Практическая деятельность
Среди различных видов деятельности большое значение имеет практическая деятельность. Она представляет собой способ включения человека в окружающий его мир и активное на него воздействие с целью преобразования существующих объектов и создание новых. Через практическую деятельность человек на опыте постигает свои возможности, изучает окружающий мир, находит в нем свое место. В итоге изменяется его внутренний мир, происходит наполнение его духовной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 420 ₽ Реферат Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 270 ₽ Контрольная работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Практика реализуется в ходе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она всегда носит общественный характер. Она предполагает существование определенной культуры общения как условие своего существования. Помимо активного преобразования внешней среды практическая деятельность предполагает общение людей в ходе своего труда, а также совокупность ценностей, норм, правил, которые обеспечивают целенаправленный характер деятельности.
Выделяют следующие формы практической деятельности:
- производственная практика – производство материальных предметов, данный вид деятельности лежит в основе всей жизнедеятельности человека;
- техническая деятельность – преобразование тех или иных устройств, созданных человеком (артефактов), элемент производительных сил, определяющий характер и способ общественного производства;
- социальная практика – преобразование социальной среды, общественных отношений, может носить революционный характер;
- наука – особая форма деятельности, превращающаяся в непосредственную производительную силу, управляющую в том числе социальными процессами.
Замечание 1
Таким образом, практическая деятельность может быть направлена не только на преобразование материальных предметов, но и на изменение социальных отношений, социальной практики.
Важнейшая функция практической деятельности заключается в возможности проверки наших знаний и решения вопроса об истине. Только в ходе практики можно отделить истину от заблуждения. Однако возможности практики ограничены.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
- чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
- рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
- цвет;
- запах;
- вкус;
- тактильные ощущения.
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
- отделение мысли от предмета;
- мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.
Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- идеализация;
- абстрагизация.
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя ДОУ
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У.Эмерсон В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности . Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д. Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости « включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский. На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления . Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как?) В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы: Первый этап — любопытство. Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности. Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу. В дальнейшем, эти умения и навыки ,полученные ребенком в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи. Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности . Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями . Принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса: 1) познавательных занятиях; 2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 3) в самостоятельной познавательной деятельности детей Остановимся на этом подробнее. Организация познавательных занятий Содержание познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности. Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий . Организационная структура игрового познавательного занятия Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, (помочь герою, сшить платье, организовать путешествие и т.д.). В основной части происходит решение поставленной задачи В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях. В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения. на занятиях рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы. Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской и его российские аналоги.. Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей. Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер., Как вариант в ряде случаев ,можно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод.Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей . Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции — единая проблема ,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы. Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное — умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка. Литратура: ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с., Е.Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г., Л.В.Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Детская агрессия. Что делать?
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Методики раннего обучения детей математике
Методика раннего развития детей Марии Монтессори