана, презентация «Русский народный костюм», кисти, ватные палочки, гуашь, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.

Ход ННОД:

Воспитатель:

Воспитатель: — Ребята, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно у нас.

Воспитатель

: Ребята , я сегодня пришла в детский и мне передали вот это. ( на нем ещё адрес написан)Что это?

Ответы детей: (сундук).

Воспитатель: Правильно ребята, это сундук в нем раньше хранили одежду. Давайте мы с вами посмотрим что там. Открываем сундук смотрите здесь письмо.

Воспитатель

: Люди раньше одевались не так как мы сейчас.

Дорогие ребята ! пишут вам русские красавицы . Мы хотели пойти на ярмарку, на которую по традиции девушки надевают самую нарядную, красивую одежду. И когда мы достали наши сарафаны увидели , что все узоры на них исчезли. Ребята мы вас просим нам помочь попасть на ярмарку. Мы будем вам очень благодарны. Ребята мы поможем русским красавицам попасть на ярмарку.

Ответы детей.

(да мы поможем )

Воспитатель

: А каким образом мы сможем помочь, вернуть обратно узоры?
Ответы детей
(Нарисовать, вырезать и наклеить, вышить , вылепить из пластилина.)

Воспитатель:

Ребята , как вы думаете раньше девочки одевались, так же , как и сейчас или по-другому ?

Ответы детей :

по- другому, у них одежда была другая и украшали одежду другими узорами.

Воспитатель

:Я хочу вам показать как раньше одевались русские красавицы.( презентация) Одежда была свободной, длинной и необычно красивой . Ее шили из льняной ткани.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Девочка в нарядном платье» в старшей группе

При подготовке занятия по рисованию девочки в нарядном платье перед педагогом стоит ряд задач:

  • формировать умение детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей тела;
  • закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунка карандашом;
  • развивать творческие способности детей — разработка узора платья (конструкция, форма, и украшения), дорисовывание аксессуаров, фона и т. д.
  • развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей.

Занятие может быть направлено как на самостоятельное изображение детьми девочки в платье с учётом пропорций, так и проводиться в рамках декоративного рисования, когда воспитанникам предлагаются готовые шаблоны платьев для дорисовывания и украшения.

Дети 5–6 лет изображают тело человека первоначально как совокупность геометрических фигур:

  • голова — круг,
  • шея — маленький прямоугольник,
  • туловище — прямоугольник или овал,
  • ноги и руки — широкими линиями,
  • пальцы — тонкие линии, мазки.

Первые детские рисунки человечков представляют собой геометрические наброски

Шестилетки уверенно владеют инструментами для рисования. Им удаётся выполнить задание по представленному образцу. Выбор материалов остаётся за воспитателем: к занятию необходимо подготовить основу для рисования и инструменты.

Рисование фигуры девочки в старшей группе усложняется внесением новых элементов: костюма, причёски, аксессуаров

Материалы для рисования

Для изображения девочки в платье потребуются следующие материалы:

  • Грифельные карандаши.

    Важно. Старшие дошкольники учатся предварительному наброску. Дети используют простой карандаш для рисования очертаний человека, портрета, затем раскрашивают цветной штриховкой или мазками краски.

  • Краски: гуашь,
  • акварель.
  • Кисти:
      средней толщины,
  • тонкие.
  • Половинка или целый альбомный лист.

    На заметку. Для рисования гуашью можно подготовить цветной картон или тонированную акварелью бумагу.

  • Для рисования девочки в платье лучше всего подойдут цветные карандаши и гуашь

    Оформление узорами и деталями платья можно выполнить с помощью неклассических материалов. Используются краски с блёстками, эффектом перламутра, яркие фломастеры, гелевые ручки. Раздавать их детям следует в финале практической работы, когда рисунок готов и остаётся внести дополнения в наряд персонажа.

    Техники и приёмы рисования

    В старшей группе дети осваивают и совершенствуют следующие техники и приёмы рисования:

    • Набросок. Воспитатель показывает этапы рисования на доске или разбирает схему рисования на плакате/образце. Детали наброска дошкольники последовательно выводят карандашом в воздухе и переносят на бумагу.

      Простая схема, демонстрирующая, как нарисовать фигуру человека, должна быть перед глазами во время занятия

    • Рисование цветными карандашами. Закрепляется навык раскрашивания фигур внутри контуров и совершенствуется владение основными приёмами: штриховка слабым и сильным нажимом;
    • обводка и детализация интенсивным нажимом.

      Штриховать карандашами дольше, чем рисовать красками, поэтому в качестве основы раздавайте детям 1/2 альбомного листа

  • Рисование красками. В конце учебного года можно сочетать в одной работе техники акварели и гуаши:
      Заливка фона — только акварельными красками и широкой кисточкой.
  • Рисование фигуры девочки и закрашивание — средней кистью, желательно гуашью (не течёт, цвет насыщенный).
  • Контуры и мелкие детали выполняются карандашом, фломастером, гелевой ручкой или тонкой кисточкой.

    Рисунки красками получаются яркими и праздничными

  • Видео: как нарисовать девочку

    Видеозапись можно просмотреть в начале занятия и использовать как план поэтапного рисования девочки. Обратите внимание, фигуру человека рекомендуется рисовать сверху вниз, то есть начинать с головы.

