Технологии развивающего обучения для дошкольников
Ольга Камартдинова
Технологии развивающего обучения для дошкольников
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
1. Современные этапы развития России…. 4
2. Педагогические технологии…. 4
3. Понятие «игровые педагогические технологии»
…5
4. Технология проблемного обучения…8
5. Основа технологий развивающего обучения…9
6. Информационные технологии в педагогике…. 10
7. Технология развивающих игр Б. П. Никитина….11
Заключение….13
Список использованной литературы…. 15
Введение
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий[1,24].
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
1. Современные этапы развития России
На современном этапе развитияРоссии происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий[2,132].
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей[3,44].
2. Педагогические технологии
В понятие педагогической технологии входят:
концептуальная основа;
содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала)
;
технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности)
[2,243].
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимостьподразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения)
педагогической
технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, техно логии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.
3. Понятие «игровые педагогические технологии»
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности[4,243].
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологиив значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологийявляется решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.)[4,129].
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
4. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи[5,33]. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обученияразличают два вида проблемных ситуаций: психологическуюи педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
5. Основа технологий развивающего обучения
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др[4,235]. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности[6,87].
Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.
В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип)
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
[5,33]. В
технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень)
актуального
развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых[7,97].
Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
6. Информационные технологии в педагогике
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео)
. Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин —
«компьютерная технология обучения»
. Компьютерные
технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные)технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества»
, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
7. Технология развивающих игр Б. П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка»
, таблицами сотни,
«точечками»
,
«часами»
, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные
развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости)
. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е.
развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание»
с
«решением»
и самому проверить точность выполнения задания[8,23].
В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность)
удается соединить один из основных принципов
обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка»
своих возможностей.
По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу»
для
развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка»
, ребенок
развивается наиболее успешно.
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Заключение
Работа воспитателя достаточно сложная и разноплановая. Она предопределяет использование большого количества методик по анализу личности учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.
В работе воспитателя очень важно быть бдительным и объективно оценивать ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и конфликтных ситуаций.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что абсолютно любая технология педагогического обучения, берет свое начало из первопричин и первоисточников, которые являются определяющими основами психического состояния человека. Основной ведущий фактор развития, играет основополагающую роль в данном аспекте и формирует основополагающий элемент, на который опирается технология.
Работа воспитателя достаточно сложная и разноплановая. Она предопределяет использование большого количества методик по анализу личности учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.
В работе педагога очень важно быть бдительным и объективно оценивать ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и конфликтных ситуаций.
На данный момент сложно недооценивать значение игры в жизни ребенка, потому, что только посредством игры, ребенок учится познавать окружающий мир, развивает свои познавательные навыки, говоря в целом, учится развивать свои социальные навыки, методом ролевых игровых постановок. Игра формирует воображение и учит ребенка всестороннему развитию и умению чувствовать и воспринимать эмоционально основы общественной жизни.
правильный выбор педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребёнку интериоризировать социальные нормы, с другой — реализовать себя и соответственно определить свой индивидуальный способ поведения в социальной структуре.
Список использованной литературы
1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс»
. — 2015. — С. 89.
2. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. — 2014. — № 2.- С. 236.
3. Белкин А. С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. — 2014. — № 3.
4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 2014.- С. 287.
5. Буланова — Топоркова М. В., Духавнева А. В. и др. Педагогические технологии. — Ростов н/Д: издательский
, 2012.- С. 47.
6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии, — М.: Сентябрь. — 2021.- С. 156.
7. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения»
Москва,
«Просвещение»
, 2011 г.
8. Кириллова Г. Д. «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения» Москва, «Просвещение»
, 1980 г.
9. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. — Рига Эксперимент, 2015 г. — С. -478.
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: — М.: Педагогическое общество России, 2014. — С. 214.
11. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В. Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 2015.- С. 26.
12. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс»
, 2013.- С. 59-64
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход в преподавании представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития.
Личностное ориентированное образование имеет свои цели:
- создание условий для всестороннего, и полноценного развития всех функций индивидуума;
- развивать способность личности к выбору;
- развивать умение оценить свои поступки, жизнь, рефлексию;
- развивать способность в поиске смысла жизни;
- развивать творческий потенциал;
- формировать ответственность образа «Я», в соответствии с утверждением «Я отвечаю за все»;
- развивать личностную автономность (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
В данном случае ученик является главным лицом всего образовательного процесса, а педагог – источник информации, контролер, диагност и помощник для развития личности школьника. Данный учебный процесс предполагает наличие руководства по принципу: «помоги мне выполнить это самому».
