Цикл конспектов нетрадиционных занятий в подготовительной группе

Каждый год летом нас начинают засыпать вопросами: “обязательно ли водить ребенка в детский сад для социализации, или обойтись развивашками?”, “как выбрать развивашки для ребенка, если есть и Монтессори, и с английским языком, и с бассейном?”, “обязательно ли водить ребенка в развивашки, или до школы можно спокойно сидеть дома?”. Давайте разбираться.

Развивашки для детей

Ах, как жаль, что не существует развивашек для взрослых! Многие дяди и тети с удовольствием пели бы песни по расписанию, кувыркались в бассейне и рисовали солнышки и домики, чтобы вывесить их на общую стену. С тех пор, как в СМИ появились публикации с рассказами об открытиях психологов и нейрофизиологов в области детского развития, идея развивать детей специальными усилиями нашла реализацию в специальных учреждениях — детских центрах и клубах. Как правило, занятия в таких учреждениях называют “развивашки”. Их отличие от детского сада заключается в не обязательном присутствии режимных моментов: сна, обеда и ужина и т.п.

Как интересно организовать дистанционные занятия с дошкольниками: девять новых идей

Как интересно организовать дистанционные занятия с дошкольниками:

девять новых идей

За период самоизоляции многие педагоги уже опробовали занятия с дошкольниками в режиме онлайн. Были идеи, которые себя не оправдали и вызвали критику со стороны родителей и психологов. Мы собрали девять идей дистанционных занятий с дошкольниками, за которые родители скажут вашим педагогам спасибо.

Проводите дистанционные занятия с учетом комплексно-тематического плана и знаменательных событий месяца. Так родителям будет проще закрепить новую тему с ребенком после просмотра видеозанятия. К дистанционным занятиям должны быть готовы и дети, и родители. Какой день недели для это выбрать, смотрите в памятке для педагогов. Подбирайте такие задания, которые родители смогут выполнить вместе с ребенком и даже совместить с домашними делами. Главная задача взрослого при этом – создать условия для обучения, заинтересовать дошкольника новыми знаниями и встречей с педагогом в прямом эфире.

Идея 1.

Видео инструкция.

Лайфхак как научить ребенка складывать одежду!!! https://www.youtube.com/watch?v=-GCqjA5EeFw

Первая проблема, с которой столкнулись многие родители в самоизоляции, – беспорядок в комнате ребенка. Если в детском саду дети привыкли сами складывать свои вещи перед сном, то дома, когда рядом нет воспитателя, дошкольники про это правило забыли. Запишите для них видео инструкцию, как складывать одежду. Напомните воспитанникам, что дома тоже нужно соблюдать порядок. Чтобы проверить, как дети выполняют это задание, попросите родителей сфотографировать сам процесс и результат – сложенные вещи ребенка. Такую видео инструкцию родители смогут включать ребенку ежедневно.

Идея 2.

Утренняя зарядка в прямом эфире с педагогом или с любимыми героями по видеосвязи. Заранее договоритесь, в какое время будете проводить зарядку с детьми. Если не все семьи смогут подключиться к зарядке в прямом эфире, запишите видео и пришлите им ссылку или ссылку на аудио зарядку с Клоуном ПЛЮХ.

Используйте знакомые детям движения и музыкальное сопровождение. Главное – воссоздать дома режимный момент, к которому дошкольники привыкли в детском саду. Дети смогут продемонстрировать родителям, как умеют выполнять упражнения, и проконтролируют, как их выполняет мама или папа. Такая совместная зарядка подарит всем членам семьи заряд положительных эмоций на весь день.

Идея 3.

Игра «Как помочь Кузе?»

Еще одна проблема родителей в эти дни – ребенок мешает заниматься домашними делами. Предложите организовать с ребенком игру «Чем помочь Кузе?». Запишите видеообращение от лица знакомой детям игрушки-персонажа, которую используете на занятиях в группе. Например, от лица домовенка Кузи.

