Тематическое планирование бесед по воспитанию кгн и культуры поведения в подготовительной группе.календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Сентябрь.

  1. «Вспомним, как правильно надо кушать».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Столик, накройся!».

  1. «Каждой вещи – свое место».

Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

Д/И: «Найди место для игрушки».

  1. «Советы Мойдодыра».

Цель: Учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом, следить за чистотой своей одежды.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Кто такой дежурный».

Цель: Закреплять знания детей об обязанностях дежурных по столовой, занятиям, уголку природы.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Октябрь.

  1. «Вежливые слова».

Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.). Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Как мы наводим порядок в шкафу».

Цель: Формировать у детей привычку аккуратно складывать одежду и убирать ее в шкаф; поддерживать порядок в шкафу.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Советы Мойдодыра».

Цель: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Как надо заправлять кровать».

Цель: Учить детей заправлять кровать: расправлять простынь, складывать одеяло, заправлять покрывалом, разглаживая складки. Формировать привычку делать все аккуратно.

Д/И: «Уложим куклу спать».

Ноябрь.

  1. «Вспомним правила поведения за столом».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Кормление куклы».

  1. «Каждой вещи- свое место».

Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

Д/И: «Подбери пару».

  1. «Зачем надо полоскать рот после еды».

Цель: продолжать формировать понятие «здоровый образ жизни»;объяснить, зачем нам нужно полоскать рот после еды.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Как просушивают мокрую одежду».

Цель: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Д/И: «Подбери пару».

Декабрь.

  1. «Вспомним правила вежливости».

Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

Д/И: «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой».

  1. «Как ведут себя воспитанные дети».

Цель: Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

Д/И: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей».

  1. Беседа «Хорошо и плохо»

Цель: Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «К нам идут гости».

Цель: Вспомнить правила сервировки стола, правила поведения за столом.

Д/И: «Столик, накройся».

Январь.

  1. «Культура поведения во время еды».

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).

Д/И: «Принимайся за обед».

  1. «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

Цель: Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды; воспитывать бережное отношение к вещам.

Д/И: «Крокодил- чистюля».

  1. «Как заботиться о своей одежде».

Цель: Воспитывать бережное отношение к своей одежде; формировать привычку аккуратно складывать одежду.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Терпение и труд все перетрут».

Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

Д/И: «Поможем Мишке».

Февраль.

  1. «Вежливость в разговоре».

Цель: Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству. Закреплять умение благодарить за еду, помощь. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. Беседа «Как играют воспитанные дети».

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

Д/И: «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней».

  1. «К нам идут гости».

Цель: Знакомить детей с названиями предметов чайного сервиза, обговорить правила сервировки стола к чаю.

Д/И: «Напоим куклу чаем».

  1. «Хороший человек- это кто?»

Цель: Формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия и т.д.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Март.

  1. «Культура еды – серьёзное дело».

Цель: Знакомить детей с культурой приготовления пищи.

Д/И: «Кто больше назовет блюд».

  1. «Чистота – залог здоровья».

Цель: Воспитывать желание вести здоровый образ жизни; формировать привычку быть чистым, опрятным.

Д/И: «Правила гигиены».

  1. «Мы- дружные ребята».

Цель: Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь и заботу, вежливо прощаться, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту. Продолжать формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Как мы разговариваем друг с другом».

Цель: Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Д/И: «Можно- нельзя».

Апрель.

  1. «К нам идут гости».

Цель: Учить встречать гостей, воспитывать доброжелательное отношение к гостям.

Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

  1. «Столовые приборы».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Покормим зверей салатом».

  1. «Каждой вещи – свое место».

Цель: Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.

Д/И: «Хорошо или плохо».

  1. «Мы- вежливые дети».

Цель: Закреплять навыки поведения в общественных местах.

Д/И: «Можно- нельзя».

Май.

  1. «Мы умеем себя вести правильно за столом».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

  1. «Мы вежливы».

Цель: Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, говорить тихо, вежливо прощаться, не мешать другим.

Д/И: «Можно- нельзя».

  1. «Мы аккуратны».

Цель: Продолжать воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом; быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Д/И: «Крокодил- чистюля».

  1. «Мы- друзья».

Цель: Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.

Продолжать учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам.

Д/И: «Хорошо или плохо».

Дидактические игры по формированию культурно- гигиенических навыков

и культуры поведения:

  • «Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

  • «Найди место для игрушки».

Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.

Оборудование. Игрушки.

  • «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

  • «Кормление куклы».

Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

«Подбери пару».

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка- зубы, мыло- руки, игрушки -корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

  • «Принимайся за обед».

Цель: закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой; учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом; формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой, обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.

Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.

Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».

Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.

После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

Дидактические игры по формированию культурно- гигиенических навыков

и культуры поведения:

· «Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

· «Найди место для игрушки».

Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.

Оборудование. Игрушки.

· «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

· «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

· «Кормление куклы».

Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

· «Подбери пару».

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка- зубы, мыло- руки, игрушки -корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

· «Принимайся за обед».

Цель: закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой; учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом; формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой, обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.

Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.

Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».

Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.

После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

· «Крокодил-чистюля».

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

· «Напоим куклу чаем».

Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола.

Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце — чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Андрей, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Андрей ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза — большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, — посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

· «Кто больше назовет блюд».

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

· «Этикет – школа изящных манер».

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование:

предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

· «Покормим зверей салатом».

Цель: закреплять навык правильной еды — держать правильно ложку (тремя пальцами — указательным, средним, большим);нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом; перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.

В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

Рифмовка: Я сегодня не скучаю,

Всех салатом угощаю.

Звери на пеньке сидят

И салатик мой едят.

Ребенок должен приготовить «салат»: нарезать пластилиновые овощи; сложить их в салатницу;

круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице; положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку; угостить зверей салатом.

Тематическое планирование бесед

по воспитанию

культурно- гигиенических навыков

и культуре поведения.

Подготовительная группа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]