Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО


Минусы

Как и у любой системы дошкольного образования, у методики Фрёбеля есть свои недостатки. Расскажем о некоторых из них, напомнив, что все они субъективные, как и преимущества.

Первое — это чёткое регламентирование деятельности дошкольника. В отличие от других систем воспитания, малышу не дают в полной мере быть самостоятельным. И это не нравится многим родителям. Во-первых, ребёнку приходится уделять больше внимания (вы ведь должны следить за тем, что делает ваш сын или дочь постоянно). Во-вторых, не все детские сады Красноярска могут предложить вам обучение по этой методике. В этих дошкольных учреждениях ребёнок, скорее всего, будет предоставлен самому себе довольно продолжительное время, что противоречит сути системы.

Второе — обучающий материал и низкие показатели. Если верить основному замыслу, то игры со складыванием бумаги, упражнения с мячом или деревянным конструктором должны развивать ребёнка. Польза их, конечно, бесспорна, но у педагогов возникают сомнения — достаточно ли таких упражнений для высоких результатов?

Третье — ребёнок не вырастает самостоятельным. Такое противоречие ощущается сильнее всего. С одной стороны, мы развиваем гармоничную личность, распределяем свободное время малыша целиком и полностью, но у отсутствия самостоятельного досуга по интересам есть и обратная сторона. Он будет уметь принимать решения, отвечать за свои поступки, но только за те, на которые ему указали окружающие.

Комплект 2 — Основные тела


Второй набор позволит малышу ознакомиться с основными геометрическими фигурами. Он сравнивает их, находит общее и различное. Игрушки имеют металлические крючки, поэтому их можно подвесить на перекладину за веревочки. Конструкция устанавливается на коробку и отличается устойчивостью.

Методические указания к комплекту 2

Второй комплект рекомендован для занятий с детьми более осознанного возраста – с 2-3 лет.

  • Данный набор геометрических фигур подойдет для проведения разнообразных экспериментов. Например, если покатить все 3 фигуры по наклонной поверхности, какая окажется внизу быстрее остальных?
  • Можно подвесить каждую фигурку за крючок и предложить ребенку рассмотреть ее с разных сторон. Так разовьется пространственное мышление, и малыш научится видеть различия.
  • Для изучения свойств геометрических фигур подойдет игра «Башенки». Дети совместно со взрослыми пытаются поставить фигурки друг на друга. Задача детей ответить, почему некоторые виды предметов не могут стать крепким фундаментом конструкции.

Что входит в состав?

  • Шар.
  • Цилиндр.
  • Куб.
  • Крепления.

Комплект 4 — Куб из брусков


Вместо кубов в комплект входят брусочки. Ребенок наблюдает, как из одной фигуры, можно собрать совершенно другую – куб. Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой.

Методические указания к комплекту 4

Рекомендуемый возраст детей – 3-4 года. Набор из брусков совместно с предыдущим комплектом расширяет варианты упражнений и поле для творчества.

  • Набор является продолжением строительной темы. Совместно с кубиками бруски позволяют строить домики и добавлять сооружениям крышу.
  • Продолговатые фигуры на примере объясняют, как из одной формы создать совершенно новый предмет – бруски превращаются в большой куб.
  • Благодаря длинной форме бруска удается вырастить башню выше предыдущей.

Что входит в состав?

  • Набор одинаковых брусочков.

Принципы воспитания

Если главное в методике детского развития и обучения – это проверка временем, то эта заслуживает почётное звание ветерана, ведь придумана она была более 250 лет тому назад.

И как мы уже отметили выше, система подарила нам не только научные труды и основы педагогической деятельности, но и детский сад! По словом немецкого педагога, kindergarten – необходим в становлении личности не меньше, чем родительская любовь.

Попробуем кратко обозначить основные аспекты методики:

  • Игра. Именно она признана учёным главным образовательным элементом, через который ребёнку легче понять мир и развиваться. Фрёбелем был разработан целый игровой комплекс: мячи, набор блоков (конструктор), которые должны путём перемещения складываться в кубическую коробку, бумажные оригами — эти игры с ранних лет в доступной форме на практике объясняют малышам правила геометрии, формируют пространственное мышление. Более подробно о «дарах» мы поговорим ниже.
  • Развитие речи. Здесь педагог говорил о важности развития мелкой моторики, так как был убеждён, что работа с бумагой, палочками, красками, лепкой положительно влияет на речь. Во время творческих занятий дети должны беседовать и обсуждать происходящее.
  • Окружение любовью. Фрёбель настаивал, с детьми надо заниматься тем, что им действительно нравится. Так, в его детском саду дети много пели, слушали истории о животных и ухаживали за цветами.
  • Коллективное воспитание. Учёный считал, что детям очень важно как можно больше времени проводить со своими сверстниками.
  • Отсутствие наказаний. Педагог отрицал жестокость любого рода по отношению к детям.

Ясли и детские сады Красноярска

Найдите лучшее место для воспитания и развития своего ребёнка!

Перейти в каталог

В заключении хотелось бы добавить, что учёный выступал за регламентацию деятельности ребёнка. Родитель и воспитатель — проводники, они берут на себя задачу ограничивать малыша в его занятиях, уделяя время всем аспектам развития. Это важно для воспитания сильной и развитой личности.

Популярные вопросы родителей

Вас консультирует детский психолог Юлия Викторовна Буянова.

В чём вы видите основные плюсы этой методики?

«Несомненным плюсом этого метода является внимание к ребёнку, его потребностям и индивидуальным способностям. А совместная деятельность с родителями обеспечивает психологический комфорт и развитие каждого члена семьи, установление крепких связей и взаимопонимания».

