«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»
Занятие №1
Цель занятия:
формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование:
- магнитная доска,
- картинки с изображениями овощей,
- сюжетная картинка «Огород»,
- мяч,
- зеркала.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Логопед:
Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:
Они разные бывают, В огородах созревают, Одним словом называют, В борщ их мама добавляет!
Дети:
Овощи!
Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.
Под землёй росла девица, Но свежа и круглолица. Громко лает пёс Артошка: — Гав-гав-гав – привет, …! (картошка)
Сто одежек – Все без застежек. (капуста)
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)
2. Основная часть.
Логопед
: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?
Дети:
огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (
Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед:
А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (
к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их. Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.
В нашем огороде В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец, Помидор и перец. (загибаем пальцы, начиная с большого
)
Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (сжимаем – разжимаем пальцы)
2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» –
массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите –
массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите –
нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет –
указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! –
прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»
Логопед:
Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:
Дети:
огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.
4) Игра «Один – много»
Логопед:
Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.
Дети:
огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.
5) Физминутка «Сажаем огород»
Логопед:
Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.
Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разровняли. Семена рядами Дружно мы сажали, А потом водою Теплой поливали.
6) Дидактическая игра «Собираем урожай»
Логопед:
На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?
Срывают: (помидор, огурец
), Выдёргивают: (
лук, морковь
), Срезают:
(кабачок, капуста
), Выкапывают: (
картофель
).
7) Игра «Кулинар»
Логопед:
Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?
Дети:
сок, суп, салат…
Логопед:
Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?
Дети:
Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор. Салат: капуста, огурец, овощи. Суп: помидор, картофель, овощи.
Логопед:
Молодцы!
Дидактическая игра «Поваренок»
Логопед:
Давайте приготовим угощение (
суп или салат
). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (
брать, мыть, чистить, резать, варить
).
9) Логопед:
Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Дети: Морковь растет под землей и т.д.
Итог занятия.
Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.
Логопед:
Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.
— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!