1

В обращении сообщите, что Кузе нужна помощь. Он забыл в нашем центре свой сундучок. А что бы он появился у него дома надо сказать волшебные слова. Кузя передал родителям конверт с заданиями, которые ребенок должен выполнить в течение дня и узнать волшебное слово. Для каждого ребенка одно слово (детей можно объединить в команды) В качестве заданий – выполнение домашнего задания и любые посильные ребенку поручения по дому. В зависимости от ситуации эту игру родители могут проводить в течение 2–3 дней. В конце итогового дня родители вместе с ребенком складывают бумажные листочки с буквами в слово, фотографируют и отправляют педагогу. На следующий день получают видео с благодарностью от Кузи.

Такая игра поможет не только занять ребенка дома, но и вызовет у него эмоциональный отклик и желание помочь сказочному герою. Будет развивать творческое воображение, фантазию ребенка, а главное – поможет родителям в игровой форме создать ситуацию, когда задание нужно выполнить обязательно.

Идея 4.

Кулинарные мастер-классы

Кухня стала самым посещаемым помещением в период режима самоизоляции во многих семьях. Причем родители здесь не только готовят пищу, но и вынуждены работать, пока дети смотрят в комнатах мультфильмы и играют в компьютерные игры. Но когда детям надоедают эти занятия, они перебираются в кухню. Чаще всего родители прогоняют их обратно в комнату, чтобы они случайно не вылили на себя что-нибудь горячее. Однако и здесь можно решать воспитательные и образовательные задачи.

Организуйте для детей и родителей кулинарный мастер-класс в режиме онлайн и предложите приготовить, например, веселую яичницу, которую ребенок сможет сам украсить зеленью. Или предложите принять участие в конкурсе бутербродов. Для этого заранее попросите родителей изучить вместе с ребенком интересные факты о бутербродах.

Во время конкурса, пока мама готовит ингредиенты, проведите для дошкольников блицопрос: что является основным компонентом для бутерброда; из чего делают традиционный бутерброд; как переводится слово «бутерброд» с немецкого языка; чем отличается простой бутерброд от сложного; как нужно есть бутерброд, чтобы было вкуснее (правило кота Матроскина). Затем попросите родителей сфотографировать готовые бутерброды и выслать в общий чат для голосования.

Идея 5.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало?»

Дистанционные занятия предполагают, чтобы взрослый обязательно находился рядом с ребенком. Однако не все задания требуют от родителей сидеть вместе с ребенком перед компьютером. Нужно предоставлять дошкольникам возможность проявить самостоятельность. Запишите видео дидактической игры «Угадай, чего не стало?». На занятии дети любят играть в эту игру, поэтому правила им знакомы.

Возьмите несколько крупных предметов, чтобы их хорошо было видно. Например, ножницы, линейку, книгу, куклу, мягкую игрушку, расческу. Посторонние предметы убедите из поля зрения ребенка. Напомните правила игры: внимательно посмотреть на предметы на столе, запомнить их. Закрыть, а потом открыть глаза и угадать, чего не стало. Задача родителей – проконтролировать, чтобы ребенок не открывал глаза.

Эту игру можно проводить в оффлайн, то есть в записи. В этом случае важно проговаривать правильный ответ, чтобы ребенок мог себя проверить. Запишите несколько таких игр с разными предметами, в том числе по разным лексическим темам. Например, парикмахерские и канцелярские принадлежности, овощи, фрукты. Игра будет развивать у детей память, внимание, наблюдательность, грамматический строй речи.

Идея 6.

Графический диктант

Старшим дошкольникам предложите задание – выполнить графический диктант. Задача родителей – подготовить рабочее место, чтобы ребенку было удобно, и обеспечить тишину в комнате. Задание потребует от ребенка сосредоточенности и внимательности.

Возьмите тетрадный лист в клетку, так как рисовать вы будете строго по клеткам. Это может быть любая фигура, но не очень большая: дом, танк, собака, рыба, робот. Рассчитывайте время так, чтобы ребенок успел за занятие выполнить графический диктант до конца. Продолжительность занятия – не более 10–15 минут.

Объясните ребенку, что сейчас вы будете вместе с ним рисовать по клеткам, но не говорите, какую именно фигуру. Чтобы получился рисунок, ребенок должен внимательно слушать, в каком направлении проводить линии и сколько клеток вправо-влево, вверх-вниз отсчитывать. Затем вы начинаете четко проговаривать направление движения руки и параллельно рисуете рисунок на своем листе, ребенок – на своем. В конце занятия вы показываете ребенку на экране свой рисунок, а ребенок сверяет, так ли у него получилось. Такое занятие развивает внимание, умение слушать, логику, пространственное воображение, а также готовит руку к письму. Рекомендуйте его родителям подготовишек.