Какие минусы методики вы можете отметить?

«Методика Фрёбеля оказала огромное влияние на развитие дошкольной педагогики и получила широкое распространение. Однако в исходном виде не соответствует уровню развития технологий и скорости нашего времени».

Как считаете, почему сегодня эта методика не является столь популярной, как, например, Монтессори?

«Следует отметить, что Фрёбель был основоположником сенсорного воспитания. Вместе с тем, Мария Монтессори активно применяла сенсорные упражнения для развития мышления, чувств, зрения и звука. Также методика Фрёбеля наибольшим образом регламентирует деятельность детей, в отличие от чего, методика Монтессори направлена на то, что педагог лишь наблюдает за процессом, создавая для малыша окружение для многогранного развития».

Надеемся, что наша статья помогла вам глубже понять эту систему образования дошкольников. Что-то из неё вы сможете использовать для развития своих детей, создав собственную методику для воспитания и образования.

Комплект 1 — Текстильные мячики


Разноцветные текстильные мячики на веревочках могут использоваться для игр с младенческого возраста. Они очень необычные, рельефные, приятные на ощупь. Их можно катать, опускать и поднимать, покачивать. Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.

Методические указания к комплекту 1

Набор текстильных мячей рекомендуется использовать для занятий с детьми, начиная с 6-месячного возраста.

  • В первую очередь, следует обратить внимание на упражнения, связанные с мелкой моторикой. Мячики можно сжимать и разжимать, ощущая, как изменяется форма игрушки.
  • Для улучшения хватательной функции пальцев и рук подойдет игра «лови-кидай». Ребенок старается ловить летящий к нему мяч и кидает обратно, напрягая мышцы рук.
  • Веревочка на мячиках позволяет подвесить игрушку так, чтобы обеспечить ей свободное покачивание. Малыш толкает мячи из стороны в сторону, наблюдая за изменением положения предмета. Таким образом дети получают первые знания о движении предметов в пространстве.

Что входит в состав?

  • 8 шерстяных мячиков разных цветов.

Комплект 5 — Кубики и призмы


В коробку, представляющею собой куб, помещены более мелкие кубики и треугольные призмы. Если сложить призмы друг с другом, получится куб. Ребенок углубляет свои знания по геометрии, тренирует мелкую моторику, мышление. Набор можно использовать в качестве деревянного конструктора.

Методические указания к комплекту 5

Рекомендовано для занятий с детьми с 5 лет.

  • Данный набор более детально раскрывает способы построения фигур в пространстве. Экспериментируя с количеством фигур и соединяя каждую друг с другом, ребенок создает новые версии геометрических форм.
  • Треугольные призмы позволяют построить предметы с наклонной поверхностью.
  • Добавив треугольную фигурку к кубикам и брускам, можно создать замечательную крышу для домика.

Что входит в состав?

  • Кубики.
  • Треугольные призмы.

Комплект 3 — Куб из кубиков


В комплект входит восемь абсолютно одинаковых небольших куба, из которых можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать, понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать большой. Из кубиков можно строить башни.

Методические указания к комплекту 3

Набор 3 подойдет для детей с 3 лет.

  • Игра с кубиками вырабатывает у детей навыки построения. Для обретения первых знаний рекомендуется начинать с простых моделей. Малыш может построить стол и стульчик, создать лестницу со ступеньками или пирамидку.
  • Для следующей игры потребуется использовать все кубики из комплекта. Нужно построить высокую башню и постараться не уронить ни один кубик.
  • Количество предметов позволяет создать кубы разных размеров. Сравнение величины фигур помогает наглядно увидеть, как и чем различаются вещи в природе.

Что входит в состав?

  • 8 одинаковых кубиков

Плюсы

Первое и несомненное преимущество — это вклад учёного в институт дошкольного образования. С его помощью детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Великий педагог создал целостную методику, оснастил её практическими пособиями и воплотил в жизнь.

Второй плюс — максимальное внимание ребёнку. Так или иначе, а родительское внимание дорогого стоит. Хорошо, если вы проводите с малышом максимум времени, но далеко не все родители придерживаются этого правила — и не так уж важно, какой системы развития вы придерживаетесь.

Третий плюс — последователи. За годы существования методики на её основе возникли другие, труды Фрёбеля до сих пор остаются актуальными и используются в дошкольном образовании, а это означает, что есть смысл использовать её положения для воспитания и развития собственных детей.

Комплект 6 — Кубики, столбики и кирпичики


Усложненный вариант пятого набора. Он дополнен цилиндрами и половинками цилиндров. Это открывает большие возможности для конструирования. Ребенок знакомится с новыми фигурами.

Методические указания к комплекту 6

Рекомендуемый возраст для занятий – 5 лет.

  • Благодаря расширенному составу набора дети могут попробовать себя в строительстве более сложных объектов. Совместно с комплектами предыдущих наборов удастся создать улучшенные варианты домиков и сооружений.
  • Для развития пространственного и логического мышления подойдут мини-викторины. Ребенок берет два или несколько предметов и рассказывает, чем отличается каждая фигурка. При групповом занятии можно разделить на команды. Побеждает группа, назвавшая различия больше соперников.
  • Посоревноваться и показать свое мастерство позволяет и строительство самой большой башни. Для игры потребуются предметы из всех предыдущих комплектов. Дети по очереди ставят фигуры друг на друга. Если башня сломалась, игра начинается заново.

Что входит в состав?

  • Кубики.
  • Призмы.
  • Цилиндры.
  • Половинки цилиндров.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]