Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Новогодний серпантин» Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы Тема: «Новогодний серпантин»
. Задачи: -Развитие внимания и произвольного поведения -Развитие моторики и координации -Развитие речи и мышления Ритуал приветствия
Психолог: Я рада снова вас всех…
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Экзамен у Буквоежки» Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы Тема: «Экзамен у Буквоежки»
. Задачи: -Развитие внимания и произвольного поведения -Развитие речи и мышления Все вместе: Буквоежка? Никто не появляется)
Психолог: Ребята, давайте позовём его…
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составила: Педагог-психолог Вишнякова Наталья Николаевна г. Надым, 2021г.
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
Цель
- способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест–технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления, развитию познавательной активности.
Задачи:
- побуждать детей к целеполаганию и самостоятельности во всех видах деятельности, мышления;
- способствовать к развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, общей и мелкой моторики, умению ориентироваться на плоскости, поисковой активности, стремления к новизне;
- совершенствовать умение сотрудничать, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
Методы и приемы:
- практические (игры «Четвертый лишний», «Нарисуй фигуру», «Запомни предмет», «Собери картинку»)
- наглядные (карточки с заданиями, смайлики)
- словесные (вопросы, обсуждение, рассказы детей).
Материалы и оборудование: мяч, карта- план, набор игровых карточек «4- лишний», карточки к упражнению «запомни предмет» (по количеству детей), чистые листы бумаги (по количеству детей), карандаши, пазл, ключ, смайлы.
Планируемые результаты:
- Развитие познавательных функций, умение сотрудничать друг с другом
- передача эмоций.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Занятие.
Организационный Дети входят в зал, здороваются с гостями. Приветствуют друг друга словами «Добрый день … (имя реб.), я рад тебя видеть».
Ребята у меня пропал ключ от кабинета. Что делать, как вы думаете? (Ответы детей: -взять запасной; позвонить в МЧС; найти где оставила). Чтобы найти подсказку, нам надо выполнить задание. Действовать будем по плану.
Основная часть
1. «Игра 4 лишний».
Предлагаю детям взять карточку, необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Молодцы. Все верно, думаю вам за это будет часть подсказки.
После задания находим в конверте часть пазла.
Дети смотрят на план, определяют где можно получить следующую подсказку.
2. Работа за столом.
Упражнение «Нарисуй фигуру».
«Вы внимательными будьте, все фигуры нарисуйте».
Присядьте все за стол, возьмите карандаш. Нарисуйте фигуры так, как я скажу.
Нарисуй в центре листа круг.
В верхнем левом углу нарисуйте квадрат.
В нижнем левом углу нарисуйте треугольник..
В верхнем правом углу нарисуйте прямоугольник.
В нижнем правом углу нарисуйте овал.
Молодцы, проверьте, всё ли верно вы выполнили.
(П. п. показывает правильную карточку, дети сравнивают с образцом.)
3. Упражнение «Запомни предмет».
П.п. следующее задание. Вам пришла пора, проверить память детвора.
Сейчас я назову несколько предметов. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, как можно больше слов: конфета, бабочка, черепаха, лягушка, лейка, слон, улитка, машина. А теперь обведите те предметы, которые запомнили.
Поменяйтесь листочками, возьмите синий карандаш, и проверьте все ли верно сделал ваш друг. (П. п. читает слова, дети проверяют, обводят тот предмет, который был пропущен. Определяют правильность выполнения задания. После задания находим в конверте вторую часть пазла. Дети смотрят на план, определяют где можно получить следующую подсказку.
4. Игра «Пол, нос, потолок».
Следующее задание на внимание. Думаю, нам стоит немного отдохнуть. А теперь пришла пора поиграть вам детвора.
В круг веселый становитесь 1, 2, 3, 4, 5 Начинаем мы играть Вы ребята не зевайте А за мною повторяйте
Сделайте что я скажу А не то, что покажу.
После задания находим в конверте третью часть пазла. Дети смотрят на план, определяют где можно получить следующую подсказку.
5. Игра «Часть и целое».
Поднимаемся на 3й этаж, на столе лежит часть пазла.
Посмотрите, у нас с вами части пазла и на столе лежат пазлы, соберем их и посмотрим, может это и будет подсказка где я потеряла ключи. Предлагаю детям собрать все части. Дети собирают пазлы.
