Определение 1
Образовательная программа для детей дошкольного возраста – это нормативный документ, который представляет собой план построения образовательного процесса и индивидуализации образовательного маршрута, направленного на достижение стандартов в образовании детей дошкольного возраста с различными образовательными возможностями.
Образовательный процесс в ДОУ построен на основании любви к детям, уважении детской индивидуальности, учета готовности ребенка к освоению необходимых знаний, умений и навыков, а также на исключении насилия и принуждения по отношению к личности ребенка.
Программы «Истоки», «Радуга», «Детство»
Программа «Истоки» — это программа, разработанная под руководством авторского коллектива научных сотрудников , им. А.В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Основная цель Программы «Истоки» — формирование полноценной и всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста, развитие у него универсальных творческих способностей в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.
Программа «Истоки» рассчитана на детей в возрасте от рождения до 7-ми лет.
Программа «Истоки» целостно определяет характер и содержание современного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, который направлен на развитие личностной культуры ребенка-дошкольника.
Основным принципом Программы «Истоки» является гуманная педагогика, подразумевающая диалог между:
- ребенком и взрослым,
- детьми,
- педагогом и родителями,
- педагогами.
Программа «Радуга» — это программа, разработанная для ДОУ Е.В. Соловьёвым, совместно с радом авторов-разработчиков (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.).
Замечание 1
Программа «Радуга» является первой комплексной программой, которая открывает путь современным вариативным образовательным программам для детей дошкольного возраста, пришедшим на смену Типовой образовательной программе.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Образовательные программы для детей дошкольного возраста 450 ₽ Реферат Образовательные программы для детей дошкольного возраста 250 ₽ Контрольная работа Образовательные программы для детей дошкольного возраста 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основная цель Программы «Радуга» — сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, оказание помощи каждому дошкольнику прожить дошкольное детство с радостью и пользой, а также обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие воспитанникам, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время Программа «Радуга» является единственной Программой, которая охватывает весь комплекс проблем, связанных с обеспечением необходимых условий по сохранению здоровья дошкольников, их успешного воспитания, обучения и развития.
Программа «Радуга» рассчитана на детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.
Программа «Детство» — это программа, которая была разработана коллективом педагогов кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Основная цель Программы «Детство» — обеспечение необходимых условий для полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Программа «Детство» была разработана на основании достижений современной и классической дошкольной педагогики. Обучение детей по данной Программе, направлено на углубление и систематизацию полученных знаний, а также получение необходимого жизненного опыта. Количество занятий по Программе «Детство» и их продолжительность не регламентированы, педагог должен определить это самостоятельно, исходя из возможностей и потребностей воспитанников.
Комбинированные занятия
В отличие от интегрированного занятия комбинированное состоит из отдельных частей, которые не связаны между собой и имеют свои программные задачи из одного или разных подразделений Программы (обучение языку и развитие речи с окружающей средой, физической культурой, изобразительной деятельностью, художественной литературой).
Важной формой обучения детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты являются организованные занятия (групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные).
Советуем планировать 1 раз в неделю групповые или индивидуально-групповые занятия по обучению детей элементам грамоты в старшей группе, а индивидуальные занятия планировать и проводить каждый день с отдельными детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Напоминаем, что обучение детей элементам грамоты и подготовке к письму целесообразно проводить с небольшими группами детей или же как кружковую работу для детей шестого и седьмого годов жизни, которые выявляют потребность читать и писать.
Программы «Кроха» и «Детский сад 2100»
Программа «Кроха» — это программа, разработанная специально для воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3-х лет, под руководством авторов Д.В. Сергеевой, Г.Г. Григорьевской, Н.П. Кочетовой и ряда других.
Основная цель Программы «Кроха» — обеспечение комплексного воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет.
Программа «Кроха» основана на гуманистических идеях и семейных ценностях. Она предполагает разноуровневый и индивидуально-дифференцированный подход к ребенку раннего возраста. Основной Программы «Кроха» является развитие у детей личностных качеств, на основании уважительного отношения к его потребностям, интересам и желаниям.