    Видео: как нарисовать маленькую фею в нарядном платье

    Феечки — тоже девочки, а платья у них более чем нарядные! Необычный персонаж привлечёт ребят. Видеоурок ориентирован на маленьких художников. Единственное, рисование плаща предложенным способом (вокруг фигуры феи) может вызвать затруднения у детей 5–6 лет. Советуем ограничиться платьицем и украшением на голову.

    Занятие «Девочка в нарядном платье» подходит для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования (или совершенствования необычных приёмов). Оригинальные и даже фантастические наряды получаются в детских работах. Для изображения платья или удивительных узоров на нём подходят многие способы:

    • восковыми мелками,
    • пальчиковыми красками,
    • ватными палочками,
    • штампами,
    • методом тычка,
    • набрызгом.

    Фотогалерея: примеры рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках


    С помощью трафаретов и восковых мелков на платье переводится ровный орнамент


    Пальчиками и ватными палочками рисуются различные геометрические узоры: точки, полоски, клетка


    Капельки акварели раздуваются на бумаге причудливыми узорами


    Платье можно украсить пальчиковыми красками, получится узор в горошек


    На сыром листе бумаги расплываются красивые узоры, как в технике батик


    Оригинальные платья могут получиться из отпечатков детских ладошек

    Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

    Рисунки на тему «Девочка в нарядном платье» органично дополняются элементами из пластилина и бумажной аппликацией:

    • в качестве объектов второго плана (деревья, цветы, полянка, домик);
    • как украшение в наряде девочки (узоры, оборки и ленты на одежде, головной убор, заколки).

    Методы оригами и пластилинографии можно использовать для создания платья, а саму девочку нарисовать в классической технике.

    Сложить платье в технике оригами — полноценное задание, а не просто дополнение

    Нарядное платье для девочки можно выложить аппликацией из природного/бросового материала:

    • обрезков ткани,
    • сухих цветов и листьев,
    • плоских разноцветных пуговиц,
    • пайеток, страз.

    Платье может быть выполнено в виде аппликации из листьев или других природных материалов

    Как индивидуализировать задания

    Индивидуально-личностный подход на занятиях по ИЗО реализуется через предоставление детям самостоятельности в творчестве и адаптацию требований для некоторых воспитанников.

    Способы дифференцировать задания:

    • Дать возможность подобрать цветовую палитру для рисования.
    • Определить цель занятия (нарисовать девочку в нарядном платье) и показать варианты воплощения: малышка в сарафане, принцесса готовится на бал.
    • Подготовить упрощённое задание. Например, обвести трафарет девочки, самостоятельно нарисовать наряд.
    • Творчески одарённым детям усложнить задачу: нарисовать объект второго плана, аксессуары для девочки и т. д.

    Творчески одарённые дети 5–6 лет создают первые сюжетные рисунки

    Место занятия «Девочка в нарядном платье» в картотеке тем по рисованию

    Рисование девочки в платье — широкая тема. В этом варианте она звучит на занятии по отработке техники смешивания цветов и оттенков: дети подбирают палитру для кожи, волос, одежды персонажа.

    В узких интерпретациях тема повторяется и развивается в течение учебного года:

    • «Кукла собирается в гости» — изучение правил этикета.
    • «Когда мама была маленькой» — изготовление открытки на 8 Марта.
    • «Золушка на балу» — повторение сказки про Золушку.
    • «Девочка в народном платье» — знакомство с национальным бытом и костюмом.

    Превращение одежды Золушки из лохмотьев в бальный наряд — один из вариантов рисунка «Девочка в красивом платье»

    Коллективная композиция по теме составляется на общей основе — тонированном листе ватмана. Детские рисунки размещаются в соответствии с замыслом.

    Примеры групповых работ:

    • «Праздничный хоровод»,
    • «День рождения куклы Маши»,
    • «Кукольное чаепитие»,
    • «Наши девочки и мальчики на утреннике»,
    • «Принцессы на балу».

    Свои рисунки дети могут вырезать по контуру, чтобы закрепить на общем листе ватмана

    «Русский сарафан» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

    Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: познавательное, речевое, социально-личностное и физическое развитие в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые, ИКТ. В ходе занятия использовала развивающую среду группы (столы, ковер, магнитную доску, компьютер, телевизор). При проведении занятия учтены психологические и возрастные особенности дошкольников на занятии использовались: художественное слово, иллюстрации к сказкам, презентация, музыкальное сопровождение, которое побуждает детей к творческому поиску.
    В занятие внесла игровую мотивацию: посещение музея – «Сказок» и «Кукол». На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. В зале «Сказок» дети рассматривали иллюстрации к сказкам и наглядный материал – разных кукол, что создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В данном НОДе представлено нетрадиционное рисование в средней группе, тема недели : «Лесные жители», мною были взяты 4 области: художественное творчество и социализация, познание и коммуникация.

    Конспект по художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе по теме «Одуванчики в траве».

    Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иссле.

    Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;Задачи: формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рису.

    Источник

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование)

    Тема: « Русский сарафан»

    Адресат: дети старшей группы

    Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».

    -познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

    -вызвать интерес к жизни наших предков;

    -воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

    Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?

    Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

    Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм. А потом нарисуем его.

    А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?

    Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

    Ответы детей: Белого, красного (много).

    Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

    Ответы детей: Девушки, женщины.

    Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

    Ответы детей: Для красоты.

    Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

    Ответы детей: Цветы, солнце.

    Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти. Давайте вспомним, что такое ярмарка?

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]