Получилась картинка, дети должны сделать вывод, что получилось (сундук), где вы видели такой предмет? (возле кабинета).
Предлагаю детям найти его. Дети находят предмет, достают ключ. Открываем кабинет.
6. Рефлексия. Беседа «Мое настроения»
П.п. Предлагаю присесть в круг. Спрашиваю у детей какие чувства они испытали, когда помогали искать ключ и когда его нашли. (Удивление, желание помочь, радость), Какое сейчас у вас настроение?
Предлагаю детям выбрать смайлик, который соответствует настроению.
Ребята, вы помогли найти ключ потому, что вы были дружные, справились с заданиями, не оставили меня в беде.
П.п. подводит итог, спрашивает, что было трудно?
Что было легко? Что больше всего понравилось? Оценивает каждого ребенка. Благодарит за помощь.
Длительность НОД: 25-27 минуты.
Список литературы:
- Шарохина В.Л. «Коррекционно- развивающие занятия в старшей группе» — М: Книголюб 2004.
- Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. 3 «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 — 6 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
- Светланова И.А. «Психологические игры для детей» — Ростов –н/Д: «Феникс», 2015.
Задание «Запоминай-ка»
Вам пришла пора проверить память детвора!
Слушай внимательно и постарайся запомнить, как можно больше слов.
Взрослый называет несколько предметов:
конфета, бабочка, черепаха, лягушка, лейка, слон, улитка, машина.
А теперь обведи только те предметы, которые были названы.
Упражнение «Нарисуй фигуру».
«Вы внимательными будьте, все фигуры нарисуйте».
Присядьте все за стол, возьмите карандаш. Нарисуйте фигуры так, как я скажу.
Нарисуй в центре листа круг.
В верхнем левом углу нарисуйте квадрат.
В нижнем левом углу нарисуйте треугольник..
В верхнем правом углу нарисуйте прямоугольник.
В нижнем правом углу нарисуйте овал.
Молодцы, проверьте, всё ли верно вы выполнили.
П.п. показывает правильную карточку, дети сравнивают с образцом
Следующая > |
Что делает детский психолог?
В первую очередь давайте разберемся, что делает детский психолог и чего он не делает, а также отделим детского психолога от психиатра, невролога и педагога.
Детский психолог проводит психологическую диагностику
Детский психолог прекрасно разбирается в возрастных нормах и индивидуальных особенностях детского развития, поэтому с помощью специальных диагностических процедур (психологических тестов, наблюдения, опроса родителей, игр и др.) может дать развернутую психологическую характеристику ребенка, которая включает в себя описание уровня развития мышления, памяти, внимания, произвольной регуляции, особенностей личностных качеств, эмоционального состояния, темперамента и т.д.
Подобная диагностика используется для того, чтобы понять причины поведенческих или эмоциональных сложностей ребенка, чтобы помочь родителям принять решение, когда малышу лучше пойти в школу или в сад, чтобы постараться предотвратить вероятные сложности, связанные с началом обучения, подобрать подходящие развивающие занятия или скорректировать методы воспитания.
Детский психолог проводит консультации для родителей
Специалист в сфере детской и семейной психологии имеет также подготовку в сфере педагогической психологии и психологии воспитания, поэтому может помочь родителям понять, как решить текущую проблему в воспитании или состоянии ребенка (например, стал чаще плакать, кусается, рисует жутковатых монстров, не начинает говорить, плохо засыпает, слишком стеснительный и т.д.), а также выбрать наилучший способ помочь ребенку пережить сложные события в жизни (переезд, появление братика или сестрички, развод родителей).
Во время консультации родителей психолог оказывает им как информационную поддержку, рассказывая о возрастных особенностях детей, возможных причинах их поведения и способах его коррекции, так и поддерживает родителей эмоционально, помогая им понять, что из любой проблемы есть выход.
Детский психолог проводит развивающие и корректирующие занятия для детей
Разумеется, детский психолог проводит занятия и для самих малышей. Цели этих занятий могут быть самые разные: начиная от развития познавательных процессов малыша и до работы со сложными эмоциональными переживаниями и детскими травмами. Обычно решение о посещении ребенком занятий с психологом родители принимают после проведения психологической диагностики малыша и первичной консультации.