Идея 7.

Дистанционный мастер-класс «Делаем полезные вещи»

Один из вариантов дистанционного занятия с детьми и родителями – мастер-класс, когда воспитатель показывает, как сделать с ребенком поделку или нарисовать рисунок в нетрадиционной технике. С начала режима самоизоляции таких мастер-классов было много, но педагоги не учли то, что не у всех дома есть, например цветные салфетки или восковые мелки. Продукт совместной деятельности тоже вызывал вопросы у родителей: что с ним потом делать. Поэтому лучше проводите мастер-классы и делайте с детьми и родителями то, что они потом будут использовать.

Идея 8.

День хвасто вства

Каждая тематическая неделя в детском саду заканчивается итоговым мероприятием. Предложите родителям в виде отчета проводить с детьми «День хвастовства» и выкладывать в чат достижения детей за неделю. Дети будут хвастаться, что они сделали: какие рисунки нарисовали, какие бутерброды с мамой приготовили, какие песни и стихи выучили, как помогли младшему брату или сестре, какие задания педагога выполнили.

Каждое достижение ребенка родители могут записывать на цветные листочки и собирать их в папку или прикалывать на доску, делать фотографии детских работ, записывать видео. Такой сбор информации не только пополнит портфолио дошкольников, но и сделает каждый день в самоизоляции запоминающимся.

Идея 9.

Аудиосказка от любимого педагога или героя.

Самоизоляция показала, что во многих семьях нет традиции семейного чтения, родители не знают, как заинтересовать ребенка книгой. У некоторых не оказалось дома даже детских книг.

Чтобы организовать с детьми занятие по восприятию художественной литературы, запишите, как вы читаете сказку, и отправьте родителям ссылку на видео. Сделайте серию записей и каждый раз анонсируйте следующую сказку, чтобы дети ее ждали. В данном случае лучше использовать именно видео, а не прямой эфир. Так родители смогут включать запись ребенку перед сном, когда он уже успокоится и будет готов слушать.

ПАМЯТКА

для педагога

15 рекомендаций, как организовать дистанционные занятия с детьми

  1. Планируйте занятия с детьми с учетом их возраста и плана мероприятий в детском саду. Так вы сможете придерживаться основных тем, которые должны были пройти с детьми в группе.
  2. Обсудите заранее с родителями, в какое время будете проводить занятия.
  3. Проводите занятия в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг.
  4. Проводите занятия в одно и то же время, чтобы не нарушать распорядок дня.
  5. Проводите не более 1 занятия в день и не более 3 занятий в неделю.
  6. Следите за тем, чтобы занятия длились не более 10 минут для детей пяти лет и не более 15 минут для детей шести лет, 20-25 минут для дошкольников и 30-40 минут для школьников.
  7. Предусмотрите занятия в двух форматах: офлайн – когда родители с ребенком смотрят готовую видеозапись занятия, онлайн – когда родители с ребенком и педагог общаются в прямом эфире.
  8. Заранее продумывайте план занятия, чтобы удерживать его темп и не растягивать во времени.
  9. Заранее готовьте необходимые материалы, чтобы не тратить время прямого эфира и не отвлекаться.
  10. Следите за тем, чтобы на экране не было лишних предметов, которые могут отвлечь детей от занятия.
  11. Обучающие видео занятия разбивайте на этапы.
  12. Говорите громко, четко, не торопитесь, когда общаетесь с детьми и родителями в прямом эфире или записываете видео. Используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
  13. Приветствуйте детей и родителей в начале занятия и анонсируйте следующее занятие в конце.
  14. Повторяйте инструкцию, чтобы родители и дети поняли, в чем заключается задание.
  15. Обязательно хвалите детей за то, что они выполняли задание.

Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет

Перейти к занятиям

Только подумайте: весь смысл развивающих занятий для детей заключается в том, чтобы помочь родителям организовать веселый и полезный досуг ребенка. Да, привлекать родителей можно различными лозунгами и смыслами: “старше трех уже поздно”, “надо растить гармоничного ребенка” и прочими. Но правда жизни в том, что чем бы мы ни занимались с детьми, любая деятельность их развивает. Особенно если в этой деятельности есть элементы новизны. Уж педагоги умеют об этом позаботиться.

Чем принято заниматься в детских центрах и клубах? Развивающие игры, в отличие от развлекательных, помогают ребенку получить новый опыт, научиться решать новые жизненные задачи, учат выстраивать коммуникацию вокруг игровой проблемной ситуации. В детских центрах и клубах малыши занимаются деятельностью, которой они не смогут заниматься дома или на детских площадках, ведь родителей с минимальной педагогической подготовкой не так много. Давайте познакомимся с играми, которые смогут вам предложить “развивашки”.

Увлекательные онлайн задания для детей 2—11 лет ждут вас!

Перейти к занятиям

Не знаете, чем занять ребенка дома с пользой для развития? Команда педагогов Айкьюши подготовила план занятий по ключевым 10 сферам развития, который вы можете использовать для развития и обучения ребенка.

Скачивайте распечатки, выполняйте оффлайн-упражнения и занимайтесь с Айкьюшей.

Планы помогут структурировать и разнообразить занятия дома, дадут альтернативу мультфильмам и видео, а следование этим планам безусловно поспособствует гармоничному развитию ребёнка. Занять ребёнка, чтобы вы могли сделать домашние дела и посвятить время себе, с нашими готовыми идеями стало проще!

Делитесь отзывами и предложениями, что добавить в план занятий в комментариях, делитесь им с друзьями и, конечно же, оставляйте свои идеи домашних игр и упражнений для увлекательного обучения для других читателей!

Развивающие игры для детей 2-3 лет

В первую очередь отметим сюжетно-ролевые игры. Это могут быть как классические дочки-матери, так и взаимодействие с куклой, которая приходит на занятия к деткам и дает им интересные задания.

Важны игры как на мелкую, так и на крупную моторику. Сортировать предметы, лазать, бросать мяч, прыгать через низкие препятствия не просто в компании со взрослым, но и совместно с другими малышами, координируя усилия, соблюдая очередность, проявляя терпение и демонстрируя взаимопомощь, для малышей двух лет очень полезно. Двух- и трех-летние малыши способны вырезать простые формы (полоски, кусочки) детскими ножницами, лепить из пластилина, рисовать “каляки” и тематически называть их.

Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день

Елена Семенова

Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день

В детский садик мы идем учимся, играем

на гимнастику с утра бодро все шагаем

Понедельник

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики (легкие прыжки на двух ногах на месте)

Полюбили крепко их мальчики и девочки (нежно обнимаем себя за плечи)

Пригласили всех плясать дружно ножки выставлять

Приседали вправо (приседание, поворот вправо,

Приседали влево (приседание, поворот влево,

А затем кружились смело (кружимся на месте вокруг себя).

Вторник

В гости к нам во вторник

Аист длинноногий прилетал (взмахи руками вверх-вниз).

По болоту ловко, смело он шагал,

Рыб, лягушек доставал (ходьба на месте, высоко поднимая колени,

Низко наклонялся, ровно выпрямлялся (наклоны, вперед,

Вдаль смотрел на край болота (смотрим вдаль, приставив руку, как «козырек»)

Аист полетел домой (взмахи руками вверх-вниз).

Среда

В среду слон к нам приходил,

Добрый слон он ребятам шлёт поклон, (наклоны вперед, руки вместе «хобот»,

Топать нежно нас ногами он учил (ходьба на месте,

И на цыпочках стоять (поднимаемся на носочки).

В прятки мы играем,

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем слона искать.

Четверг

А в четверг к нам приходила рыжая плутовка, (ходьба на месте как лиса)

Хитрая лисичка мягко ступала, хвостиком виляла. Следы заметала.

Посидели, постояли, притаились (глубокое приседание,

Мышку у норке поджидала (присели).

Мягко прыгнула, поймала (прыжки на месте)

Вот охотница какая! (Разводят руки в стороны, вдох, наклон, выдох.)

Пятница

Косолапый мишка в пятницу пришел (ходьба на месте вперевалочку,

Запашистый медок он в лесу нашел (приседания с поворотом туловища вправо, влево, имитируем, раздвигаем ветви кустов)

На высокой елке, где колкие иголки (смотрят вверх-вниз).

