Структура образовательной технологии
Образовательные технологии имеют конкретную структуру:
- Концептуальная часть – представлена конкретной концепцией или научной базой, в основе которой заложены определенные педагогические идеи, являющиеся фундаментом технологии.
- Содержательная часть – представлена общими и конкретными образовательными целями, содержанием и наполнением образовательной технологии.
- Процессуальная часть – включает в себя комплекс методов, средств и форм образовательной деятельности воспитанников, а также методы и формы деятельности педагога, направленные на организацию и управление педагогическим процессом, а также на диагностику качества усвоения материала.
В настоящее время образовательные технологии в ДОУ приобретают все большую популярность, так как позволяют организовать эффективное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, а также достичь высоких образовательных результатов.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Современные образовательные технологии ДОУ 410 ₽ Реферат Современные образовательные технологии ДОУ 230 ₽ Контрольная работа Современные образовательные технологии ДОУ 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое значение в этом процессе имеет дополнительные занятия с детьми подготовительной группы. Такие занятия способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной ступени.
Нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, планшеты, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки и дидактические игры. В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает: картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно, всегда привлекает именно то, что находится под запретом.
Внедрение в образовательный процесс ФГОС в нашем учреждении потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Наш коллектив готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании. И об этом можно судить по достижениям.
По мнению наших педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. Наш детский сад находится в поиске нового. Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия в свете современных требований.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим.
Интерактивные технологии – это комплексный подход к организации взаимодействия с предметной средой или другими людьми.
Значение интерактивных технологий в образовательной деятельности заключается в возможностях развития когнитивных и коммуникативных способностей.
Интерактивные технологии могут быть реализованы в форме
- групповой работы
- использования технических средств
- предметной среды.
При выборе интерактивных технологий необходимо учитывать возрастные, психологические особенности дошкольников.
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:
- предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка
- стимулирует познавательную активность детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Интерактивные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
В дошкольном учреждении на данный момент это:
- компьютеры
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
- интерактивный стол
- ноутбуки
- телевизор
Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации
- информационно-обучающие компьютерные программы
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития детей, использование новой наглядности.
Преимущества интерактивного оборудования:
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
- Дети начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
- Программное обеспечение включает в себя богатую галерею готовых картинок, шаблонов и мультимедийных роликов с возможностью добавления пользовательских объектов.
- По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили значительно улучшить качество занятий.
На основании полученных результатов и опыта использования интерактивных технологий можно сделать вывод о том, что интерактивные технологии, несомненно, обладают широким спектром возможностей в образовательной деятельности, позволяют активизировать познавательные процессы, приобрести новые знания, умения, коммуникативные навыки.
В то же время, использование только интерактивных технологий не обеспечит качественного решения педагогических задач. Поэтому необходимо использовать технологии образовательной деятельности комплексно, применяя их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Следующая > |
Интерактивные технологии в детском саду
Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, постоянно повышать педагогическое мастерство, воспитателю детского сада приходится задействовать комплекс различных развивающих методик и всю свою фантазию. Образовательные стандарты предусматривают использование различных видов детской деятельности, которые должен применять воспитатель для решения педагогических задач. Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям, подразумевающим многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания.
Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях эффективного взаимодействия.
Интерактивные технологии могут быть выражены в различных формах:
- Индивидуальной (ребенок с помощью педагога сам решает поставленную задачу, вариант – «ребенок – компьютер»),
- Парной (взаимодействие ребенок — ребенок),
- Групповой (работа в подгруппах),
- Коллективной (активная фронтальная работа),
- Планетарной (решение поставленных задач подгруппами и выбор оптимального варианта).
Преимущества интерактивных технологий:
- У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
- Развивается речевая активность;
- Развиваются межличностные отношения;
- Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
- Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
- Формируется психология успеха.
Реализация интерактивных технологий в ДОУ возможна при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя и дошкольников, мотивации в решении поставленной задачи, использования ярких образов, примеров, предметов.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию комфортной творческой среды и осознанию интеллектуальной состоятельности обучаемых. В атмосфере доброжелательности и поддержки, в рамках тесного взаимодействия, свободного общения на равных дошкольник чувствует личную успешность и процесс обучения становится более продуктивным. Интерактивные технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим.
Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей, например:
- Младшая возрастная группа: игра в парах, «детский круг»,
- Средняя возрастная группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
- Старшая возрастная группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках), аквариум;
- Подготовительная (предшкольная) группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.
Стоит заметить, что воспитатель, опираясь на свой опыт, может экспериментировать с формами взаимодействия, и, например, вводить интервью в средней группе.
Стимулировать разностороннее развитие дошкольника помогают различные интерактивные методы. Это понятие складывается из двух составляющих: «метод», как способ взаимодействия «педагог – ребенок» и «интеракция» – усиленная деятельность между участниками процесса. Соответственно, под интерактивными методами понимается усиленное педагогическое взаимодействие в ходе воспитательного и образовательного процесса.
Интерактивные методы могут быть дискуссионными, игровыми, комплексными:
- Ролевая игра (театральная постановка, сказка),
- Интерактивная игра,
- Деловая игра,
- Кейс метод (решение проблемной ситуации),
- Дискуссия,
- Кластеры (поиск ассоциаций),
- Микрофон (поочередные высказывания),
- Дебаты (обсуждение высказываний),
- Проектный метод,
- Мозговой штурм и другие.
