Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет
Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.
Это интересно. В методической литературе понятия «театрализованная игра» и «театрализованная деятельность» часто рассматриваются как синонимы.
В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей
Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ
Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:
- развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
- обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
- воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
- развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
- даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
- воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).
Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству
Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:
- обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный),
- активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его),
- развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»),
- повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение),
- тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу),
- эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию),
- развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).
Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей
Принципы проведения игр
Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет. Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:
- разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений),
- включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках),
- минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например),
- раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности),
- создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).
Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4)
и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они
группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами,демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Карточка № 12 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Карточка № 11 «КОРОЛЬ (вариант народной игры)
»
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам»
этих персонажей.
Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет
Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.
Словесные приёмы
Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.
Объяснение и беседа
Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».
Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями
Загадки и стихотворения
Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.
Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:
- Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
- С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
- Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).
На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:
- Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!
Короткие истории
Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.
Картинки и фото
Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:
- фотографии разных видов театра и актёров,
- картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.),
- буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками),
- рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.
Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории
Приём демонстрации
В качестве наглядного материала можно предложить:
- просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»),
- проигрывание воспитателем действий всех персонажей,
- посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.
Атрибуты для театрализованных игр
Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».
Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:
- маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги),
- шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ),
- куклы пальчикового театра,
- природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди),
- фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски,
- персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)
Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.
Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры
Практические приёмы
В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.
Упражнения на социально-эмоциональное развитие
Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.
Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.
Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика
Психогимнастика
Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.
Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.
Вопросы индивидуализации в театрализованных играх
Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:
- распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого),
- выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа),
- заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).
Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры