Если начать досконально разбираться в том, какие факторы оказывают влияние на жизнь человека, в общем и целом, то их можно отыскать великое множество. Любая область жизни человека и каждая сфера его деятельности, конечно же, обладают рядом свойственных им особенностей, и порой то, что применимо к одному, совершенно неприменимо к другому. Но есть, несмотря на это, некие основополагающие принципы, которые являются действенными абсолютно во всём. К одним из таких принципов, а если говорить точнее, законов, которые вполне можно считать гарантами успеха в любой области, можно смело назвать умение планировать и расставлять приоритеты. Почему это так важно, мы выясним в представленном уроке тренинга по тайм-менеджменту. Изучив данный материал, вы узнаете о том, что представляет собой планирование дел, и каковы его особенности, почему нужно и важно ежедневно осуществлять составление списков рабочих, личных и домашних дел. Кроме того, мы рассмотрим несколько эффективных методик и принципов планирования, часть которых рассчитана на каждый день, а часть имеет более перспективную направленность — на неделю, месяц, год и даже несколько лет. Этот урок нашего онлайн-тренинга по тайм-менеджменту будет полезен людям любых возрастов и профессий, а применять полученную информацию для достижения поставленных целей будет можно уже с первого дня.
Что такое планирование. Виды планирования. Приоритизация
Процесс планирования
Планированием называют процесс оптимального распределения ресурсов, необходимый для достижения поставленных целей и задач, а также совокупность процессов, которые связаны с их постановкой и реализацией. Планирование является неотъемлемой частью тайм-менеджмента (управления временем) и, при умелом применении, многократно повышают его эффективность.
В самой простой и официальной интерпретации планирование характеризуется следующими этапами:
- Этап постановки целей (задач)
- Этап составления плана по достижению намеченного
- Этап вариантного проектирования
- Этап выявления требуемых ресурсов, а также их источников
- Этап определения исполнительных лиц и брифинг
- Этап фиксации результатов планирования в физическом виде (план, проект, карта и т.п.)
Виды планирования
Планирование, как уже замечалось, применимо абсолютно к любой сфере жизнедеятельности, но, в зависимости от этого, оно может иметь свои особенности, что, в свою очередь, выражается в различных по его форме и содержанию видах.
Виды планирования различаются:
По обязательности
- Директивное планирование – подразумевает обязательное исполнение поставленных задач, всегда имеет конкретного адресата и характеризуется повышенной детализацией. В качестве примера можно назвать постановку задач, связанных с решением вопросов государственной/национальной значимости, работой на предприятиях и т.д.
- Индикативное планирование – антипод первого: не подразумевает обязательного и точного исполнения, имеет более рекомендательный и направляющий характер. Данный вид планирования широко распространён в системе макроэкономического развития различных государств.
По срокам достижения целей
- Краткосрочное (текущее) планирование – рассчитывается на период до 1 года и может состоять из планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полгода. Самый распространённый вид планирования. Применяется, как обычными людьми в процессе каждодневной жизни, так и руководителями различных организаций.
- Среднесрочное планирование – рассчитывается на срок от 1 года до 5 лет. Данная форма планирования распространена в деятельности государственных учреждений, фирм и предприятий, но нередко применяется и стратегически-мыслящими людьми. В некоторых случаях может совмещаться с текущим планированием, что в комплексе является скользящим планированием.
- Долгосрочное (перспективное) планирование – рассчитывается, как правило, на несколько (5, 10, 20) лет вперёд. Чаще всего этот вид планирования применяется на крупных предприятиях с целью выполнения задач социального, экономического, научно-технологического характера и т.д.
По содержанию плановых решений
- Стратегическое планирование – в основном, является долгосрочным. С помощью него определяются основные направления в деятельности организаций: расширение деятельности, создание новых направлений, стимулирование рабочего процесса, изучение рынка и его сегментов, изучение спроса, особенностей целевой аудитории и т.д. Распространено в деятельности организаций.
- Тактическое планирование – чаще всего является так же – долгосрочным. Основной его целью является создание необходимых условий для реализации возможностей, найденных посредством применения стратегического планирования. Как правило, тактическое планирование применяется при планировании экономического, социального, производственного развития организации. Распространено в деятельности организаций.
