Конспект беседы-размышления » Мои права и обязанности».
Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:
« Мои права и обязанности»
Цель:
Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.
Задачи.
- Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.
- Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
- Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.
- Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
Ход
беседы
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок И дышать начнет едва У него уже с пеленок Появляются права.
Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это — ваши права. Права — эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Воспитатель:
А как называется документ, где написаны ваши права?
—Конвенция о правах детей
(Воспитатель:
Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка — это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция — это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Вопросы :
1. А у вас есть имя?
2. Кто дал вам имя? (родители)
Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.
3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?
4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
Воспитатель:
Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам дает отраду Дарит счастье и удачу. От того узнать бы надо, Что же имя ваше значит?
(Дети называют значение своего имени)
Аня – благодать, милостивая; Лиза — Божья помощь; Юля — июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.
— Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).
Семья — это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.
До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди
согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).
В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.
(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).
У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?
- Надо слушаться своих родителей.
- Надо помогать своим родителям.
- Не огорчать своих родителей.
- Надо быть всегда вежливыми.
- Если нарушил правило, надо попросить прощение.
Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.
Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.
Автор: Т. В. Рябцева
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]
Викторина [PDF] [DOCX]
Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.
Задачи:
- формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Задание.
Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?
Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.
Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.
Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?
Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?
2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?
(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
Задание № 1. (прим. все задания в приложении)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
- Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.
Задание № 2.
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.
Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.
Для справки.
Задание № 3.
Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?
Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.
На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»
(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)
Задание № 4.
Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?
- Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
- Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
- Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
- Доступ к информации (ст. 17).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
- Право на охрану здоровья (ст. 24).
- Право ребенка на образование (ст. 28).
- Право на отдых и досуг (ст. 31).
- Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).
Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.
В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.
(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)
Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!
Задание № 5.
Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Задание № 6.
Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.
Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»
Работа в группах.
Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.
Задание № 7.
После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.
Задание № 8.
Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.
(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)