Разные психологи придерживаются разных методов работы, некоторые из них владеют несколькими. Характер занятий с малышом и их цели психолог всегда обсуждает с родителями, поэтому не стоит волноваться, что вы не будете знать, чем занимается ваш ребенок у психолога.
Детский психолог работает со здоровыми детьми и их родителями, помогая им преодолевать жизненные трудности, проводя диагностику, консультации для родителей и развивающие занятия для детей.
Чем детский психолог не занимается?
Диагностика, консультации и коррекционные и развивающие занятия – это три основных направления работы психолога. Остальные прямо вытекают из них: составление рекомендаций и заключений, разработка просветительских материалов, проведение тренингов для родителей и т.д. Круг задач широк, но всё же есть чёткий список вещей, которые психолог никогда не станет делать:
- Психолог не ставит диагнозы и не выписывает лекарства
Ставить любой диагноз и на основе него выписывать лекарства может только врач (в нашем случае психиатр или невролог), обычный психолог же может работать только со здоровыми или имеющими лёгкие отклонения детьми. Стоит помнить, что психолог может порекомендовать посещение других специалистов, если подозревает какие-то нарушение у ребенка, а следования этим рекомендациям и информирование психолога о результатах сильно увеличит эффективность его работы и скорость достижения нужной вам цели.
- Психолог не принимает решения за родителей
Можно ли ребенку идти в школу? Стоит ли рассказывать малышу о смерти дедушки? Как подготовить детей к прибавлению в семье? Психологи с радостью проконсультируют родителей по этим и многим другим вопросам, помогут проанализировать плюсы и минусы каждого варианта развития событий, дадут свои рекомендации, но никогда не будут настаивать на каком-то единственном исходе, поэтому окончательное решение всегда остаётся за самими родителями.
- Психолог не дает оценок действиям родителей и никогда не осуждает их
Многие мамы и папы боятся, что на консультации могут почувствовать себя как школьники, которых отчитывает строгая учительница. На самом же деле задача психолога помочь вам справиться с трудностями и найти наилучший для себя путь решения задачи. Именно поэтому психолог всегда на вашей стороне.
Если вы чувствуете, что воспитываете ребенка неправильно, детский психолог поможет вам разобраться с причинами ваших мыслей и поведения и найти способы изменить их. Если вы чувствуете неуверенность или страх, психолог окажет вам эмоциональную поддержку и поможет найти выход из ситуации. При любых обстоятельствах психолог соблюдает принцип уважения клиента.
- Психолог никому не сообщает полученную информацию
Каждый психолог обязан хранить в тайне всё происходящее и обсуждаемое на консультации от любых посторонних людей и даже других членов семьи. Будьте уверены, что, если вы поделились чем-то с психологом, он не расскажет об этом ни педагогам ребенка, ни вашему мужу, не напишет от вас в Инстаграме и, тем более, не сообщит в школу или детский сад. Если же ребенок сообщает что-то важное психологу, тот частично раскрывает эту информацию только родителям и в той мере, в которой это необходимо для достижения поставленных целей.
Психолог может давать рекомендации педагогам ребенка, но никогда не раскрывает семейных тайн. Так, например, если у малыша был негативный опыт общения с ровесниками, то психолог может порекомендовать педагогу обращать особое внимание на взаимодействие малыша с другими ребятами из группы, но не расскажет деталей травмирующих событий.
- Психолог не берется работать с клиентом, если не чувствует уверенности в своих знаниях по конкретной проблеме
Детские психологи специализируются на разных проблемах и используют различные методы работы. Это значит, что иногда психолог не готов взяться за проблему клиента. В таких случаях он обычно рекомендует обратиться к коллегам, специализирующимся по данному вопросу. Такое поведение говорит об ответственном подходе специалиста и искреннем желании помочь своему клиенту.
Профессиональный психолог – это человек с соответствующим образованием и опытом работы, который всегда действует на благо клиента, позволяя детям и их родителям легче преодолевать возрастные кризисы и жизненные невзгоды.