Системный подход
Многие ученые считают эффективеным системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения;
- интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст;
- взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения;
- тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей.
Деятельностный подход
Деятельностный подход используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Стоит также отметить, что только дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей сегодня наиболее разработан в отечественной науке и практике.
К основным видам деятельности относятся:
- практическая;
- теоретическая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- художественно-эстетическая
- духовно-ценностная.
Если говорить о сферах психики, то они могут представляться как интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая. Каждая из сфер имеет свои уровни психической организации. Если это интеллектуальная сфера, то ее могут различать сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. Эмоциональная сфера – это уровни, которые отражают эмоциональное реагирование и переживание. Мотивационно-волевая сфера – это уровни побуждения, постановка целей и смыслорождение.
Познавательная деятельность может выражаться в различных видах деятельности, как в естественных, так и в гуманитарных науках, включая интеллектуальные игры. Но особая роль во всех подходах отводится педагогу, тому, кто может направить, подсказать.
Системно-деятельностный подход представляет собой учебный процесс, в котором главное место занимает ученик и в максимальной степени развивает свои потенциальные возможности в самостоятельной познавательной деятельности. Позиция школьника: «я познаю мир в созданных для меня условиях». Позиция педагога – обращение к классу с вопросом, но не с ответом (навыки, умения и готовые знания).
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием его личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Проблемный подход
Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей:
- управлять формированием личностных качеств нельзя;
- можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.
Проблемный подход помогает решать проблему источников современного общего образования, но решить проблему не имея личного опыта сложно, однако данный подход развивает способность у школьников самостоятельно решать проблемы. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения.
Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но школьного обучения для этого недостаточно. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случае какая-то часть трудностей, значимых для учащихся, может оказаться вне рамок школьного обучения.
Коммуникативный подход
Концепция коммуникативного подхода в обучении представляет собой ориентированное обучение. Впервые обосновала коммуникативный подход к обучению И.А. Замняя, после чего И.Л. Бим в своей работе разработал практическую реализацию метода и предложит целый ряд интенсивных методов. Коммуникативный подход – это развивающее обучение, которое осуществляется посредством развития речевой деятельности. С помощью речи учащиеся пытаются решить воображаемые или вполне реальные задачи. Это означат, что в центре обучения находится ученик, и он является субъектом учебной деятельности. Система обучения субъекта в данном случае максимально учитывает все индивидуальные, возрастные, психологические, личные интересы и национальные особенности. Коммуникативный подход развивает речевую деятельность ученика, такие виды, как говорение, письмо, слушание, перевод. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как:
- использование задания;
- коммуникативное поведение педагога на уроке;
- воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций;
- вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде;
- учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников.
Конечной целью коммуникативного подхода является не только формирование, но и дальнейшее развитие коммуникативных компетенций, то есть ученик развивает свои способности и готовность к речевому общению.
Традиционный подход
Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования. В то же время уровень образованности с позиции современности определяется иным критерием, уровнем энциклопедических знаний, а компетентностный подход в образовании – это способность решать задачи и проблемы на основе полученных знаний любой сложности. Новый подход акцентирует свое внимание на умении использовать полученные знания выпускниками в практическом применении и не отрицает значения полученных знаний. Как цель образования, такой подход отражает и личностный потенциал роста, и перспективу новых возможностей учеников. При традиционном подходе именно цели образования моделируют результат и легко описываются при ответе на вопрос, что нового узнает обучаемый за время учебы в школе? При компетентностном подходе необходимо поставить иной вопрос – чему научится за годы учебы в школе ученик?
Таким образом, и в первом, и во втором варианте конечным результатом образования рассматривается развитие не только личностных качеств, но и уровень сформированности системы ценностей, и это, прежде всего нравственный потенциал. Если рассмотреть компетентностный подход как результат образовательной деятельности, то на первое место становится формирование ключевых компетентностей. Такой подход к определению в школьном образовании целей можно отнести к ожиданиям учителей и учеников, это понимается как описание возможностей, которые могут быть получены в результате образовательной деятельности.
Принцип научности
Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.
Принцип научности в изучении природы
В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.
Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.
С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.
Интерактивный подход
Интерактивный подход представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками.
Разница между интерактивными заданиями и упражнениями в том, что задания направлены в основном на изучение нового материала и закрепление уже пройденного. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть:
- групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.;
- творческие задания;
- проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания.
Примером таких навыков может быть наблюдение, эксперимент или работа с учебным материалом;
- инсценировки, спектакли, газеты, выставки разминки и многое другое;
- аудио и видеоматериалы;
- работа с наглядными пособиями;
- дискуссии, дебаты, круглые столы, викторины и пр.