- Оперативно-календарное планирование – завершающий этап стратегического и тактического планирования. Служит, главным образом, для реализации процесса достижения поставленных результатов. При помощи него конкретизируются все показатели, и организуется, непосредственно, работа организации. Оперативно-календарное планирование подразумевает определение времени выполнения поставленных задач, осуществление подготовки реализации процесса, ведение учёта, контроля и анализа процесса. Распространено в деятельности организаций.
- Бизнес-планирование – служит для оценки целесообразности, актуальности и эффективности планируемых мероприятий. Составление бизнес-плана происходит очень тщательно, с учётом всевозможных показателей, возможностей, предложений и т.п. Распространено в деятельности организаций и работе бизнесменов.
Кроме рассмотренных видов планирования, учитывающих первостепенные аспекты, существуют и учитывающие второстепенные. Они, в свою очередь, различаются:
По степени охвата
- Общее планирование – охватывает все детали контекста.
- Частичное планирование – охватывает некоторые детали контекста.
По объектам планирования
- Целевое планирование – подразумевает определение требуемых для достижения целей.
- Планирование средств – подразумевает планирование необходимых для достижения результата средств (финансов, информации, персонала, оборудования и т.д.).
- Программное планирование – подразумевает разработку необходимых для достижения результата программ.
- Планирование действий – подразумевает определение необходимых для достижения результата действий.
По глубине
- Агрегированное планирование – происходит с учётом общих параметров.
- Детальное планирование – происходит с учётом всех деталей и особенностей.
По координации планов во времени
- Последовательное планирование – подразумевает продолжительный процесс, который состоит из нескольких более мелких этапов.
- Одновременное планирование – подразумевает единовременный непродолжительный этап.
По учёту изменения данных
- Жёсткое планирование – подразумевает обязательное соблюдение заданных параметров.
- Гибкое планирование — подразумевает возможность несоблюдения заданных параметров и появление новых.
По очерёдности
- Упорядоченное планирование – подразумевает поочерёдное выполнение планов, одного за другим.
- Скользящее планирование – подразумевает продление плана на последующий период после его завершения в текущем периоде.
- Внеочередное планирование – подразумевает реализацию плана по мере появления в этом необходимости.
Проверьте, насколько хорошо вы умеете спланировать свои дела на день, решив данный кейс:
Cтатистика На весь экран
Приоритизация
Приоритизацией называется процесс расстановки приоритетов – показателя преобладания важности того или иного пункта плана над остальными. Важной приоритизация является по той причине, что среди большого количества разных нюансов и особенностей, имеются, как те, что имеют наименьшую значимость и оказывают минимальное воздействие на процесс достижения цели, так и те, которые играют в этом процессе главенствующую роль. Умение расставлять приоритеты можно назвать ещё одним показателем эффективности и действенности любого процесса планирования, т.к. акцент на самых значимых пунктах плана зачастую является решающим в вопросе, будет достигнута цель или нет.
Как видно, планирование как процесс характеризуется немалым количеством различных нюансов. Любой из видов может применяться обособленно, а может и в комплексе с другими. Главное при выборе – это учитывать все особенности вашей деятельности. Но, сколько бы видов планирования не существовало, сколько бы мы их не рассматривали, сколько бы примеров не приводили, всё это не будет иметь никакой ценности, если мы не будем понимать – зачем вообще нам нужно что-либо планировать, какие в этом есть преимущества, как это поможет нам в жизни? Именно на эти вопросы мы и постараемся дать ответы в следующем разделе.
А сперва предлагаем вам решить данный кейс, чтобы потренироваться в приоритезации дел:
Cтатистика На весь экран
Планирование по дошкольному образованию
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- Дошкольное образование
- Планирование
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по дошкольному образованию для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить планирование по дошкольному образованию.