Программа «Детский сад 2100» — это программа, разработанная авторским коллективом, направлена на решение непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель Программы «Детский сад 2100» — реализация принципа преемственности между детским садом и школой, обеспечение развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Программа «Детский сад 2100» реализуется в рамках концепции Образовательной система «Школа 2100». Направлена на синхронизацию процессов воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях образования. Данная Программа предусматривает всестороннее и своевременное развитие детей-дошкольников, формирование у них представлений об окружающем мире и фундаментальных основ знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Обучение дошкольников элементам грамоты
Как показывает практика работы современных дошкольных учебных заведений, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты целесообразно проводить с небольшими группами детей, поэтому будут преобладать групповые (до 15 человек), индивидуально-групповые (4-8 человек) и индивидуальные (1-4 человека) занятия, на которых объединяют детей старшего дошкольного возраста примерно одного уровня развития (если развитие детей разноуровневый, то следует планировать отдельные задачи для таких детей).
Ведь не секрет, что среди малышей есть такие, которые уже интересуются звуками и буквами или даже самостоятельно читают слова, предложения и тому подобное. Таких детей советуем привлекать к кружковой работы.
На занятиях по обучению элементам грамоты, которые целесообразно проводить раз в неделю как групповое или индивидуально-групповое, дети вслушиваются в речь, узнают, что она состоит из предложений, предложения строятся из слов, а слова могут делиться на слоги и отдельные звуки.
Характеристика основных комплексных программ современности
Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.
Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.
Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.
Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.
Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.
Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.
Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.
Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.
ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.
От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.
Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.
Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.
Занятия по художественной литературе
Занятия по художественной литературе проводятся во всех возрастных группах: фронтальные или групповые занятия не реже, чем один раз в неделю, индивидуальные, индивидуально-групповые – практически ежедневно.
В системе учебно-воспитательной работы математического содержания надо предусмотреть интегрированные, комплексные занятия.
Например: сочетание занятий по математике с другими видами деятельности – конструированием, изобразительной деятельностью, физическим воспитанием, экскурсиями в природу.
Дважды в неделю планируется занятия по физической культуре и музыкальное.
Осенью, зимой и весной два занятия по физкультуре проводятся в физкультурном зале, а три – на свежем воздухе.
Формы работы | Особенности организации занятий | Группа | Продолжительность, в мин. |
Занятия по физической культуре | ежедневно | младшая | 20-25 |
средняя | 25-30 | ||
старшая | 30-35 | ||
подготовительная | 35-40 |
Примерная схема календарного планирования учебно-воспитательной работы воспитателя за основными режимными моментами первой и второй половины дня
Первая половина дня | Вторая половина дня | |||
Утро | Занятия | Прогулка | Труд, самостоятельная художественная деятельность | Развлечения, игры |
Игры, беседы, наблюдения, труд, индивидуальная работа с детьми и родителями; самостоятельная двигательная деятельность детей | Тема. Программное содержание. Материал. План (ход) занятия. | Игры, труд, наблюдения, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа по различным разделам программы, экскурсии, прогулки. походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей | Разные виды труда (ручная, хозяйственно-бытовая, в природе) в разных формах. самостоятельная художественная деятельность детей (изобразительная, художественно-оформительская, речевая, музыкальная, театрализованная) | Различные виды театров (кукольный, теневой, игрушек и др), игры-драматизации, инсценировки, концерты, физкультурные, музыкальные, литературные досуг |
На вторую половину дня можно запланировать и работу занятий кружков согласно планам руководителей кружков.
Примерная схема календарного планирования образовательной работы воспитателя по видам детской деятельности и формами работы педагога с детьми
Игровая деятельность | Различные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, драматизации, дидактические и тому подобное. |
Учебно-познавательная деятельность | Занятия (тема, программное содержание, материал, ход занятия) |
Трудовая деятельность | Различные виды и формы труда |
Коммуникативная деятельность | Индивидуальные, групповые, коллективные беседы с детьми на личностные, морально-этические темы, организация и разыгрывание ситуаций межличностного общения и др |
Познавательная деятельность | Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, детское экспериментирование, опыты, чтение художественной литературы и т.д. |
Двигательная деятельность | Подвижные игры, элементы спортивных игр и упражнений, физкультурные праздники и развлечения; прогулки-походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей |
Кружковая работа | Тематика кружковых занятий по планам руководителей кружков |
Индивидуальная работа с детьми и родителями | Индивидуальная работа с детьми по различным разделам программы (игры, упражнения, беседы, разговоры и другие формы), индивидуальные беседы, беседы, консультации для родителей |