Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста
Диагностика позволяет оценить задатки ребенка в творческой области, выявить наиболее перспективные направления для развития.
Критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой
Н. В. Шайдуровой была разработана уникальная методика, с помощью которой можно определить, насколько художественно одарённым является дошкольник, насколько он развитый. Суть этой методики заключается в том, что проводится консультация, в ходе которой выполняются задания с расположением геометрических фигур, ИЗО и прочего с дальнейшей оценкой его по бальной системе. Количество баллов определяет один из трёх описанных уровней (высокий, средний или низкий).
Творчество должно быть развито у малышей
Как выявить способности ребенка
Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.
- Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
- Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
- Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: креативность
Креативность это качество, которое пригодится ребёнку и во взрослой жизни, поэтому его развитию необходимо уделять достаточно внимания.
Специалисты предлагают несколько способов для развития креативности:
- Давать ребёнку свободное время. Постоянно играть с малышом, развлекать его. Придумывать для него игры не пойдёт на пользу для развития его фантазии.
- Отказаться от большого количества современных игрушек. Эти вещи не дают малышу фантазировать. Когда же игрушка простая, ребенок вынужден додумывать какие-то элементы или нетрадиционный способ её использования.
- Меньше контроля. Необходимо дать чаду простор для фантазии. Пусть он без неусыпного контроля занимается тем, что ему нравится.
- Развивать таланты. Семья должна помочь малышу найти занятие по душе. Посредством посещения различных кружков, поиска увлечений можно будет заинтересовать кроху.
- Творческая атмосфера. Для ребенка важно, чтобы у него была своя детская комната или креативный уголок, территория, на которой он волен делать все, что захочет. Пусть он собирает там модели из конструктора, играет в подвижные игры, главное, не мешать его творческим порывам.
- Необузданная фантазия. Полезно фантазировать и сочинять разные истории с малышом. Можно посмотреть с ним мультфильм или прочитать сказку, а потом пофантазировать, как бы он поступил на месте того или иного героя. Хорошо развивает фантазию театрализованный семейный вечер.
- Подавать пример. Бесполезно учить чему-то кроху, если он не будет видеть пример в семье. Родителям необходимо самим заняться каким-то творчеством и творить в присутствии малыша, повышать свой уровень.
Креативности уделяется особое внимание
Значение и виды творческой деятельности
Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она способствует развитию речи малыша.
Рисование «Сосульки плачут» — весенняя тематика для младших групп
Обратите внимание! Это связано с тем, что творчество стимулирует развитие мелкой моторики рук (способность совершать мелкие и точные движения), а моторика непосредственно влияет на речевой центр в мозге.
Основными видами творчества являются:
- художественное;
- научное;
- техническое.
Некоторые авторы выделяют ещё и спортивное творчество, целью которого является выполнение нормативов.
Целью художественного творчества является создание произведения искусства (песни, картины, стихотворения и прочего).
Целью научного творчества является получение новых знаний через открытия, эксперименты, исследования.
Целью технического творчества является создание механизмов.
Моторика должна развиваться
Как создать условия для педагогического процесса формирования креативности
Задача педагога постоянно развиваться, совершенствоваться. Развивая креативность, фантазию своих воспитанников, он не должен забывать и про себя. Создать условия для педагогического процесса формирования креативности помогут:
- Постоянное саморазвитие и «самокопание», оценивание себя как личности и профессионала. Стоит улучшать изобразительный, художественный, песенный вкус.
- Занятие творчеством совместно с детьми.
- Посещение открытых занятий других педагогов, форумов, семинаров. Важно обновлять дидактический материал, можно написать курсовой проект, исследовательскую работу, совершенствовать свою деятельность, составить план работы.
Взаимосвязь наклонностей и способностей
Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.
Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.
Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.
Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.
Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.
С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.
Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.
Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.
Развитие творческого мышления
Можно записать малыша в продуктивный центр развития творчества детей, в котором специалисты-педагоги помогут развить творческое мышление ребёнка, его воображение, но куда важнее уделять внимание развитию малыша в семье.
Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата.