- Все 68815
- Уроки 15043
- Презентации 6878
- Тесты 165
- Планирование 4595
- Мероприятия 14301
- Прочее 27833
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
План праздников и развлечений в подготовительной группе Планирование мероприятий с детьми 6-7 лет на год…. 24.09.2021 Соболева Любовь Гурьевна 74 0 |
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.Тема: «Воздух и его свойства». Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства» Цель: Формирование представлений о воздухе и его … 15.11.2021 Грачева Ирина Александровна 68 1 |
Методическая разработка для педагогов на тему: «Цикл занимательных дел по преодолению тревожности у детей среднего дошкольного возраста» Вашему вниманию представлена методическая разработка для педагогов на тему:«Цикл занимательных дел по преодолению тревожности у детей среднего дошкольного во… 16.07.2021 Кулягина Анастасия Геннадьевна 98 0 |
НОД » В поисках клада» Дети отправляются с пиратом на поиски сокровищ. На пути их ждут препятсвия которые им придётся преодолеть… 17.10.2021 Кириллова Светлана Викторовна 65 0 |
«Метод наглядного моделирования» Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с… 14.10.2021 Горн Ольга Николаевна 55 0 |
Картотека хороводных игр для детей среднего дошкольного возраста Для развития речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности,навыков игровой деятельности…. 21.10.2021 Казанцева Елена Николаевна 58 0 |
Перспективный план по изобразительной деятельности (РИСОВАНИЕ) подготовительной группы перспективный план по изобразительной деятельности… 02.12.2021 Борисова Ирина Николаевна 30 0 |
Перспективный план по теме «Пришла Волшебница Зима» во второй младшей группе Перспективное планирование во второй младшей группе по теме «Пришла Волшебница Зима»… 13.12.2021 Важенина Эльвира Витальевна 16 0 |
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Формула здоровья» Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Сделать работу по физическ… 01.12.2021 Грачева Ирина Александровна 46 0 |
Проектное комплексно-тематическое планирование образовательного процесса Сетка проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности… 18.11.2021 Лыкова О.А.,Иващенко О.А.,Мякоткина Е.В. 42 0 |
Проект «Добрые дела дошколят» Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми. Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность…. 20.10.2021 Литвинова Ирина Николаевна 96 0 |
Открытое занятие по коммуникации в средней группе на тему: «Домашние животные» Открытое занятие в средней группе по теме Домашние животные… 15.12.2021 Шерина Ксения Павловна 5 0 |
«Путешествие в страну Красивой речи»ООД по развитию речи в подготовительной группе Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память…. 23.08.2021 Стеквашова Валентина Владимировна 69 0 |
План по самообразованию План по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»… 17.11.2021 СЕЛЕЗНЕВА АННА НИКОЛАЕВНА 25 0 |
Проект «До свиданья лето, здравствуй детский сад!». Проект творческий для детей среднего дошкольного возраста…. 26.09.2021 Кожемякина Ирина Николаевна 59 0 |
Конспект занятия «Весенние цветы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖАВОРОНОК» г. АБАКАН Р.Х. &… 15.11.2021 Боровых Елена Владимировна 30 0 |
Календарно — тематическое планирование образовательной деятельности ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с 29. 11. 2021г. по 3. 12. 21 г. Тема: Здравствуй, Зимушка – зима! Итоговое мероприятие: … 05.12.2021 Евгения Владимировна Попова 14 0 |
Конспект занятия в средней группе по аппликации «Открытка для мамы» Изготовление поздравительной открыики к Дню матери…. 27.11.2021 Ефимова Светлана Станиславовна 26 0 |
Свидетельство о публикации Игры с дошкольниками в летнее время года. Развитие подвижности, бысторты силы и ловкости. … 17.02.2021 Кошкина Ирина Александровна 85 0 |
Перспективный план по теме «Одежда» Перспективное планироание по теме » Одежда» во второй младшей группе… 10.10.2021 Важенина Эльвира Витальевна 41 0 |
- ← Назад
- Дальше →
Для чего нужно планирование?
Учитывая то, что наши тренинги посвящены методам повышения личной продуктивности, здесь и дальше в уроке мы будем рассматривать планирование применительно к деятельности именно человека, а не организаций, фирм, предприятий и т.д.
Планирование является тем фактором, который во многом определяет не только то, добьётся ли человек того, чего хочет, но и то, чего он добьётся вообще. Дело в том, что сам процесс планирования оказывает не какой-то единичный и узконаправленный эффект, а влияет комплексно, воздействуя на многие личностные показатели человека, направленность его действий и образ жизни в целом. Ниже мы перечислим лишь несколько положительных моментов планирования и преимущества, которые оно даёт.
