ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность данной темы — обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Определив тему опыта, его основную идею, я наметила главную цель работы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила главную цель работы: – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
- Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Моя система работы создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего самообразования является «Безопасность дошкольника». На основе изученного материала, полученных знаний, приобретенных навыков у меня появился интерес и возможность организовать кружковую работу с детьми.
Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ, метод проектирования и игровые технологии.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе.
Результативность опыта.
Главная цель достигнута — первоначальные знания у детей сформированы, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат: увеличение знаний дошкольников по данной теме; увеличение словарного запаса своих детей; изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону; изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута — первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT — С.П., 2012.
- Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С.32.
- Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук [Текст] / Н.И. Алмазова. – СПб., 2009. — 47 с.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — М., 2009. — 560 с.
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. — М.: Просвещение, 2010. -143 с.
- Васильева, Ц. Учим правила безопасности [Текст] / Ц. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №2. – С.65-68.
- Головина, Н. Профилактическая работа по предупреждению травматизма у дошкольников [Текст] / Н. Головина // Дошкольное воспитание. — 2006. — №3. – С.93-94.
- Горина, Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т.12, №5. – С.35-39.
- Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова [Текст] / Ю.В. Громыко // Известия Российской академии образования. — 2010. — №2. — C.36-43.
- Далинина, Т.В. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т.В. Далинина // Дошкольное воспитание. — 2010. — №1. — С.41-48. — №2. — С.44-49.
- Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие [Текст] / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 280 с.
- Добрякова, В.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская. – М.: Просвещение, 2009. – 62 с.
- Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя [Текст] / Т.Е. Исаева // Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. ‒ Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2009. – С. 15-21.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. М.: Карапуз, 2007. — 288 с.
- Клименко, А.В. Проектная деятельность учащихся: На уроках истории [Текст] / А.В. Клименко, О.А. Подколзина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2008. — №9. — C.69-75.
- Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками [Текст] / М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 256 с.
- Кузнецова, Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы [Текст] / Т.В. Кузнецова, С.И. Поздеева // Педагогика. – 2006. — №10. – С.65-68.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. – 308 с.
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя [Текст] / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под ред. А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
- Минкевич, Л.В. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов [Текст] / Л.В. Минкевич // Дошкольное воспитание. – 2013. — №4. – С.39-40.
- Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 февраля 2009 г. №655.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. — М.: АРКТИ, 2009. – 112 с.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2006. — 95 с.
- Степененкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Э.Я. Степененкова, М.Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: Учебное пособие [Текст] / Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 78 с.
Следующая > |
Тематическая неделя «Азбука безопасности»
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация «Огонь-друг или враг?»; запись звуков горящего пламени; музыкальная запись Хачатурян «Танец с саблями» для пластического этюда «Каким бывает огонь?»; картинки с изображением различных ситуаций, где огонь полезен или вреден; султанчики для танца; атрибутика для эстафет: 2 ведёрка, 2 предмета-заместителя-огнетушители, 2 лопатки, 2 куклы, 2 детских ведёрка, 2 детских одеяла.
Ход:
Введение в игровую ситуацию
. Дети сидят на ковре. Педагог предлагает послушать запись звуков и догадаться, что это. (Горит огонь). «Ребята, как вы думаете, нужен огонь человеку или нет? Огонь наш друг или враг? (Как правило дети отвечают по разному. Все варианты ответов принимаются педагогом. Нужно постараться создать дружескую обстановку обсуждения.) Далее воспитатель предлагает узнать как можно больше об огне и потом снова ответить на этот вопрос.
Основная часть.
Педагог рассказывает детям историю происхождения огня, сопровождаемую показом мультимедийной презентации и с привлечением к рассказу детей. Затем подводит итог: «Огонь приносит много пользы человеку. Но если люди неосторожны в обращении с огнём, то он может принести вред. И тогда горят леса и погибают животные (показ слайда), могут загорется дома и пострадать люди (слайд).
Дид.игра «Огонь-друг, огонь-враг». Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает картинки, где огонь помогает людям, другая-где огонь причиняет вред, обосновывают свой выбор.
Пластический этюд «Каким бывает огонь». Дети танцуют с султанчиками под муз.запись мелодии Хачатуряна «Танец с саблями», пытаются передать характер музыки и огня». После танца педагог спрашивает детей: «Какими вы были огоньками: добрыми, приносящими пользу человеку или вредными и опасными?»
Дид игра «Да-нет». Воспитатель предлагает детям вместе сформулировать правила обращения с огнём и поведения при пожаре. Если дети согласны с утверждением, то они хлопают в ладоши, если не согласны, топают ногами. Предложения могут быть такими: если в квартире пожар, нужно быстро спрятаться под кровать; в случае пожара звонить 01, если вы увидели пожар надо срочно сообщить об этом взрослым и покинуть помещение; можно взять незаметно спички и поиграть и т.п.
Беседа о профессии пожарного, сопровождается показом презентации. Дети активные участники обсуждения. Педагог задаёт вопросы: Кто тушит пожары? Как выглядит пожарная машина? Каким человеком должен быть пожарный? (сильный, смелый, добрый, храбрый, хороший, отважный и т.п.) Как можно потушить пожар? (водой, засыпать песком или землёй, огнетушителем, плотным одеялом).
Подвижная игра «Тренировка пожарных». Дети делятся на две команды.Пожарные должны потушить дом и спасти из огня ребёнка. Первая пара-выносит из «горящего дома» «ребёнка»-куклу, закутывает его одеялом. Вторая пара-«тушит пожар» водой, используя детские ведёрки. Третья пара-«засыпает огонь песком»-имитация действий с помощью лопаток. Четвёртая пара-«тушит огнетушителем»-используется предмет-заместитель (кегля).
Подведение итогов, рефлексия.
Педагог предлагает детям снова ответить на вопрос: Нужен огонь человеку или нет? Всё таки огонь друг людей или враг? Подводит итог: «Огонь нужен человеку, приносит много пользы. Человек не может отказаться от использования огня. А чтобы не было беды, нужно соблюдать правила обращения с огнём и быть всегда осторожными.
Некоторые рисунки детей, сделанные во время Недели безопасности.
Полученные знания дети
закрепили, изготавливая
коллажи по мотивам сказок.
«Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок…»
В руки руль скорей берите и моторчик заводите. Накачаем дружно шины, сядем вместе на машины. Нажимаем на педаль, и машина едет вдаль.
Стоп, машина, стоп, мотор! На дороге светофор. Загорелся красный свет – значит нам дороги нет! Жёлтый- осторожно!
А зелёный свет горит-значит, снова путь открыт.
открыт.
Наши светофоры:
из кубиков,
конструктора, мозаики.
На физкультуре узнали,как бороться с микробами и болезнями.
Список литературы.
1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.-М.:ТЦ Сфера,2005.
2.Афонькин С. Когда, зачем и почему? СПБ.:Лань, 1996.
3.Безопасность вашего малыша. Популярное пособие для детей и родителей. «Академия развития» 1997.
4.Иванов Альберт Азбука безопасности: Как неразлучные друзья в огне не горели;
Как неразлучные друзья в воде не тонули;
Как неразлучные друзья дом охраняли;
Как неразлучные друзья дорогу переходили «Аст-пресс», Москва,1996.
5.Интернет-ресурс: www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-obzh;
www.qooql.ru/search?q.
6.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/ К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская, Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова, В.Н.Сахарова.-2-е изд.-М.: Просвещение,2000.
7.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.
8. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.
9. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013