В дупле у пчел мы медку попросим (имитация взбираемся на дерево).

На дворе настала осень (потянутся вдох, наклон вперед выдох).

Скоро мишка ляжет спать (медленно приседаем,

Будет лапу он сосать (голову вправо руки под щечку, голову влево).

Пчелы дали нам меду полную колоду (хлопаем в ладоши, прыжки на месте).

Суббота

Мы в субботу пригласили (взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед (повороты туловища вправо, влево с приседанием). Кашу вкусную сварили (круговые движения обеими руками,

Накатали мы котлет (круговые движения ладонями, лежащие одна на другой).

Белки в гости прискакали (прыжки на месте,

Посмотрели на столы (широко открывают глаза и крепко и зажмуривают,

В лес обратно убежали (бег на месте)

За орешками они (постукивая кулачками один о другой).

Воскресенье

В воскресенье — выходной,

С мамой, папой мы идем гулять (ходьба на месте).

Смотрим вправо (поворот туловища вправо,

Смотрим влево (поворот туловища влево).

Вот забор, а за забором (руки перед собой)

Вот щенок озарённой, прыгает и лает с нами он играет! (прыжки).

Серенькая кошечка, села на окошечко, в гости собирается, лапкой умывается (имитируем умывание кошки, А корова замычала: «Му –му-му!» (наклон туловище вперед, руки «рожки» к голове, А лошадка серый бок, бьет копытцем скок-скок-скок (имитация, Ты садись ко мне дружок, прокачу тебя кружок» (руки вперёд, держим «уздечку», имитируем лошадку, скачем по кругу) .

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

Дидактические игры для детей двух лет включают ознакомление с цветом, начальные навыки счета, знакомство с животными и растениями, геометрическими формами.

Игры на развитие речи в 2-3 года направлены на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Такие игры помогают употреблять слова с правильными окончаниями, формулировать мысли, отвечать на вопросы, вспоминать синонимы.

Виды занятий в детском саду

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Развивающие игры для детей 4-5 лет

Ролевые игры в этом возрасте расширяются по темам и сюжетам. Малыши способны воображать себя водителями, продавцами, врачами и действовать в соответствии с ролью. Играть в ролевые игры со сверстниками намного интереснее, чем со взрослыми дома!

Игры на моторику продолжают развивать способность лазать, прыгать, ходить задом наперед, передвигаться в разном темпе, вырезать, лепить, конструировать. В 4-5 лет ребята уже способны осваивать правила, поэтому к занятиям присоединяются подвижные игры по правилам с водящим, с использованием игровых стишков и песенок.

Дидактические игры продолжают знакомить малышей 4-5 лет с цветом и формой, учат осваивать счет предметов, выполнять простейшие математические операции сложения и вычитания по одному, расширяют кругозор и представления о мире животных, растений, профессиях и занятиях человека, устройстве Земли.

Игры на развитие речи в 4-5 лет направлены на совершенствование речи и расширение словарного запаса. Дошкольники этого возраста способны освоить сложные предложения, рассуждать на заданные темы, пересказывать услышанные и увиденные сюжеты, составлять рассказ по картине и даже сочинять простые рифмы.

Помимо развивающих игр для дошкольников детские центры с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью, ручным творчеством, английским языком, музыкальной деятельностью. Как правило, родители, которые приводят малышей на занятия в клубы, не остаются разочарованными и продолжают водить туда детей годы напролет.

Консультация «Как сделать занятие для ребенка интересным?»

Виктория Усова

Консультация «Как сделать занятие для ребенка интересным?»

Этим вопросом задаются и родители ребенка, выполняя с ним развивающие задания дома, так и специалисты.

Почему это важно?

Интерес – это активная познавательная направленность на объект. Заинтересованный ребенок с удовольствием будет изучать новый для него предмет, запоминать нужную информацию, активно использовать полученные знания. Таким образом, интерес стимулирует развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Интерес – это мотивация. Если ребенку интересно, он будет выполнять любые, даже сложные задания.

Интерес напрямую связан с положительными эмоциями. Все, что вызывает у ребенка радость, подталкивает его развитие.

Что делать, чтобы ребенку было интересно?

