Диагностика математического развития детей дошкольного возраста
Уметь играть в шашки, шахматы. С помощью задач на поиски недостающей фигуры развивать логическое мышление, находчивость, смекалку. Уметь объяснять знакомый маршрут движения. Ознакомиться при помощи воспитателя с планом местности, картой-схемой, масштабом.
Ориентироваться во времени, осознанно пользоваться единицами времени (час, минута, сутки, неделя, год). Ориентироваться по часам.
Показатели:
знать цифры, знаки, уметь пользоваться ими при решении арифметических задач;
уметь аргументировать выбор арифметического действия;
знать некоторые правила вычислительной деятельности; уметь измерять метром, литром, линейкой; сравнивать многоугольники, объяснять их особенности; знать основные правила движения пешеходов на улице, маршрут из дома к детскому саду, магазину, школе; уметь начертить план групповой комнаты; использовать знания в самостоятельной деятельности (игровой, бытовой, изобразительной, конструктивной); ориентироваться по часам с помощью будильника.
Начало формы
3.Математическая готовность детей к обучению в школе.
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
Математическая готовность к обучению в школе — показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В более конкретной трактовке математическая готовность – показатель возможностей выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельность в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании математического обучения дошкольников преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.
Только должным образом подготовленные в дошкольном возрасте ученики школы могут быстро учиться делать правильные умозаключения, усваивать основные правила логического вывода, полностью «впитывать» сведения, относящиеся к математической логике — науке, содержащей концентрированное выражение законов дедуктивного мышления.
Для проведения диагностики используются чаще всего неформальные тестовые задания, выявляющие наличный уровень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи и т.д. При подобном подходе к диагностике проверяется в основном освоенность заданного в программе содержания.
Возможны другие подходы к диагностике, например оценка математического развития с позиций логико-математического опыта ребенка, который включает овладение действиями (способами) познания и средствами познания.
В зависимости от возраста детей оценке подлежат следующие способы познания: обследование, сравнение, уравнивание, сосчитывание, измерение условными мерками, экспериментирование, преобразование и воссоздание, моделирование и др. Среди них можно выделить наиболее значимые в плане логического познания: группировка и классификация, упорядочивание и сериация.
К средствам познания относятся сенсорные эталоны (цвет, форма), условные меры (образцы для сличения, сравнения по размеру, массе, объему), образы (представления о пространственных и временных отношениях, изменениях, числах, величинах), модели, речь.
Цель диагностики
будет состоять в отслеживании достижений в овладении ребенком 5—6 лет как средствами, так и способами познания.
На основе полученных результатов определяется его логико-математический опыт, который представлен склонностью (или отсутствием таковой) к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и творческой игровой деятельности, умением использовать освоенные средства и действия с целью самостоятельного обнаружения истины, простых связей и зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему, расположению) и отношениям соответствия и сходства, порядка (порядковой зависимости), частей и целого.
Процесс взаимодействия взрослого с ребенком 5—6 лет в условиях диагностической ситуации составит объект диагностики.
Предметом диагностики, направленной на выявление логико-математического опыта ребенка, являются обученность ребенка, его деятельностные умения, интересы и склонности.
В результате будет выявлено поведение ребенка в ситуации познания, степень проявления самостоятельности (приступает к выполнению; спрашивает, ждет помощи; сомневается, говорит, что не справится) и конкретные умения оперировать числами, простыми схематическими изображениями и моделями, комбинировать и декодировать.
Непременным условием выбора или разработки к реализации диагностики математического развития детей является ее соответствие реализуемой образовательной программе.
Изложенные в данном параграфе положения о целевом назначении диагностики математического развития детей (выявление логико-математического опыта), направленности ее на оценку уровня познавательного и личностного развития, активности и самостоятельности детей, способности выражения в речи способов практической деятельности, связей и зависимостей дает основания для отнесения ее к программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику»).
Подобный подход к диагностике математического развития дошкольников предполагает в большей мере выявление уровней умственного развития, достигнутых, в том числе, и при освоении логико-математического содержания, нежели конкретных умений в практическом оперировании фигурами, величинами, числами.
На наш взгляд, данная позиция не вступает в противоречие с концептуальными идеями раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство», который сконструирован с опорой на положения теории развивающего обучения и современные педагогические технологии развития и обучения детей дошкольного возраста.
На примере диагностики математического развития детей 5—6 лет, разработанной З.А.Михайловой и И. Н. Чеплашкиной, рассмотрим основные требования к организации диагностической процедуры.
Форма организации диагностического обследования — проблемно-игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи.