Конкретизация цели
Как только человек начинает заниматься планированием своей деятельности, активизируется его мышление, задействуется творческий потенциал, повышается мозговая активность. Можно чего-то хотеть и «как бы» себе это представлять, при этом думая, что точно знаешь, чего хочешь. Но как только вы садитесь за составление плана и начинаете его тщательно продумывать, ваша цель из абстрактной начинает трансформироваться в конкретную (например, выучить иностранный язык). Постепенно вы начинаете представлять её в деталях, учитывать её особенности, как-то варьировать. Есть одна поговорка, в которой говорится о том, что корабль, не знающий, куда он направляется, никогда не достигнет пункта назначения. Так и человек – если он не знает, чего конкретно хочет, никогда этого и не добьётся. Планирование даёт возможность понять и осознать, чего ты хочешь на самом деле и обрести конкретную цель.
Чёткий план действий
Даже зная о том, чего мы хотим, мы можем никогда этого не достичь, если не будем знать, что нам для этого необходимо. Наши цели могут быть мега-глобальными, благими и замечательными, но они так и останутся просто картинкой того, чем мы хотим обладать и что сделать. Такое положение вещей исправляется при помощи планирования. Во-первых, оно позволяет определить конкретные шаги, которые необходимо совершить для того, чтобы достигнуть нужного результата. Во-вторых, оно помогает определить необходимые для этого ресурсы и их источники. В-третьих, оно даёт возможность поставить временные рамки. Таким образом, составив точный план, вы будете знать, что вам нужно сделать, чтобы его реализовать, кого или что для этого привлечь, и, самое главное, когда вы хотите это сделать. Планирование значительно ускоряет процесс достижения цели, т.к. представляет собой практическое руководство к действию.
Действие, а не мысли о действии
Пока у нас нет плана по реализации того, чего мы хотим, мы находимся в постоянном раздумывании на эту тему. Мы думаем о том, как мы сильно этого желаем, как хорошо было бы, если бы у нас это было, размышляем на тему того, как сейчас этого не хватает, быть может, даже представляем себя в процессе действия. Но есть одно НО – кроме размышлений мы ничего больше не делаем. А это указывает на то, что, скорее всего, на этом всё и закончится. Важно понять, что, приступая к планированию, вы уже делаете первый и самый большой шаг на пути к реализации задуманного. Одно только это уже существенно продвигает вас вперёд. А затем начинается цепная реакция: после составления плана вы начинаете выполнять конкретные действия, за первым пунктом идёт второй, за вторым – третий и т.д. Если вы сумеете привить себе привычку планировать даже самые маленькие дела, вы сразу заметите, как ваши желания начнут становиться реальностью. Здесь можно применить ещё одну поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт». Сдвиньтесь с мёртвой точки — начните действовать. Планирование создаёт энергетический потенциал, необходимый для достижения цели.
Возможность маневрирования
Не зная конкретно, что необходимо делать, чтобы достичь поставленных результатов, мы не можем ни определить, ни скоординировать свои действия. Мы можем в общих чертах, примерно представлять себе, что нам нужно делать, но действуя без плана, мы рискуем прийти в тупик или даже ещё дальше отдалиться от цели. Когда же вы имеете план и начинаете действовать, вы можете, так сказать, в режиме онлайн управлять всем процессом: не получается так, попробуйте по-другому, не подходит одно, подумайте, чем можно это заменить. Наличие чёткого плана позволит вам совершать манёвры на своём пути, варьировать различные методы и способы. В итоге у вас будет комплексный план, который будет учитывать всевозможные нюансы и варианты развития событий. Умение планировать – это умение быть гибким и готовым к любым ситуациям.
Высокая вероятность успеха
И, пожалуй, самое важное преимущество планирования – это, пусть и не стопроцентная гарантия, но всё же огромная вероятность успеха. Как много мы видим людей, которые, желают очень немногого, но, не имея плана, так ничего и не достигают! И, в противовес им, есть огромное количество примеров людей, имеющих фантастические цели, которые, казалось бы, недостижимы, несмотря ни на что достигают их и даже больше. Первых от вторых отличает именно умение планировать и расставлять приоритеты. Определите свои цели, начинайте составлять план – через время вы увидите, что вы дошли до цели, а тысячи зевак без плана так и остались на своих местах. Планирование выведет вас в лидеры в любой области!
