Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника


Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию. Ребенок раннего возраста (до трех лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.

Способность к сопереживанию развивается при соблюдении условий и одновременно является этапами развития эмпатии:

  • получение собственного положительного опыта;
  • осознание собственных эмоций и чувств;
  • осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Эмпатия – одно из условий эффективного общения с окружающими людьми. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять партнера по общению, определить отдельные черты характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, к бесконфликтному общению.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка. Этому сопутствует ряд неблагоприятных факторов: экономическая и политическая нестабильность; большой поток информации; неконтролируемый процесс использования современных гаджетов. Что ведет к дефициту полноценного общения. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению. Зачастую родители работают по десять часов в сутки, в погоне за деньгами на оплату кредитов, и свой отдых планируют, отдавая предпочтение телевизору, смартфону, а не общению и совместному времяпровождению с детьми. Родители чаще заботятся о физическом и об интеллектуальном развитии ребёнка, а эмоционально-личностное становление кажется им не столь важным, что приводит к нарушению общения со сверстниками и взрослыми.

Научные исследования С.И. Семенака, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина в области воспитания и развития детей показали, что многие эмоционально-личностные трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены особенностями семейного воспитания.

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психологического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.

Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, увеличилось число тревожных, эмоционально неуравновешенных детей. В связи с чем, важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем дети росли психологически здоровыми личностями, умеющими полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.

На современном этапе дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Один из основных принципов ФГОС – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации и детей. В федеральных государственных образовательных стандартах сказано, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4.).

Исходя из принципов и условий воспитания по ФГОС, одной из главных задач дошкольной образовательной организации является эмоционально-личностное развитие детей, и включает формирование адекватного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.

Изучив в онтогенезе особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников можно отметить следующий положительный момент, что в условиях детского сада у детей есть уникальная возможность достроить свой образ, структуру своего «Я». Ребенок может усилить или обрести положительные качества этого образа, на основе оценок окружающих, взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, успехов и неудач в деятельности и общении.

Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной взрослым.

Дошкольный период – один из периодов становления иерархии мотивов и первичных этических норм. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста ситуативные и неустойчивые. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Уже в возрасте одного года ребенку доступна похвала, и его это радует, и огорчает порицание взрослого.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от двухлетнего ребенка пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. С взрослением дошкольники способны усваивать «язык эмоций», принятый в обществе. Могут использовать различные формы их выражения при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса, замечать тончайшие оттенки переживаний. В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам формируются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.

Осваивая социальное пространство, условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. Иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка, появляется возможность оценивать не только определённые поступки, но и поведение в целом.

Из всего вышесказанного видно, насколько важно развивать эмоционально-личностную сферу в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на развитие эмпатии, что ведет к формированию адекватной самооценки у ребёнка и развитию эмоциональной произвольности, с другой стороны ребенок – приобретает конструктивные способы управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению и благоприятной адаптации к школе.

Статья в поддержку проекта «Истории на песке» (программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии)», конкурс «Золотая Психея» по итогам 2021 года

Формирование эмоциональной сферы

Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:

  1. Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
  2. Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
  3. Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
  4. Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.

«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

  1. Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
  2. Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
  3. Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
  4. Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
  5. Чтение и обсуждение сказок.
  6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
  7. Организация совместной деятельности детей.
  8. Задания с использованием наглядных пособий.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]