Конспекты сюжетно- ролевых игрматериал на тему
Конспект сюжетно-ролевой игры-ситуации
«Магазин овощей и фруктов»
Основная область: социализация
Интеграция областей: коммуникация, познание.
Задачи:
1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.
2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.
3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.
4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».
5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.
6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (ориетацию в понятиях «добро» и «зло»)
7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых
9. Закреплять у детей умение считать до 5 и умение применять его в социальной действительности.
Предварительная работа:
- Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов», «Здоровье вашей семьи», «Вкусный арбуз»
- Дидактические игры: «Кто самый вежливый», лото «Сад и огород»
- Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги).
- Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»
- Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.
Основная работа:
Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.
Ход:
Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.
Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?»
Дети: отвечают по-разному.
Воспитатель: У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?
Дети: продуктовый.
Воспитатель: Верно. Можно я первая буду продавцом?
Дети: Да
Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.).
В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».
Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель».
Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода( если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?
1 ребенок-покупатель: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.
Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?
1 ребенок-покупатель: Да
Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.
1 ребенок-покупатель: Давайте.
Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.
1 ребенок-покупатель: 3 монетки помидор и 1 монетка лук.
Воспитатель-продавец: Отлично, и того…
1 ребенок-покупатель: 4 монетки.
Отдает деньги продавцу.
Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю.
Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.
Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».
2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!
Воспитатель-продавец: Добрый день!
В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые дети-покупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый.
Воспитатель-продавец: Что вы хотели?
2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.
Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?
2 ребенок-покупатель: Сладкое.
Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…
2 ребенок-покупатель: 5 монет.
Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет.
Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. Досвидание.
2 ребенок-покупатель: Досвидание
Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.
Воспитатель-продавец: Здравствуйте.
3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.
Воспитатель-продавец: Что Вам подать?
3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.
Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?
3 ребенок-покупатель: Да.
Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.
3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.
На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товара.
3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода?
Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.
3 ребенок-покупатель: 2 монеты.
Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.
Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель- продавец упаковывает покупку.
Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье. Передайте привет своей жене.
3 ребенок-покупатель: Спасибо, передам. Досвидание.
Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».
Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.
Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?
Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу.
Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.
4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.
Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.
Воспитатель-покупатель(обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.
Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.
Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.
Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).
Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.
Производится расчет.
Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.
Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.
Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.
Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.
Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?
Ребенок-покупатель: Борис.
Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине ?
Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.
Ребенок-покупатель: С удовольствием.
Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.