Развитие творческих способностей детей в семье
Обратите внимание! Главным условием развития творческих способностей у ребенка в семье является родительский пример. Если родитель считает и озвучивает, что всё это ерунда, пустая трата времени и лучше заняться чем-нибудь серьезным и полезным, то вряд ли ребёнок с удовольствием возьмётся за фломастеры или начнёт лепить из пластилина.
Нужно найти занятие по душе и уделять ему хотя бы небольшое количество свободного времени. В этом случае, даже если малыш не проявляет никакого интереса к творчеству, рано или поздно начнёт интересоваться, чем же так увлечённо занимается папа, мама, старший или младший брат, а потом и сам начнёт включаться в процесс.
Совместное творчество развивает лучше
Методики развития творческих способностей дошкольников
Методика это система инструментов, действий воспитателя, направленных на развитие творческих способностей малыша.
Планирование прогулки в подготовительной группе весной по ФГОС
К сведению! Основной метод для детей такого возраста будет, конечно же, игровой. Актуальность его никогда не пройдёт. Именно через игру дети легко усваивают новые знания и получают умения. Для них эта методика является самой эффективной, увлекательной и продуктивной.
Также существует группа методик:
- словесная;
- практическая;
- наглядная.
Развитие ассоциативности в игре
Упражнения для детей, направленные на формирование ассоциаций (взаимосвязь между объектами, событиями), положительно влияют на умственное развитие, развивают мышление и фантазию.
Игры по ФГОС для развития ассоциативности весьма простые, например, можно выбрать объект «собака» и вместе с малышом назвать или написать слова, которые можно связать с собакой (ошейник, намордник, поводок, косточка, хвостик, будка, лай и т.п.). Либо подобрать карточки таким образом, чтобы у каждой была пара, потом перемешать их и дать ребёнку возможность воссоединить пары (зонт – дождь, ночь – сон, зубная щётка – зубная паста, музыкальный инструмент – нота, презентация – проектор, рисование – кисть, собрание – родители, техник – инструмент и другие).
Развитие системного мышления
Системное мышление это то, что освободит ребенка от запоминания большого объёма информации, которая большую часть времени бывает невостребованной. Развитое системное мышление позволяет соотносить объекты между собой, видеть мир как совокупность частей, имеющих взаимосвязи между собой, выделять эти части, позволяет обобщать, делать выводы и умозаключения на основании имеющихся фактов. Развить системное мышление помогают специальные упражнения.
К сведению! Важно приучать ребенка играть так, чтобы он мог придумать с одним объектом много интересного. Приобретать лучше всего многозадачные игрушки, с которыми можно придумать несколько игр, например, стаканчики, которые складываются друг в друга. Их можно использовать, вкладывая друг в друга, ставя друг на друга, как пирамидку, играть с ними в песке, в воде, изучать цвета, счёт, понятие размера, больше, меньше, среднее и многое другое.
Родители должны подавать пример
Диалектичность дошкольников
Диалектичность, очень интересное свойство, заключающееся в том, что человек может обнаруживать нестыковки, противоречия, особенности. Оно является неотъемлемой частью критического мышления. Развивать диалектичность эффективно с помощью игры «Плюсы и минусы». Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается выделить положительные и отрицательные стороны какого-либо персонажа или события.
Не столь важно, если у малыша не всегда получается достичь определенного результата после занятий творчеством. Главную пользу он получит в процессе творческой деятельности.
Кто и где выявит способности ребенка
Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.
В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.
Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.
Замечательный факт
История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.
Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».
Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании. Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.
Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.
Ключи к развитию креативности
Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.
- Знания.
- Способность контролировать ситуацию.
- Опыт.
Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.
- Поддержка лидеров.
Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных. Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха.
- Награды и поощрения.
- Сила эмоций.
Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».
- Широкий кругозор.
Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.
- Независимость, отсутствие «якоря».
Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость.
- Способность к игре.
- Настойчивость.
- Способность к сопереживанию.
Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.
- Развитие уважения к себе.
- Изобретательность, открытость мышления.
- Способность выходить за рамки.
Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.
- Самоанализ.
Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате.
- Баланс между чувствами и мышлением.
- Смелость, уверенность в себе.
- Способность рисковать.
Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи.
- Понимание и приоритет креативности.
Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.
- Ответственность.
Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.
- Дисциплина.