Наверняка, теперь вам стало гораздо понятнее, зачем нужно заниматься планированием и продумывать все свои шаги. Планированием занимаются бизнесмены и предприниматели, главы огромных корпораций, творческие люди, писатели, актёры и звёзды шоу-бизнеса, в общем, все те, кого принято называть успешными людьми. Планирование – это часть жизни и деятельности любого человека, желающего повысить свою продуктивность и достичь серьёзных результатов. Именно по этой причине, кроме того, чтобы сесть за стол, взяв ручку и листок, и начать что-либо планировать, на сегодняшний день существуют специально разработанные методики планирования, которые уже не раз доказали свою эффективность. Краткий обзор самых популярных из них мы приведём в следующем разделе.
Перспективно-календарный план
Перспективно – календарный план средней группы
Тематический цикл:
«Быть здоровыми хотим»
Период: с 16 января по 27 января 2017
Цель:
-Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
-Формирование эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей.
-Расширение представлений о функциях частей тела, о разнообразии органов чувств, их гигиене и профилактике.
-Развитие умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
-Последовательное приучение к самостоятельному умыванию, мытью рук с мылом по мере загрязнения, использованию расчески, носового платка.
-Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
-Становление интереса детей к правилам здоровье сберегающего поведения.
-Обогащение социальных представлений о людях и о себе:
-Особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность);
-Органы чувств и их назначение: глаза — чтобы видеть, различать цвет, форму предметов, уши – слышать, нос – дышать, различать запахи, язык – различать вкус, помощь в произнесении звуков и т.п.;
-Люди – живые, они питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужна пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет; особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту.
-Одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.
Консультации:
«Лечебные свойства лука и чеснока»
Памятки:
«Мы за здоровый образ жизни!»
Чтение художественной литературы:
стихотворение Р. Тимершин «Спорт», В. Бьянки «Подкидыш», сказка братьев Гримм — нем. пер. В. Верданского, под ред С. Маршака «Бременские музыканты», обр. В. Даля «Привередница», Э. Хогарда «Мафин и его веселые друзья», Э. Блайтон «Занимательный утенок Тим», Н. Носова «Фантазеры», сказка «Жихарка».
Заучивание:
считалок по теме «Здоровья»,М. Яснов «Кто я?».
Подвижные игры:
«Смелые воробушки», «Повтори за мной», «Муха-Цокотуха», «Кто ушел?», «Гори, гори ясно!», «Невод», «Буря», «Пожарные на ученье», «Цветные автомобили»
Дата | ООД | Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность детей |
Понедельник 16.01.2017 | 1.Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.20 (по плану специалиста) 2.Познавательное развитие: расширение кругозора. Тема: «Наши добрые помощники — органы чувств» Задачи: Образовательные: способствовать формированию интереса к познанию своего тела; формировать у детей привычку к здоровому образу жизни; совершенствовать представления детей о профилактике заболеваний органов чувств; закреплять умение различать запахи и звуки. Развивающие: развивать внимание и память. Воспитывающие: воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность; вызвать у детей сопереживание, желание прейти на помощь тем, кто в ней нуждается. (Конспект) | — Беседа «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки» Цель: формировать умение детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада. —Игра – телепередача «В гостях у Витаминки» Цель: формировать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств; формировать основы культуры здоровья, умение заботиться о своем здоровье. — Работа в уголке природы: рыхление почвы. Цель: обсудить с детьми, в чем состоит назначение данной работы, как ее нужно выполнять, какие растения нуждаются в рыхлении почвы; формировать соответствующие трудовые умения, действовать аккуратно. —Прогулка 1 «Зима в разгаре» Цели: закреплять представление о зимних явлениях, вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе. (Картотека) —Оздоровительная гимнастика после дневного сна Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. — Заучивание стихотворения М. Яснов «Кто я?» Цель: способствовать умению детей учить стихотворения, развивать память. —Индивидуальная работа «Уменьшаем и увеличиваем» Артем, Ангелина, Вадим Цель: обогащать словарный запас детей, образовывать при помощи суффиксов: -ок, -чик, -чек, -ище. (Картотека). —Дидактическая игра «Олины помощники» Цель: закреплять умение детей образовывать форму множественного числа глаголов. —Пальчиковая игра: «Спортсмены». Цель: продолжать знакомить детей с видами спорта; развивать речь, память. —Подвижная игра «Смелые воробушки» Цель: развитие ловкости и координации движения. (Картотека) | -Рисование по желанию детей Цель: развивать интерес к рисованию цветными карандашами, воображение. —Самостоятельная игровая деятельность. Цель: формировать у детей базовые навыки культурно-досуговой деятельности, выступать в качестве организаторов знакомых игр, самостоятельно выбирать водящих, ведущих, капитанов. — Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: используя метод косвенного руководства игрой, предложить детям решать в игре различные практико-ориентированные задачи; совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. |
Методики планирования
ABC планирование
Предпосылкой данного метода служит опыт, наглядно показывающий, что соотношение важных и неважных дел в процентах всегда примерно одинаково. Любые задачи, исходя из их важности, касаемо достижения поставленных результатов, должны распределяться с использованием буквенных значений ABC. Из этого следует, что первыми должны выполняться задачи, имеющие наибольшую важность и значимость (A), а затем уже все остальные (B, C). Планировать своё время, применяя данную методику, нужно, беря во внимание именно важность задач, а не требуемые для их выполнения усилия.
