Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
- Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
- развивать мелкую моторику.
- развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
- учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
- Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
- в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
- Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
- Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
- Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
- Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
- Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей
Средняя группа
Детские поделки из бросового материала для средней группы для ребят чуть постарше? Им подойдут такие идеи для конструирования:
Погремушки. Можно создать необычные игрушки с использованием бутылочек, контейнеров от киндер-сюрпризов, применяя местами пластилин и мелкие украшения.
Игрушки для елки. К Новому году можно наделать простых и симпатичных украшений и бус для елки с техникой аппликации и лепкой.
Обратите внимание!
Поделки из полимерной глины | Пошаговый мастер класс создания красивых поделокПоделки из эпоксидной смолы своими руками — варианты оригинальных поделок, поэтапная инструкция отлива и изготовления своими руками
Поделки из лего: пошаговый мастер-класс по созданию простых поделок своими руками + оригинальные варианты изделий из лего (фото + видео)
Букет цветов или одиночный цветок из карандашной стружки, ниток, дождика, мишуры, ленточек.
Рыбы. Очень интересно вырезать рыбок из легкого пенопласта, их можно раскрасить и дополнить декором.
Кукольная мебель. Сделайте с детьми небольшие предметы интерьера из картона, спичечных коробок, пластиковых баночек, емкостей от сладкого. Потребуются ножницы, клей, бумага, картон, красивые мелочи для декора, ненужные наклейки.
Парад военной техники. Поиграйте в День Победы, постройте небольшие танки и корабли из коробочек, баночек, пуговиц, держателей для чупа-чупса, разных интересных ненужных деталей.
Куклы из лоскутков. Сложите из тряпочки фигурку, завяжите узелки, придумайте платья, имя для куклы, нарисуйте лицо.
Обратите внимание!
Поделки на рождество — как сделать своими руками? 150 фото лучших тематических поделокПоделки из камней: креативные варианты поделок из камней + поэтапная инструкция изготовления своими руками, способы и схемы работы
Поделки из дисков: поэтапный мастер-класс по созданию своими руками, креативные идеи поделок разной сложности + простые схемы для начинающих
Хризантемы. Нарежьте верами стаканчики и склейте концы – получится цветок с пышными лепестками.
Одежда
Из отходов можно также сделать интересные и смешные модели одежды — поделки из бросового материала своими руками. Платье для девочки соорудите из газет, пакетов, стаканчиков или тарелок. Делайте примерки, дефиле и модные показы, это весело и очень развивает фантазию будущих модельеров, учит нестандартному мышлению.
Как сделать одежду поделку из вторсырья или из одноразовой посуды:
- сначала соорудите основу из ткани или бумаги;
- наклейте части декора;
- выложите юбку, используя крупные заготовки;
- детали следует накладывать друг на друга по косой, чтобы края захлестывали;
- из согнутых тарелок сделайте рукава типа «фонарик»;
- верхний слой платья выложите ложками, наклеив их слоями (вилки лучше не брать, чтобы не поцарапаться).
Также получаются удачные платья из холщовых мешков, как и поделки из мусора. Можно сделать целую театральную постановку с актерами в ролях лешего, Страшилы, Дровосека, лесных зверей. Главное – иметь основы в виде шортиков и маек, остальные детали накладываются сверху.
Теперь вы знаете, какими могут быть поделки из бросового материала для детского садика. Не ограничивайте фантазию детей, которые обязательно увлекутся творчеством. Поделка — вторая жизнь ненужных вещей для школы и дома. Если они начнут генерировать свои идеи, то день не прошел зря!
Творческие эксперименты на даче
Во время летнего отдыха в деревне у бабушки или на даче также можно отлично провести время в дождливый день или в саду, на свежем воздухе, создавая чудесные игрушки-поделки из мусора своими руками.
Это очень просто, а материалы, традиционно, пригодятся самые примитивные. Главное – смекалка и фантазия. Что можно сделать с детьми:
- городок с домиками для фей;
- божьи коровки, пчелки;
- гирлянды для дома и сада;
- украшения для почтового ящика;
- украшения на деревья и забор.
Использовать для поделок из бросового материала можно все, что придет в голову и что не жалко. Например, основой многих конструкций будут бутылки из пластика объемом 0,5 л, также нужны краски, бумажные цветы, клей, ножницы, футляры от йогуртов и киндер-сюрпризов. Раскрасьте бутылки, сделайте разрез по центру и прорежьте окошки. Сверху можно наклеить кусочки картона, имитируя кирпичную кладку.
Наполните домик феи игрушками и аксессуарами, также сделанными своими руками. А дизайн сада, забора, сарая или будки для собаки можно доверить детям – пусть они распишут и украсят пространство сами.
Старшие дети
Поделки из бросового материала в садик – подготовительная группа в саду вполне смогут вместе с воспитателем создать следующие проекты:
Музыкальные инструменты. Для игры в музыкантов и создания элементарных инструментов возьмите стаканчики от йогуртов, леску, проволоку, коробочки и деревянные емкости.
Замок из сказки. Сконструируйте с детьми башни и крепостные стены из пластиковых бутылок, цветной бумаги, отдекорируйте готовые здания и сооружения.
Африканская саванна. Создать жирафов и зебр можно из коробочек и цветной бумаги, раскрасив их в полоску фломастерами.
Клоуны в цирке. Симпатичные клоуны получаются их фантиков, картона, ниток и клея. Это очень простые поделки из бросового материала своими руками.
Дюймовочка или Русалочка. Героини сказок Андерсена – тоже поделки из бросовых материалов. Они возникают из каркаса на проволоке, кусков пластика, бусинок и цветной пряжи для волос.
Космическая тема. Космонавты в скафандрах легко получаются их тарелок и бутылок из пластика, пригодятся трубочки для коктейля, бумажные детальки. Не забудьте нарисовать флаг страны на комбинезоне, сделать шнур, соединяющий покорителей космоса с ракетой.
Хоровод друзей. Веселые человечки, мальчики в штанишках и девочки в юбочках, которые водят хоровод, взявшись за руки, отлично получаются из цветной бумаги и коробочек из-под сока (плотный картон – хорошая основа для силуэтов).
Лесные малыши. Любые лесные животные (зайчики, совы, лисята, медвежата) легко делаются из рулонов от туалетной бумаги, которые служат заготовкой для туловища. Головы, лапы и хвосты можно приделать аппликацией, детали прорисовать фломастером.
Самолеты. В основе модели – пластиковая бутылка, на которую наклеиваются детали – крылья, хвост, эмблемы.
Королевская корона. Используйте для поделки из бросового материала для детского сада одноразовые тарелки, которые можно разрезать пополам, пришить пуговицы-«бриллианты», разные декоративные детали.
Театр кукол имени Буратино. Создайте сцену театра из упаковочных коробков, кукол – из лоскутков, реквизит – из бутылочек и коробочек. Для украшения занавеса пригодятся открытки, ширму можно сделать из гофрированной бумаги. Двигать кукол можно на полупрозрачных пластиковых трубочках, которые крепятся к туловищам сверху.
Дополнительные инструменты
Для успешной работы важно заранее приготовить все нужное. Традиционно в «бросовом» творчестве используются:
- ножницы;
- клей-пистолет;
- скотч;
- дыроколы, плоскогубцы, круглогубцы,
- игла, нитки
Список вспомогательных материалов, конечно, можно продолжить. Главное-приготовить все заранее, чтобы во время работы не отвлекаться.