Примеры использования интерактивных методов в разных возрастных группах ДОУ
Младшая или II младшая группа: интерактивный метод работы в парах.
Воспитатель предлагает детям найти себе пару или сам помогает разбиться попарно, взяться за ручки и посмотреть друг на друга. Это можно осуществить сидя на полу, на стульчиках, стоя. Как правило, в этом возрасте дети уже знают имена друг друга. Каждой паре предлагают взять вместе в ручки игрушку, кубик, или шарик. Педагог может сам вручить яркий предмет каждой паре. Он объявляет детям, что эти игрушки волшебные, у кого она в руках, тот улыбается. Передавая друг другу игрушку, надо назвать напарника по имени и улыбнуться. При этом воспитатель должен сам излучать ласку и улыбку, продемонстрировать действие. Дети склонны к подражаниям, они будут повторять. Педагогическая практика будет успешной, если большая часть детишек будет улыбаться. Далее воспитатель может усложнять правила: дети меняются парами, игрушками, говорят комплименты и т.д.
Средняя группа: интерактивная игра «цепочка». Воспитатель заранее готовит игрушку – Лунтика и рассказывает предысторию: Лунтик прилетел с Луны, он знаком с Кузей, Шершулей, Вупсенем и Пупсенем…дети помогают перечислить героев сказки. Далее ставится задача: кроме перечисленных героев Лунтик никого не знает, он не знаком с животными из сказок, его надо познакомить. Воспитатель вручает фигурку Лунтика одному из детей и просит передавать дальше по цепочке и называть животных из разных сказок, например, волк из сказки «Волк и семеро козлят», медведь из сказки «Маша и медведь», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и так далее. Передавая Лунтика друг другу, дети знакомят его со сказочными персонажами. Если дошкольник теряется, то воспитатель и дети, находящиеся слева и справа по цепочке помогают вспомнить сказки. В завершение воспитатель может предложить детям пофантазировать о приключениях Лунтика в стране сказок или нарисовать сказочных животных.
Старшая, подготовительная группа: комплексное интерактивное занятие «Мой любимый детский сад». Воспитатель ставит задачу: ребятам надо подготовить презентацию о том, что в садике им больше всего нравится. Детей рассаживают за столики малыми группами по 3-4 человека, на столиках – наборы для рисования. Воспитатель предлагает одной группе обсудить тему какие игрушки в группе самые интересные, второй группе – какое блюдо в садике самое вкусное, третьей группе – что можно интересного увидеть во время прогулки, четвертой группе – что больше всего нравится на музыкальном занятии и так далее. Дети в малых группах обсуждают свои варианты, рисуют на листах, выбирают представителя от группы. Воспитатель подходит к каждой группе, помогает с выбором и разрешает споры. Далее представители от каждой группы поочередно выходят к импровизированному микрофону и озвучивают, что именно им нравится в детском садике, демонстрируют лучший от группы рисунок или несколько рисунков. Педагог, подводя итог, в ходе фронтальной дискуссии на основе самых интересных моментов составляет рассказ о любимом детском саде, обобщает услышанную информацию, либо предлагает составить единую презентацию детям, желающим выступить у микрофона. Можно расставить рисунки как визуальные подсказки и предложить детям составить рассказ «Мой любимый детский сад».
Варианты дополнительных и основных дискуссионных тем: «Детский сад моей мечты», «Мое любимое занятие в садике», «Выбор сказки для детского театра», «Лучший подарок для мамы», «Украшаем детский сад» и т.д.
Интерактивные педагогические технологии напрямую связаны с использованием интерактивных технических средств. Все больше детских учреждений имеют высокотехнологичное оборудование в виде сенсорных досок, обучающих игровых компьютеров, интерактивных панелей. Их использование помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, интересным, продуктивным.
С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.
Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:
Похожие записи:
Понятие образовательной технологии
Определение 1
Технология – это совокупность определенных приемов, которые применяются в конкретном деле, искусстве или мастерстве.
Определение 2
Образовательная технология – это определенная совокупность конкретных педагогических методов, средств, приемов и установок, обеспечивающих повышение эффективности педагогического процесса.
Образовательная технология обладает рядом требований, которые отличают ее от методики и системы:
- Концептуальность – любая технология опирается на определенные научные идеи и концепции, которые предопределяют достижение поставленной образовательной цели.
- Системность – технология обладает всеми признаками целостной системы: логика реализуемого процесса, взаимосвязь всех частей и компонентов технологии, целостность структуры.
- Управляемость – предусматривает возможность проведения диагностики реализуемой технологии, ее соответствие поставленным целям и при необходимости осуществление корректировки используемых методов и средств.
- Воспроизводимость – любая образовательная технология может быть взята любым педагогом и внедрена им в образовательный процесс, при этом она так же будет эффективна и результативна.
- Эффективность – образовательные технологии гарантируют достижение поставленной цели и результатов, при оптимальных затратах (умственных, трудовых, технических, материальных и т.д.).
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Таким образом, если система или методика претендуют называться технологиями, они обязательно должны быть доработаны до указанных требований.