Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:
- раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
- объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
- формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.
Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:
- комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности — игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
- парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.
Замечание 1
Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 430 ₽ Реферат Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 270 ₽ Контрольная работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Дополнительное образование в ДОУ
Детский сад – это место, в котором ребенок получает свои первые знания об окружающем его мире, приобретает и начинает проявлять интерес к различным видам деятельности. Поиск этих интересов является одной из основных задач ДОУ. Но найти их недостаточно, необходимо их развивать и поддерживать. Эта проблема не новая и решается с помощью предоставления, как платных дополнительных образовательных услуг, так и бесплатных. К ним относится широкий спектр образовательных программ, характеризующихся по их направлению. Выбор направления напрямую зависит от предпочтений ребенка.
Дополнительное образование проводится вне основного образовательного времени и не могут с ним пересекаться. Их продолжительность и количество определено в СанПиН 2.4.1.1249-03 и не должно быть выше, чем максимальный объём нагрузки на детей в данном возрасте.
Занятия детей в секциях и кружках положительно сказывается на их коммуникативных способностях и способствует их лучшей социализации в обществе. На опыте замечено, что дети, занимающиеся дополнительным образованием помимо основного, гораздо быстрее осваиваются и привыкают к школьной жизни и показывают определенные успехи в ней, а также продолжают посещение секций дополнительного образования за пределами ДОУ, достигая новых результатов и новых побед. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.
К счастью, в настоящее время дополнительное дошкольное образование получило большой спрос, а следственно и широкое распространение. ДОУ предлагают огромный выбор вариантов внеурочного развития детей. Но всех объединяет выполнение некоторых основных функций, таких как:
- Воспитательная функция – благодаря нахождению ребенка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее, что также способствует поднятию уровня коллективизма.
- Социальная функция – в виду постоянного общения с воспитанниками ДОУ у ребенка приобретается способность к самоутверждению.
- Образовательная функция — в зависимости от выбранной области ребенку будут предоставлены определённые знания по данной тематике, а также дополнительные навыки и умения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
- Развивающая функция – занятия способствуют развитию мыслительных, физических и творческих способностей у детей.
Все вышеприведенные функции присутствуют в каждом виде дополнительного образования и играют важнейшую роль в формировании ребенка как личности. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ осуществляется в форме кружков, секций, клубов. Их работа планируется по разделам основной образовательной программы. Таким образом, воспитанники расширяют знания и навыки, полученные в рамках повседневных занятий.
В нашем дошкольном учреждении функционируют следующие дополнительные образовательные услуги:
- «АБВГДейка» – развивает грамотность ребенка, погружает его в мир букв и азбуки, занимается изучением слогов и обучает чтению
- «Разноцветные ладошки» — программа, где дети обучаются нетрадиционным техникам рисования, таким как: пальчиковая живопись, гроттаж, монотипия, кляксография, штампинг, рисование ватными палочками и другие. Рисование такими техниками открывает обильный простор для фантазии ребенка.
- «Волшебные клеточки» — задания этого кружка направлены на развитие у ребенка внимания, сосредоточенности, мышления и воображения, умение ориентироваться в пространстве, умение копировать образцы, данные педагогом.
- «Каллиграфия» – направленна на выполнение графических упражнений, формирует пространственное восприятие, мыслительные операции, мелкую мускулатуру пальцев.
- «Занимательная аппликация» — развивает у детей способность работать руками, использовать простейшие инструменты, развивает у детей творческое мышление, фантазию, формирует художественно-творческие способности.
- «Путешествие в мир логики» — основная цель состоит в развитии логического мышления, сообразительности и способности к анализу, улучшение математического представления.
- «Пластилинография» — обучение работы с пластилином, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
- «Волшебный песок» — работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения у детей, развивает мелкую моторику и помогает поделиться своими эмоциями.
Наше ДОУ уделяет особое внимание созданию необходимых условий для индивидуального развития детей. Наиболее важным фактором является обеспечение широкой доступности и равных возможностей на получение дополнительного образования. Каждый ребенок должен обладать определенным набором умений и навыков после выхода из дошкольного образовательного учреждения. Дополнительное образование также направлено на увеличение числа одаренных детей в разных видах науки и искусства.
Но для выполнения всех целей и задач программы дополнительного образования должны постоянно дорабатываться и улучшаться. Необходимо работать над созданием новых форм работы, повышать квалификационную составляющую педагогов.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности. Каждый ребёнок талантлив! Дело за малым — помочь ему поверить в себя, найти свой путь.
Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, я понимаю, что необходимо расширять спектр дополнительных услуг, создавать и расширять для этого материально-техническую базу, совершенствовать развивающую среду.
Дополнительное образование занимает прочную позицию в дошкольных учреждениях. Оно реализует личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития.
Используемая литература:
1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. — №8.
3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//
4. Казакова Р.Г, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования: планирование, конспекты занятий»/ Под ред. Р.Г. Казаковой.-Москва: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.
Характеристика основных комплексных программ современности
Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.
Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.
Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.
Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.
Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.
Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.
Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.
Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.
ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.
От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.
Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.
Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.