Методика ABC базируется на трёх основных правилах:
- Категория A – самые важные дела. Они составляют примерно 15% всех дел, которыми вы занимаетесь, но приносят они примерно 65% результатов.
- Категория B — важные дела. Они составляют около 20% всех ваших дел и приносят около 20% результатов.
- Категория C – дела наименьшей важности. Они составляют примерно 65% всех ваших дел, но и приносят примерно 15% результатов.
Более подробно о данной методике вы можете узнать отсюда.
Принцип Эйзенхауэра
Эту методику предложил в своё время американский генерал Дуайт Дэйвид Эйзенхауэр. Она является отличным дополнительным измерителем для быстрого принятия наиболее важных решений. Данный принцип подразумевает расстановку приоритетов, согласно критериям важности и срочности.
Все свои дела вы должны разделить на четыре основные категории и выполнять в порядке очерёдности:
- Категория A – самые срочные и важные дела.
- Категория B – срочные, но не важные дела. Важно уметь отделять их по критерию важности от первой категории, иначе можно потратить на их выполнение время, оставив на самом деле важные дела на потом.
- Категория C – не срочные, но важные дела. Здесь нужно учитывать фактор срочности: из-за того, что эти дела не являются срочными, их часто откладывают в «долгий ящик», после чего они становятся срочными, что не очень хорошо. Поэтому, их выполнением ни в коем случае нельзя пренебрегать. Такие дела, ко всему прочему, можно делегировать – поручить их выполнение кому-то ещё.
- Категория D – не срочные и не важные дела. Нередко, такими делами человек озабочен больше всего и тратит на их выполнение большую часть времени. Научитесь точно определять дела из этой категории. Делать их нужно в последнюю очередь, когда выполнены предыдущие.
Подробнее о методе Эйзенхауэра вы можете узнать отсюда.
Правило Парето
Иногда это правило называют принципом «80 на 20». Сформулировал его итальянский экономист Вильфредо Парето. Основной его предпосылкой является то, что наименьшая часть действий приносит наибольшую часть результатов, и наоборот.
Наглядно данное правило выглядит так:
- 20% действий = 80% результата
- 80% действий = 20 результата
- 20% людей владеют 80% всего капитала
- 80% людей владеют 20% всего капитала
- 20% клиентов приносят 80% дохода
- 80% клиентов приносят 20% дохода
- И т.д.
Примените данное правило к своей каждодневной деятельности, и вы увидите, что 80% всего того, что вы делаете за день — это всего лишь 20% нужного вам результата, а 20% грамотно спланированных действий на 80% приближают вас в заветной цели. Исходя их этого, запомните, что день нужно начинать именно с немногочисленных, но самых сложных, важных и срочных дел, а уже после браться за выполнение лёгких и не менее важных, но присутствующих в гораздо большем объёме. Очень удобно применять правило Парето в комплексе с методикой ABC или принципом Эйзенхауэра.
Подробнее о принципе «80 на 20» можно прочитать здесь.
Хронометраж
Под понятием «хронометраж» имеется в виду метод, предназначенный для изучения затраченного времени. Он осуществляется посредством фиксации и замера осуществляемых действий. Основными целями хронометража являются определение того, на что тратится время, выявление «поглотителей времени», поиск резервов времени и выработка чувства времени.
Вести хронометраж довольно просто: специалисты советуют производить запись всех своих действий с точностью до 5 минут на протяжении 2-3 недель. Наглядно это выглядит примерно так:
- 8:00-8:30 – проснулся, размялся, умылся
- 8:30-9:00 – попил чай, включил компьютер, проверил почту
- 9:00-9:30 – зашёл в социальную сеть
- 9:30 – 10:00 – подготовил документы по работе
- И т.д.