Начальная (исходная диагностика) проводится в начале учебного года (в конце сентября) и состоит из трех ситуаций: «Кто не нарисован на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку».
Диагностическая ситуация «Кто не нарисован на картинке?»
Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и Пятачка, по-разному: веселыми — с глазами-щелочками, удивленными — с круглыми глазами, испуганными — с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие?
(Дети пользуются вариантами ответов.) Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»
В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован (ослик, медвежонок и поросенок), как (с глазами-щелочками, круглыми и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (три признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.
Для поиска портретов, которые уже взяли, и тех, кто их взял, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце есть все три признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, с разным расположением в пространстве.
Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже взяли. В верхнем ряду это портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева — медвежонка с глазами-щелочками и справа — ослика с круглыми глазами.
Задачи диагностики:
выявить умения детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки.
Естественно, что выполнить поставленные диагностические задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком, подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных подсказок.
Диагностическая ситуация «Войди в избушку»
Цель — предполагает выявление практических умений детей 5— 6 лет в составлении чисел из двух меньших и в осуществлении поисковых действий.
На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом.)
Педагог: «Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки».
Диагностическая ситуация «Восстановим лесенку»
Цель — выявление умений обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать ряды, объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру.
Название ситуации «Восстанови лесенку» свидетельствует об игровой направленности и выполнении ряда действий.
Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с пропуском палочки «6» на подъеме и палочек «5», «4», «2» — на спуске. Для проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но желательно составить лесенку на плоскости и положить недостающие палочки, среди которых должны быть «лишние».
Инструкция. Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра, но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек, по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!
Назови номера ступенек, по которым собирается подняться полный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови. Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удобно ли теперь шагать по лесенке?
Итак, три ситуации, которые могут быть предъявлены ребенку шестого года жизни, помогут педагогу сориентироваться в том, как дети относятся к подобным ситуациям, интересны ли они им, какой уровень умственной активности проявляют при этом, каковы их умения сравнивать и использовать результаты при решении познавательных задач, понимать простые закономерности чередования, следования, устанавливать взаимосвязь цифры и числа, составлять числа из двух меньших, устанавливать порядок следования величин и чисел.
По окончании учебного года вновь проводится диагностика, также представленная тремя игровыми ситуациями. Возраст детей — 5 лет 8 мес.—6 лет.
Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»
Цель — выявление умений детей соблюдать правила последовательности ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.
Ситуация организуется без практических действий. Ребенок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.
Инструкция. Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева). По мере обнаружения ошибок ребенку задается вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»
Диагностическая ситуация «Какие дни пропущены?»
Цель — выявления у детей представлений о последовательности дней недели, умений обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в условиях игры).
Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это четыре недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник (музыкальное занятие.) Во второй — вторник (математика) и т.д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри се. Если это пятница (показать), то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?
Диагностическая ситуация «Чей рюкзак тяжелее?»
Цель — выявление умений детей пользоваться приемами определения массы, сравнивать предметы, объяснять ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же».
Инструкция: рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках?)
Для чего на рисунке весы? Чему равна по весу одна груша?
«Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий. (Можно пользоваться карандашом.)
Итак, в ходе итоговой (по истечении учебного года) диагностики педагог выявляет умения детей действовать и мыслить последовательно на разном содержании: при ориентировке в игре «Домино», в днях недели, в процессе соотнесения одного количества с другим при оценке массы. Данные требования соответствуют возможностям детей 6 лет и задачам раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство».
Что подлежит оценке по окончании диагностики?
Педагог оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).
При подведении итогов диагностики следует учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведение в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.
Анализ результатов целесообразно проводить по следующим показателям:
овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе; на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях);
освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать;
освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых («как буду делать»): измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.;
проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, элементов поиска, экспериментирования, творчества — как в специально организованных ситуациях, так и жизненных, возникающих стихийно.
На основе учета данных показателей можно охарактеризовать логико-математический опыт ребенка.
Педагогу следует ответственно отнестись к выявленным недостаткам в развитии детей:
проанализировать предметно-игровую развивающую среду;
инициировать творческую познавательную деятельность отдельных детей на основе личного участия в их деятельности, создания игровых сообществ, использования значимой для них мотивации;
вызывать у детей стремление рассказывать родителям о своих успехах в группе, о совместных действиях со сверстниками и педагогом; подобрать игры, игровые материалы, необходимые для самостоятельного овладения действиями, особо необходимыми в данный период (познание зависимостей между числами, величинами в условиях сериационного ряда);
практиковать организацию и проведение досуговой деятельности, детских игр, проектов, совместных с родителями мероприятий, что будет способствовать повышению активности в целом.