Предъявляйте задания в игровой форме. Игра для дошкольника является ведущим видом деятельности, определяющим его развитие, но и для детей постарше тяга к игре не угасает. Изменяется только форма: для малышей можно использовать какой-либо сказочный сюжет (или использовать его мотивы, например «Приключения Колобка», где выполнение каждого задания позволяет главному герою убежать от опасности. Для детей постарше становятся интересны настольные игры, например «бродилки»: ребенок бросает кубик, делает нужное количество шагов и получает соответствующее задание, выполнив которое, может получить определенное количество баллов или шанс продолжить игру. Самое главное, чтобы в игре был смысл (спасти Колобка, набрать определенное количество баллов, получить награду).

Предлагайте новые необычные задания. Например, ребенок плохо запоминает. Вы предлагаете ему запоминать предметы на столе, картинки, слова… Это быстро надоедает ребенку. А ведь запоминать можно все, что угодно и где угодно: включите отрывки из нескольких песенок и предложите их повторить, осмотрите внимательно комнату, пусть ребенок выйдет, поменяйте что-нибудь – заметит ли он? Предложите ему запомнить список покупок, когда пойдете в магазин. Поверьте, вокруг много информации, которую можно запомнить!

Используйте любимые игрушки. Ребенок любит мячики? Постройте свое занятие вокруг этого интереса: возьмите несколько мячиков, какие они по размеру, форме, величине? Сколько их? Какого не хватает? А что тут лишнее? Погрузим мячики в машинку, отвезем на «полянку». Легким движением руки мяч превращается в Колобка или репку? Включите фантазию, и все получится!

Дайте ребенку ощутить «вкус победы». Даже к самой навороченной игрушке может пропасть интерес, если вдруг что-то не получается. Помогите ребенку небольшими шагами, продвигаться к успеху, поверить в свои силы, понять, что он все может сделать, если постарается.

Эти нехитрые советы помогут вам сделать занятие более эффективным.

В современной системе дошкольного образования дни происходит множество изменений, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ практической деятельности воспитателя говорит о необходимости использования нестандартных приемов в работе воспитателя.

Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Большую часть в жизни детского сада составляют занятия, цель которых заключается в передаче педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.

Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Следует выделить основные признаки занятия:

• занятие — основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

• занятие может быть традиционным (классическим) и нетрадиционным.

Классические занятия и их классификация

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает — не тает, летает — не летает, плавает — тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между классическим и нестандартным видами занятий. В таблице в качестве примера приведена одна из известных и часто используемых нетрадиционных систем воспитания детей – система Монтессори.

Система Монтессори Традиционное обучение
Упор на когнитивное и социальное развитие Упор на социальное развитие
Педагог играет «направляющую» роль в процессе занятия Педагог является центральной фигурой в процессе занятия, играет «контролирующую» роль
Среда и метод обучения развивают самодисциплину Педагог главным образом обеспечивает дисциплину
В основном индивидуальный подход к преподаванию Групповой и индивидуальный подход к преподаванию
Разные возрастные группы Одна возрастная группа
Работа в группах стимулирует детей помогать и учить друг друга Учит в основном только педагог
Ребенок сам выбирает занятия Готовое расписание сформировано для ребенка
Ребенок вырабатывает собственные принципы, с помощью материалов для самостоятельной работы Учитель подводит ребенка к определенным принципам
Ребенок работает над выбранным проектом столько времени, сколько считает нужным Ребенку обычно отведено определенное время на работу
Ребенок развивается в собственном ритме и направлении Ритм и направление вырабатываются и задаются группой
Ребенок сам замечает свои ошибки при работе с учебными материалами При проверке работы, на ошибки обычно указывает педагог
Ребенок закрепляет знания посредством повторения и за счёт внутреннего чувства успеха Знания закрепляются за счёт внешних факторов посредством повторения и вознаграждений
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств Меньше материалов для развития органов чувств
Организованная программа по уходу за собой и окружающей средой (гигиена и уборка) Меньший упор на уход за собой
Ребенок может выбирать место работы, свободно передвигаться и общаться (при условии, что мешает другим работать); работа в группах на условиях добровольности Ребенок должен сидеть на отведенном месте, при этом участвовать в процессе группового занятия, сидеть на месте спокойно и слушать внимательно
Организованная программа по разъяснению родителям философии системы Монтессори и их вовлечению в процесс обучения Участие родителей – дело добровольное, да и не всегда приветствуется

Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося общества.

Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы воспитательно – образовательного процесса.

Педагогические дискуссии о внедрении информационно – коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или нет, но информационно коммуникативные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, мы в своей работе используем мультимедийные презентации – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Использование в работе мультимедийный презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность нашей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что не маловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются внимание и зрительная память.

Способность современного компьютера помогает выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для воспитанников дошкольного возраста.

Методологическая база.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, ЕИ Иванова, НП Чудова и др) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно — игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. В нашей стране, начиная с 1986 года, ведется работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий(ИКТ) в дошкольное образование на базе центра имени А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайвановой. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения информационно-коммуникативных технологий(ИКТ) в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения.

Цель моего педагогического опыта: улучшить качество развития, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, а также обновить формы и методы работы с детьми.

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а:

— преобразование предметно-развивающей среды ребенка

— создание новых средств для развития ребенка

-использование новой наглядности.

Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи использования информационных технологий в своей педагогической деятельности:

1. Сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);

2. Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;

4. Помочь себе в возможности эмоционально и образно подать материал.

5. Сэкономить время, как свое, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

В ходе работы активно осваиваиваю и внедряю компьютерные технологии в своей педагогической деятельности, и психологическую целесообразность моего опыта необходимо отметить тем, что современным ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.

Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения современных информационных коммуникативных технологий в свою практическую деятельность.

И первое направление использования информационно коммуникативных технологий:

— это работа с детьми.

1. Использование в воспитательно-образовательном процессе как собственные так и готовые презентаций.

2. (IG BoardInteractiveWhiteboard)

Использование интерактивной доски и интерактивные игры в образовательном процессе.

3. При индивидуальной работе использую готовые обучающие программы: «Маленький гений», «Несерьезные уроки», «Пойди туда, не знаю куда».

Во время работы соблюдаются санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером.

На НОД использование ИКТ — технологии не более 10 мин, с обязательной сменой деятельности и физ. минуткой.

И обязательно проведение гимнастики для глаз.

При использовании ИКТ на НОД у детей повышается мотивация, интерес и увеличивается объем усвоения информации.

— Работа с родителями еще одно из направлений нашей педагогической деятельности.

Традиционные формы работы с родителями с показом видеоматериала, презентаций, открытые просмотры, конспекты на сайте — приобретают инновационную форму, становятся интереснее с использованием информационных коммуникативных технологий.

Родители с огромным удовольствием посещают такие мероприятия, а это означает, что делает их наиболее эффективными. Благодаря информационно коммуникативным технологиям они могут«приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду.

— Следующим направлением моей работы является работа с педагогами:

— создание презентаций к педсоветам, консультациям;

— размещение конспектов на собственном сайте;

— открытый показ НОД с использованием ИКТ.

— Следующим направлением моей работы является профессиональное саморазвитие:

— поиск интересных сведений

-создание собственного сайта

-ведение документации

-участие в профессиональных и творческих конкурсах

При использовании ИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что облегчает работу при подготовке к аттестации.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению информационно коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада я отметила ряд преимуществ:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

2. Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;

3. Информационно коммуникативные технологии дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

4. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

5. Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста.

Следует заметить, что использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащает воспитательно-образовательный процесс эмоциональной окрашенностью;

2. Психологически облегчает процесс усвоения;

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания;

4. Расширяет общий кругозор;

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий;

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей.

В перспективах дальнейшей моей работы это —

1. Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ;

2. Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности;

3. Переход на качественно новый уровень предоставления воспитательно-образовательных услуг;

4. Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.

Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дает возможность стать участниками единого образовательного процесса РФ.

Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Литература:

1. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 3 март 2013, с. 64-65. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми. М. Н. Приезжая

2. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? Е. И. Козиоров. М. Н. Приезжая

3. // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012 с. 5. Использование игровых компьютерных технологий. Н. П. Яронская.

4. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108. Дидактические основы интерактивного обучения. Коротаева. Е

5. // Растем вместе №1, 2014., Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные враги, Осенчук А., с. 16-17

6. Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайванова, Н. Н. Подьяков, Е. В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998,328с. ,илл

7. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

8. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

9. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001г. №753/23-10. «Об информатизации дошкольного образования в России»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]