Записи можно дополнять комментариями и дополнительными параметрами. А способов вести хронометраж существует несколько:
- На бумаге – в блокноте, тетради, записной книжке
- Используя гаджет – мобильный телефон, электронную книгу, планшет
- Используя диктофон
- Используя специальное ПО на компьютере
- Онлайн – специальные интернет-приложения
- Диаграмма Ганта (см. ниже)
На основе полученных посредством хронометража данных вы сможете выявить важные особенности в распределении своего времени и скорректировать их. Подробнее о хронометраже читайте здесь.
Диаграмма Ганта
Диаграмма Ганта — это метод столбчатых диаграмм, разработанный американским специалистом в области менеджмента Генри Гантом. Он применяется для иллюстрации планов и графиков работы по различным проектам. Состоит диаграмма из полос, которые ориентированы вдоль временной оси, а каждая из них отображает отдельную задачу, входящую в состав проекта. Вертикальная ось – это перечень задач. Помимо этого, на диаграмме можно отмечать различные показатели — проценты, указатели, временные метки и т.д.
Применяя диаграмму Ганта, вы сможете наглядно отследить процесс реализации проекта и эффективность выполняемых действий. Но, в любом случае, этот метод придётся дополнять другими, т.к. диаграмма не синхронизируется с датами, не отображает затраченные ресурсы и сущность производимых действий. Лучше всего применять её для небольших проектов. Сама же диаграмма нередко входит в состав различных приложений для управления проектами в качестве дополнения.
Прочитать о диаграмме Ганта подробнее можно, перейдя по этой ссылке.
Техника SMART
Техника постановки целей SMART признана одной из лучших в мире. Она берёт своё начало в НЛП и подробно мы рассматривали её в одном из наших уроков. Здесь же мы приведём лишь краткое описание этой техники.
Само слово «SMART» является аббревиатурой, образованной из первых букв пяти слов, определяющих критерии целей. Рассмотрим их несколько подробнее.
- Specific – цель должна быть конкретной, т.е. при её постановке вы должны обязательно отчётливо представлять себе результат, которого желаете достичь. Например, «я хочу стать специалистом в области антропологии».
- Measurable — цель должна быть измеримой, т.е. вы должны представлять желаемый результат в количественном эквиваленте. Например, «к 2015 году я хочу зарабатывать 50 тысяч рублей ежемесячно».
- Attainable – цель должна быть достижимой, т.е. вы должны учитывать особенности своей личности: способности, предрасположенность, талант и т.п. Например, если у вас туго с математикой и вы абсолютно не понимаете эту науку, лучше не ставить себе цель стать выдающимся математиком.
- Relevant – цель должна соотноситься с другими вашими задачами. Например, достижение среднесрочной цели должно подспудно включать в себя достижение нескольких краткосрочных.
- Time-bounded – цель должна быть определена во времени и иметь чётко установленные временные рамки. Например, «я хочу сбросить вес с 95 до 80 кг через полгода к такому-то месяцу».
Всё вместе это позволит вам определить необходимые действия для достижения нужного результата, учесть максимальное количество факторов и постоянно отслеживать свой прогресс. Подробнее о технике SMART написано здесь.
Список целей и задач
Наиболее простая методика, при помощи которой можно планировать время и дела. Это просто перечень того, что нужно сделать. Такие перечни очень удобны тем, что не требуют никаких дополнительных ресурсов, как, например, ПК, мобильные приложения или использование сложных схем, но и позволяют наглядно отображать всё, что вам нужно сделать и контролировать этот процесс.
Составляется список целей и задач очень просто: можно на листке бумаги просто записывать всё, что вам требуется выполнить и когда, а по завершению выполненные пункты просто вычёркивать. А можно немного усложнить: сделать таблицу, в которой будут графы: «задача», «приоритетность», «срок выполнения», «отметка о выполнении».
Все представленные методики можно применять поодиночке или комплексно. Попробуйте все варианты – наверняка, через некоторое время вы выделите для себя наиболее удобную и подходящую, а может быть даже составите на их основе какую-то свою.
Для того чтобы упростить вам задачу при планировании своих дел и времени, в заключение урока мы хотели бы представить вашему вниманию несколько очень эффективных принципов, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.