Педагогический проект в ДОУ «Играя – учимся, играя – познаём!»
- 4 февраля 2014
Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Вид проекта: Игровой. Творческий.
Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.
Срок реализации проекта: Октябрь 2013 – май 2014 гг.
Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».
Предполагаемые результаты
- Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
- формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них исчезает чувства страха за ошибку.
- педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.
Направления работы, этапы. Планирование
1. Подготовительный этап
Работа с педагогами. Цели:
- вызвать у педагогов интерес к проекту;
- познакомить с его задачами;
- подвести к видению своего места в проекте;
- обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта
Взаимодействие с родителями. Цели:
- заинтересованность родителей проектом;
- дать представление о том, как можно участвовать в нем;
- направить на совместную игровую деятельность с детьми.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно — ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.
2. Основной этап
Работа с педагогами. Цели:
- повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
- повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно — ролевыми и другими играми)
Взаимодействие с родителями. Цели:
- повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
- заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
- помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изображаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
- развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
- формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
- воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;
3. Заключительный этап
Работа с педагогами. Цели:
- повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
- систематизация накопленного педагогического опыта;
Взаимодействие с родителями. Цели:
- совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
- привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
- развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
- понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге» );
- эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями : «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».
Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».
В уголок для родителей была помещена папка – передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально – театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».
Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.
Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.
Отчет по проекту
В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя – учимся, играя – познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.
Продолжая осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.
Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно – ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно – ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.
У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.
Проект – игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.
Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.
Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме – для детского кукольного театра, это – и декорация для спектакля.
Ребенок в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.
В проект вошли разработанные мною сюжетно – ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».
Приложение. Проект.
Автор: Мещерякова Людмила Людвиговна воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Солнышко» г. Сенгилея Ульяновской области. Стаж работы 33 года.
Проект «Умные игры» (краткосрочный)
Проблема:
— Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
— Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Выполнение проекта:
В начале и в конце проекта воспитателями было проведено диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».
Решение поставленных задач с детьми:
Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) — как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Выставка групповых настольно — дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»), выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
Результат:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов.
Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Что такое развивающая игра?
В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.
Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребёнок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребёнка и задач его развития возникает в развивающих играх. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остаётся времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются.
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребёнку в руки пирамидку или матрёшку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих – обменяться предметами и т.п.
Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Содержание её может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определённое время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно применять в других условиях.
Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.
Решающими условиями нормального психического развития ребёнка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству. Совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении в детский сад. Ввести в детский коллектив, научит дружить и общаться – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.
В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребёнок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования.
Игры на развитие внимания, мышления, речи открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создаётся необходимая связь между практическими умственными действиями, которая ведет к развитию ребёнка.
В каждой игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные игры не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта–формировать определенные психические процессы детей младшего дошкольного возраста в процессе развивающих игр.
Задачи:
- Повышение профессионального уровня в вопросах формирования определенных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.
- Повышение игрового интереса младших дошкольников к развивающей игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
- Активизация взаимодействия с родителями по формированию психических процессов с помощью игр.
- Дать элементарные представления оразвивающих играх, учить пользоваться альбомами, схемами.
- Развивать у детей стремление к самостоятельной деятельности в развивающих игр.
- Ожидаемый результат.
Реализация данного проекта позволить повысить уровень психических процессов у детей младшего дошкольного возраста; интерес к развивающим играм, усидчивости.
Сроки реализации проекта 1 учебный год.
Развивающие игры для детей 3 – 4 лет.
С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.
Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, – позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.
Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.
Такие игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.
По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, что создаёт важные предпосылки для формирования личности. Особенностью всех игр-забав и хороводов является то, что в них центром притяжения является взрослый – он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, взрослый заражает детей своей увлечённостью, весельем.
Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребёнку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.
Ниже приведены игры-забавы и хороводы:
Игры-забавы:
«Солнышко и дождик»
«Ножки»
«Куклы пляшут». Цель: приучать выполнять детей игровые действия по очереди, небольшими группами.
«Смелые мышки». Цель: учить выдержке, создавать важные предпосылки для формирования самоконтроля.
«Лиса и гуси». Цель: нравственное воспитание.
«Я принёс тебе подарок»
Хороводные игры:
«Конь»
«Зайка». Цель: преодоление таких качеств как застенчивость, нерешительность.
«Смелые мышки»
«Раздувайся, пузырь». Цель: знакомство детей друг с другом и с воспитателем.
«По дорожке Валя шла»
«Самолёт»
«Подарки» и др.
Разберу подробнее одну из игр.
«Самолёт»
Изображая самолёт, каждый ребёнок «заводит мотор» – под звук [р-р-р] делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (бежит) по кругу со звуком [ж-ж-ж]. Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.
Эта игра может проводиться не только с малышами, но и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям её правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.
Игры, способствующие развитию целенаправленного восприятия.
Восприятие звуков
Восприятие звуков, умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Её нужно целенаправленно развивать у ребёнка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать с помощью игр. Общая цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Для развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
- «Кто разбудил Мишутку?». Цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами.
- «Что выбрал Петрушка?». Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.
- «Встречайте гостей». Цели: научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребёнка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию вести себя в коллектив; помочь преодолеть неуверенность в себе.
Восприятие цвета
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые ниже игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- на целенаправленное различение цветовых тонов;
- на правильное называние цветов.
В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы:
а. разноцветные флажки;
б. цветные ленты;
в. полоски цветной бумаги;
г. цветные кружки на подвесках;
д. одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.
- «Бегите ко мне». Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.
- «Ищи свой дом». Цели: научить различать цветовые тона путём сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.
- «Лети, голубок!». Цели: научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.
Восприятие формы
Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приёмами осязательного обследования формы объёмных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:
- Ребёнок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.
- В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно.
- Исключается участие зрения в этом процессе.
- «Что нам привёз Мишутка?». Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.
- «Не ошибись, Петрушка!». Цели: развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.
Восприятие величины
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путём сравнения их по длине, ширине, высоте. В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрёшки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте и ширине. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребёнок осваивает рациональные приёмы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Цель проведения этих игр в младшей группе – выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.
- «Что делают матрёшки?». Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.
- «Разберём и соберём». Цель: научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяжённости в пространстве.
- «Весёлые матрёшки». Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объёмных фигур и т.п.
Игры, формирующие целенаправленное внимание
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Поэтому ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Чтобы своевременно развивать у малышей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения друг с другом.
- «Раз, два, три – говори!». Цель: развивать целенаправленное внимание.
- «Прятки с игрушками». Цель: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определённую цель, не отвлекаясь на постороннее.
- «Отзовись, не зевай!». Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.
- «Мишкины проказы». Цель: Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.
Игры, развивающие речь и мышление.
Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, описанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а игры, приведённые ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.
- «Зайчик и мишка». Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.
- «День рождения куклы Алёнушки». Цель: развивать связную речь.
- «Что на картинке». Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.
- «Отгадай-ка!». Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.
Заключение.
Все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с партнёром. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения действий детей, их согласованность и т.д.). Эти два вида правил в простой, доступной для ребёнка форме приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Описанные выше игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста – от 3 до 4 лет. Однако психологический возраст ребёнка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трёхлетних, но и для пятилетних детей.
При организации игр необходимо учитывать, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем иногда в детских садах пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Недопустимо также подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара
Проект разработала воспитатель Канева Юлия Васильевна Сыктывкар, 2015
Следующая > |