Развитие познавательно-исследовательской деятельности
С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.
Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».
Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.
В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.
Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.
Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника
Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых.
Рекомендуем ознакомиться:
- Что должен уметь ребенок в 3 года.
- Что должен уметь ребенок в 5 лет.
В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.
Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.
Новообразования дошкольного возраста
Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.
Формирование мировоззрения
Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.
Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.
Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.
Формирование произвольности
Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.
Произвольное восприятие
Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.
Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности
Библиографическое описание:
Льдокова, Г. М. Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности / Г. М. Льдокова, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (29). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5265/ (дата обращения: 19.12.2021).
Под качеством образования понимают не усвоение ребенком определенной суммы знаний, а умение приобретать их самостоятельно. Поэтому актуальной является проблема познавательного развития детей. В данной статье на основе теоретического и эмпирического исследования раскрывается роль поисковой деятельности в познавательном развитии ребенка.
Ключевые слова: дошкольное образование, познавательное развитие, поисковая деятельность, исследование.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств познавательного развития дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Вместе с тем, в практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал поисковой деятельности дошкольников в формировании познавательной активности. Использование поисковой деятельности детей, особенно самостоятельной, характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Это подтверждают результаты проведенного нами эмпирического исследования по представленной теме. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, в котором приняли участие дети старшей группы. Общее количество участвовавших детей — 14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. В нашем исследовании мы использовали методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей старшего дошкольного возраста, разработанную в «Институте развития одаренности» И. С. Авериной, Е. И. Шабановой, Е. Н. Задориной.
Данная методика включает в себя четыре субтеста, каждый из которых содержит по пять заданий. По первому субтесту мы выявили уровень словарного запаса и определили, что большинство детей — 65 % (9 человек) имеют средний уровень, а 35 % (5 человек) — низкий.
По второму субтесту мы можем судить о понимании качественных и количественных соотношений. Было заметно, что все дети испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями. Уровень развития логического мышления у большинства дошкольников — 92 % (13 человек) ниже среднего и только у одного ребенка соответствует возрастной норме.
По данным третьего субтеста по выявлению логического мышления мы наблюдаем, что показатели низкого уровня перевешивают — 86 % (12 человек), нежели показатели среднего уровня — 14 % (2 человека).
И по данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у большинства исследуемых — 72 % (10 человек) наблюдаются показатели ниже средних, дети испытывали затруднения при выполнении математических заданий на сообразительность. У 28 % (4 человека) количество правильно решённых задач соответствует возрастной норме, т. е. достаточному уровню развития.
В целом, изучив результаты первичной диагностики (констатирующий этап) детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что для большинства — 92 % (13 человек) характерен недостаточный уровень интеллектуального развития, что обусловлено недостаточным уровнем их познавательного развития.
Проанализировав теоретические источники, результаты диагностики, наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что эффективным средством познавательного развития может быть организация поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, основанная на технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.
Проведение первичной диагностики и анализ теоретических источников позволили определить направления работы с дошкольниками по их познавательному развитию через организацию их поисковой деятельности.
Алгоритм организации поисковой деятельности формировался следующим образом:
1.Ребенок ищет проблему, которую нужно решить;
2.Дает разные варианты для решения данной проблемы;
3.Проверяет предлагаемые решения на практике;
4.Анализирует, делает возможные выводы.
При выборе темы соблюдали следующие правила:
1.Тема должна быть увлекательной для ребенка, должна быть ему интересна;
2.Тема должна иметь решение, оно должно принести пользу детям. Они должны получить новые полезные знания, умения, навыки;
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Решение задач осуществлялось в 2 вариантах:
- Дети не знали результат эксперимента, а просто его проводили. Это способствовало им получить новые знания;
- Дети предугадывали результат эксперимента и проверяли, насколько правильны были их догадки.
Организация поисковой деятельности проходила в форме взаимодействия взрослого и ребенка, что послужило развитию у детей активности, самостоятельности, умению ставить задачи, принимать решения, пробовать и не бояться, что может что-то получится неправильно, вызывало стремление к достижению конечного результата, способствовало эмоциональному комфорту, социальному и познавательному развитию.
Для проверки эффективности формирующего этапа работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности мы провели повторную диагностику. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей — 85 % (12 человек) наблюдаются средние показатели словарного запаса, у 15 % (2 человека) — высокий уровень словарного запас. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие словарного запаса данных детей соответствует возрастной норме. У детей сформировалось умение связно и образно высказываться об известных им предметах и явлениях, употреблять разнообразные синтаксические конструкции, как средства выразительности речи, уместно и точно употреблять образные слова и выражения в беседах, употреблять разнообразные языковые средства при построении связных высказываний.
О понимании качественных и количественных соотношений мы судим по показателям, полученным в ходе выполнения второго субтеста. И в данном случае заметно, что 22 % (3 человека) по-прежнему испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями, хотя заметны качественные изменения по показателям тестовых оценок. Если при первичной диагностике у данных детей отмечался низкий уровень развития понимания количественных и качественных соотношений, то по результатам повторной диагностики, мы можем заметить переход к показателям, приближенным к возрастной норме.
Тем не менее, у дошкольников сформировались причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Уровень развития логического мышления также у большинства дошкольников 50 % (7 человек) достиг среднего уровня, что соответствует возрастной норме. У 28 % (4 человека) детей исследуемой группы отмечаются высокие показатели по данному субтесту, т. е. эти дети показывают большую осведомленность и более высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
По данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у 28 % (4 человека) выявлен высокий уровень математических способностей), у большинства исследуемых детей 44 % (6 человек) наблюдается средний уровень, и лишь 4 ребенка при выполнении математических заданий по-прежнему испытывают небольшие затруднения.
В целом, проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что средний и высокий уровень развития уровнялись, 50 % на 50 %, соответственно по 7 человек, т. е. для группы характерен достаточный уровень интеллектуального развития.
Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей. Наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что поисковая деятельность является действенным методическим средством в познавательном развитии дошкольников.
Литература:
- АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–41.
- Габова И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста И. А. Габова // Теория и практика общественного развития.– 2014.– № 9.– С. 52–54.
- Римашевская Л. С. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности /Л. С. Римашевская//Дошкольное воспитание. — 2017. — № 6.- С.13–18
Основные термины
(генерируются автоматически)
: поисковая деятельность, ребенок, познавательное развитие, возрастная норма, старший дошкольный возраст, логическое мышление, первичная диагностика, высокий уровень, дошкольное образование, интеллектуальное развитие.
Особенности познавательного развития
У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Восприятие – основной способ развития малышей
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
Основы сенсорного развития младших дошкольников
Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.
Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.