Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.


Сюжет

Прежде всего, речь идет о сюжетном содержании игры. В ходе смены ребенок переживает развитие той истории, которую заложили в свое произведение авторы. Для общей игры-эпопеи сюжет един для все возрастов, однако второстепенный сценарии могут отличаться в отрядах разных возрастов. Так, например, истории про любовь, предательства, вражду чаще можно встретить в старших отрядах, т.к. участники легче отличают игру от реальной жизни. Они понимают, что, если один игрок напал на тебя во время игры, это еще не значит, что он хочет тебе зла в реальной жизни. Для дошкольников, например, такие сюжеты недопустимы.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Организация

Организация ролевой игры также предполагает, что методика взаимодействия игроков может отличаться, в зависимости от возраста. Так, на старших отрядах можно моделировать деятельность во время сражений, медицинских операций и прочее. Для младших ребят характерна такая особенность, что их геймплей во многом квестовый, т.е. подразумевает линейное прохождение заранее подготовленных мастерами событий. Средний возраст может осуществлять любую игровую деятельность, если видит прямую мотивацию к действию. Все это условности, но мастера всегда учитывают возрастные особенности участников своих игр.

Важным элементом в подготовке к деятельности на ролевой игре является этап создания роли. Старший возраст может быстро адаптироваться к игровым условиям и погрузиться в жизнь своего персонажа, даже если та насчитывает несколько листов личной вводной. Основной способ заинтересовать младших ребят – продемонстрировать вид игрового процесса воплоти, чтобы участники могли прочувствовать, чем им может быть интересна ролевая игра. Так, в Нити Ариадны перед началом сюжетно-ролевого взаимодействия участники смены играют в так называемые малые ролевые игры. Они направлены на то, чтобы каждый ребенок смог потренироваться в отыгрыше своей роли, а также понять, что из себя представляет ролевая игра сама по себе.

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Ирина Куликова

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Источник: Краснощекова Н. В.

Сюжетно-ролевые игры

для детей дошкольного возраста.

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр. Целесообразно использовать детскую литературу.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшей группы

Игра 1. «Семья»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия)

.Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты
(передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы — заместители)
.

Игровые роли: дедушка, внуки, мама, папа, брат, сестра.

Игра2. «Магазин»

Цель: Способствовать возникновению игры, объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды)

.

Игровой материал: Строительный материал. Игрушки, муляжи, касса, зеркало, витрины, куклы, кошельки, предметы-заместители, ширмы.

Игровые роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер.

Игра «Путешествие»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал: Строительный материал. Технические игрушки — заводные машины, карта, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки»

, набор игрушечных животных и птиц, предметы — заместители.

Игровые роли: Полицейский, начальник порта, кассир, продавец, капитан, дежурный, боцман, врач, матрос, пограничники,

Игра «Завод»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.Закрепление знаний о разных видах транспорта :наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.

Игровой материал: Строительный материал.Технические игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли: шофер, пассажир, строитель, инженер, механик, техник, бензозаправщик, мойщик, диспетчер пульта.

Игра «Летчики»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал: Строительный материал. Игрушка — самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы — заместители, элементы одежды, форма летчика.

Игровые роли: летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

Игра «Российская Армия»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке)

. Расширение представле6ний
детейо типах военных кораблей: подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Игровой материал: Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки, шлемы, предметы-заместители.

Игра «Строительство»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Игровой материал: Строительный материал, каска, предметы-заместители, набор техники.

Игра «Медицинский центр – Поликлиника — Больница»

Цель: Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал: ширмы, набор «Кукольный доктор»

, набор кукол, предметы — заместители, медицинский халаты.

Игровые роли: воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар

Игра «Почта»

Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детейо разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игровой материал: ширма, сумка почтальона, открытки, почтовый ящик. Детские журналы, кошельки, карандаши, конверты, плащ.

Игра «Библиотека»

Цель: Побуждать детей создавать сюжет игры, развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.

Игровой материал: книги, формуляры, карандаши, карточки, полочки.

Игровые роли: библиотекарь, читатели.

Игра «Завод»

Цель: Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.

Игровой материал: наборы машин, трубы, пропуска, строительные наборы, халаты, каски, рукавицы, набор коробок.

Игровые роли: директор завода, механик, рабочий, шофер,

Игра «Театральная студия»

Цель: Формирование положительных взаимоотношений в игре.

Игровой материал: ширма,игровые атрибуты: деньги, билеты, кошельки, таблички «Касса»

,
«Театр»
, наборы разных видов театра
(набор мягких игрушек, набор масок.)
Игра «Зоопарк»

Цель: Формирование умений творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал: самоделки, наборы животных, строительный набор, природный материал, бросовый материал.

Игра «Парикмахерская-Салон красоты»

Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста, .

Игровой материал: предметы-заместители, реальные предметы (расчёски, бигуди, кисточки, флаконы, зеркало, набор «Детский парикмахер»

, журналы, ширма.

Игровые роли: Парикмахер (мастер, кассир, клиенты, уборщица.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:

1.Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

2.Непосредственное руководство играми детей.

Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать.

Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!

С помощью родителей оборудовали развивающую предметно-пространственную среду. Сделали прочную удобную кукольную мебель, изготовила атрибуты, сшили костюмы для ряжения, сшили и связали куклам одежду.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я советовала папам и мамам, какие игрушки следует покупать детям. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС — это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

2) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

3) Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые я хочу вам предложить:

Турагентство

Цели:Познакомить детей с профессиями — директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами;бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.

Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.

Банк

Цели:Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:посещение банка, выбор необходимых услуг;работа кассы, пункта обмена валют;оформление документов, прием коммунальных платежей;работа с пластиковыми картами;консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Гипермаркет Эссен

Цели:учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:приход в супермаркет;покупка необходимых товаров;

консультации менеджеров;объявления о распродажах;оплата покупок;упаковка товара;

решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры;чеки, сумки, кошельки, деньги;наборы мелких игрушек;журналы, газеты;одежда, обувь, головные уборы и др.;учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

Показывают новые телепередачи и опять возникла мысль организовать с детьми новые сюжетные игры, такие как «Телевидение».

Телевидение

Цели:Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:выбор программы, составление программы редакторами;

составление текстов для новостей, других программ;подготовка ведущих, зрителей;оформление студии;работа осветителей и звукооператоров;показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты;«хлопушка»;программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

Модельное агентство

Цели:учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.

Предметно-игровая среда. Оборудование:камера;декорации;косметические наборы.

Редакция

Цели:Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одногозависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:редакционная коллегия;изготовление макета газеты, журнала;распределение заданий и их выполнение;фотографирование, написание статей;

использование рисунков, придумывание заголовков;составление газеты (журнала).

Предметно-игровая среда. Оборудование:фотоаппараты;макеты журналов;блокноты;

фотографии;фотопленка;пишущая машинка;компьютер;рисунки.

Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон»

Цели:учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Примерные игровые действия:работа операторов связи;работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи;ремонтная мастерская;оплата услуг;справочная служба.

Предметно-игровая среда. Оборудование:сотовые телефоны;компьютеры;бланки счетов;чеки;предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.

Дизайнерская студия

Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ;согласование с заказчиком;оформление интерьера, сдача заказа;дополнения декоративными деталями;решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций;оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.

В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами. Для сообщения детям знаний о труде взрослых япроводила экскурсии в Ак Барс банк, турагенство и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Я обращали их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, объяснила как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 2004.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М: Владос, 1999.

3. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. — Минск: Народная асвета, 1989.

4. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. — Киев: Рад.Школа, 1982.

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Список литературы.

6.В.В.Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]