Что происходит в кабинете детского психолога рассказывает психолог Марина Жукова:
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект комплексного занятия с элементами психологического тренинга для детей 1,5–2 лет «Чувства важнее слов» МДОУ «Детский сад №157»
Конспект комплексного занятия с элементами психологического тренинга для детей 1,5 – 2 лет. «Чувства важнее слов»
Подготовила: педагог –
психолог Михайлова А.Л. Ярославль 2021г. «Чувства важнее слов»
Оборудование. Коробки Маша и Медведь, обруч, ленты,…
Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности. Период раннего возраста отличается уникальностью и…
В чём отличие психолога от педагога, невролога и психиатра?
Следует хорошо понимать отличия психолога от педагога, невролога и психиатра.
Невролог и психиатр – это люди с высшим медицинским образованием, имеющие специализированную лицензию на медицинскую деятельность, у них есть право выписывать лекарства и назначать лечение.
Невролог занимается нарушениями в функционировании нервной системы: головные боли, постоянная усталость, тики, боли в спине, травмы головы, обмороки, нарушения координации и равновесия, нарушения сна, в некоторых случаях нарушения органов чувств и другое.
Психиатр же занимается нарушениями психики: расстройства личности (например, приступы неконтролируемой агрессии), нарушения настроения (подавленность и нарушения мотивации, резкие перепады настроения и т.п.), расстройства когнитивных функций (нарушение восприятия, например, галлюцинации, мышления, памяти и т.п.), болезненное изменение личности после травматических событий жизни (проблемы со сном, агрессивность, замкнутость и пр.). Задача врачей – это своевременная диагностика и помощь в устранении или облегчении симптомов заболевания и улучшении качества жизни пациента.
Педагог занимается преподаванием и воспитанием детей. Он имеет педагогическое образование и отвечает за знания и умения детей, а также их способность соответствовать принятым нормам поведения. Педагог оценивает знания и умения ребенка и их соответствие возрастной норме, изучает то, как ребенок приобретает новые знания и сохраняет в памяти пройденный материал. Развивающие занятия с педагогом позволяют ребенку узнать новое, а также помогают улучшить обучаемость малыша.
Психолог – это специалист с психологическим образованием, задачей которого становится забота о психологическом благополучии клиента. Он помогает людям бороться с негативными мыслями и реакциями, укреплять самооценку, улучшать навыки общения с другими людьми, развивать когнитивную сферу, преодолевать жизненные кризисы и сложные периоды, разрешать семейные конфликты и многое другое. Все психологи имеют различное дополнительное образование и сферу профессиональных интересов: кто-то работает с супружескими отношениями, другие занимаются карьерным консультированием, третьи помогают улучшать детско-родительские отношения и способствуют гармоничному развитию ребенка, четвертые специализируются на работе с травматическими событиями и их последствиями.
Специалисты различных направлений обычно склонны работать сообща: это даёт лучший и более быстрый результат. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один специалист будет рекомендовать обратиться за консультацией к другому. Так, например, совершенно нормально, если психолог порекомендует обратиться к психиатру или неврологу, а педагог даёт рекомендацию посетить психолога. Помните, что все специалисты заинтересованы исключительно в скорейшем избавлении от проблемы, поэтому их рекомендации следует соблюдать.
Квест игра «Путешествие в страну Чувств»
Конспект открытого занятия в под.гр
«Путешествие в страну Чувств».
педагог-психолог ТотьмянинаМ.С
Цели
: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
2. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
4. Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
Предварительная работа:
— занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека;
— рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
— игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
— ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).
Материалы:
клубок ниток, «письмо короля», карта – схема Страны Чувств, столик, кружочки-тарелки разного цвета, зубная паста, влажные салфетки, сундучок, ворота, ключи, «стена», портреты детей, выражающие разные чувства, макеты следов чувств, разрезной портрет короля, листы цветной бумаги, аудиозапись.
Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.
Ход занятия.
Психолог:
«Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда мы начинаем наше занятие с помощью игры «Ты мне нравишься». Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободные конец шерстяной нити вокруг совей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Олег, Максим)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Олегу, она тоже произносит добрые слова: «Олег! Ты мне нравишься, потому что ты помог мне найти мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутиной». Затем мы все вместе любуемся получившимся узором из ниток, спускаем ниточку с руки и я сматываю клубок.
Цель данного упражнения – развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.