ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Информационная карта проекта:
Полное название — проекта «Правильная речь – залог успеха»
Вид, тип проекта- долгосрочный, творчески –обучающий.
Место проведения— МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 2) г. Учалы, Республика Башкортостан
Сроки проведения- сентябрь 2021г. –март 2021 г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 9 (кор. 2), воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей 6-7 лет
Пояснительная записка:
Данный проект рассчитан на детей 6-7 лет. Именно в этом возрасте возникает мотивация, интерес детей к расширению словарного запаса, к обучению грамоте, наблюдается резкий скачок в умении четко и правильно произносить слова. Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, эмоционально с большим интересом впитывают в себя произведения художественной литературы, поэзии. Это необходимо использовать для привития навыков и знаний в области всестороннего развития речи. Проект будет реализовываться в нескольких направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями. Только с помощью родителей, можно добиться максимального эффекта. Проект подразумевает использование инновационных форм и методов преподнесения детям материала, это — рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, словарные игры во время занятий, использование демонстрационного материала, дидактические игры, утренники, развлечения, индивидуальная работа, развивающие игры Воскобовича «Ларчик», сторителленг, «Сказки для язычка».
Обоснование.
В настоящее время, в связи с повсеместным заселением электронными носителями информации, ребенка самого раннего возраста усаживают с телефоном, планшетом, ноутбуком и т.д. Отсюда проблема развития речи у детей стоят по-прежнему актуально. Проблемы с четким произношением слов, звуков. Неумение пересказывать текст, описывать предметы, вести диалоги, монологическая речь, не желание сосредоточиться на книге.
И именно в старшем дошкольном возрасте следует восполнять данные пробелы, прививая нужные навыки и знания. Часто можно встретить равнодушие и непонимание родителями важности данного вопроса. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке, постепенное падение познавательных навыков. Всё это скажется с приходом ребёнка в школу, на психическом и физическом уровне. Поэтому и был разработан данный проект «Правильная речь-залог успеха»
Данный проект, включает в себя ни с чем несравнимый разносторонний, познавательный эффект. Именно это в сочетании разных видов деятельности обеспечивают формирование полноценного развития детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на ведение интересного познавательного образа жизни.
Подходы к реализации проекта:
- системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников раннего возраста и их родителей знаний и умений природопользования;
- культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Цель: опираясь на новые технологии, создавать условия для сохранения и укрепления интереса детей развитию своей речи. Расширять и закреплять умения детей рассказывать, придумывать сюжет, фантазировать. Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Совершенствовать и обогащать познавательный опыт детей в развитии речи
Обучать детей знаниям и навыкам, используя новые приемы и методы
Добиваться чёткой и правильной речи детей.
Воспитывать и развивать в детях внимание, самостоятельность, мышление, память
Принципы
- принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей знания по развитию речи
- принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов.
Ожидаемые результаты: в развития речи
- Умение сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
- Самостоятельно составлять связанный рассказ не менее, чем 6-7 предложений.
- Составлять рассказы из личного опыта
- Изменять слова, образуя новые
- Пересказывать небольшие рассказы
- Правильно употреблять трудные формы знакомых слов
- Использовать в речи анонимы
В обучении грамоте
- Определять количество слогов в словах
- Определять количество звуков в словах
- Определять место заданного звука в слове
- Анализировать звуковой состав слова
- Определять ударные слоги, ударные гласные
- Различать согласные и гласные звуки
- Различать твердые и мягкие звуки
- Составлять предложения из 2-3 слов
Звуковая культура речи
- Закреплять правильное произношение звуков
- Отчетливо и точно произносить звуки с разной силой голоса
- Дифференциация звуков в скороговорках, в чистоговорках
Театрализованная деятельность
- Эмоциональное и эстетическое восприятие произведений
- Приобщение к художественной литературе
- Знакомство с фольклором
Используемая литература:
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Мозаика –Сити Москва, 2014г. -112 с.
- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» Воронеж ТЦ «учитель», 2006 -333с.
- Н.С. Голицина «Конспекты комплексно- тематических занятий» -М. «Скрипторий», 2013г. -568 с.
- Л.В. Управлеева «Подготовка к школе в детском саду. Счёт, чтение, речь, мышление» Ярославль. Академия развития, 2007-224
- Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» -Волгоград 2014г. -445 с.
- Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой «Комплексные занятия» -Волгоград-2014г. -415с.
- Детская хрестоматия для детей 6-7 лет.
- Интернет ресурсы «Пособия Воскобовича», «Сторителлинг»
Следующая > |
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
автор: Полина Евгения Юрьевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
Автор-составитель:
Е.Ю. Полина – учитель-логопед
г. Находка
2020 г.
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает:
- овладение детьми речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
К числу таких технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- технологии моделирования;
- «Мнемотехнику»;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология обучения детей составлению загадок;
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;
- воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
«Мнемотехника»
Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при разучивании стихов и др.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.
Технологии использования моделирования в речевом развитии
детей дошкольного возраста
(Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко.
Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.
Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы развития и обучения.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
Логоритмика
– взаимосвязь речи, музыки и движения.
Пальчиковая гимнастика
— игры и упражнения на развитие мелких мышц рук (с предметами и без предметов).
Дыхательная гимнастика
– упражнения, направленные на выработку глубокого вдоха и длительного выдоха.
Артикуляционная гимнастика
— выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Су-Джок
Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически на всех логопедических занятиях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют. В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты.
Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Су-Джок — стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- развитие звукового и слогового анализа слов;
- активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие цветовосприятия;
- развитие пространственно-временных представлений.
Источники:
Т. В. Большева «Учимся по сказке»
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
Пак Джэ Ву «Су-Джок для всех»
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога