Программа по развитию навыков самообслуживания «Я сам»


Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Предлагает рассмотреть конструкторы:

-Ребята, какой конструктор есть у нас в группе? (крупный, средний, мелкий). Чем они отличаются друг от друга? (отличается величиной).

-Ребята, а как мы будем мыть конструктор? Что мы будем делать сначала? Что будем делать потом?

Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассказать последовательность действий.

-Ребята. Давайте покажем и расскажем, как мы будем мыть наш конструктор.

Воспитатель предлагает проговорить и показать одному ребенку образец действия по мытью игрушек (1 ребенок — 1 деталь конструктора).

Ребята, а какими инструментами мы будем трудиться?

Воспитатель обращает внимание детей на стол.

Какие инструменты вы видите? (тряпочка, ёмкость с водой — тазик, моющее средство — мыло, лейка). Для чего они?

-Ребята, а все ли инструменты нам понадобятся для мытья игрушек?

-Что лишнее? Почему?

-Где мы можем использовать лейку?

-Правильно, лейку мы можем использовать в уходе за растениями, а в мытье игрушек она нам не пригодится, давайте уберем ее.

-А все остальные инструменты нам нужны? Мы их оставляем?

-Ребята, но, чтобы действовать с инструментами, мы должны вспомнить правила безопасности.

Тазик с водой- можно пролить воду, а что будет если мы прольем воду?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Мыло, мыльная тряпочка- что будет если мы будем кидаться ими?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, но все будет хорошо если мы будем соблюдать правила поведения и помогать друг другу.

-Ребята, но нам нужно помыть несколько видов конструктора, и чтобы это сделать быстрее, я предлагаю вам объединиться в команды. Посмотрите, к нашим конструкторам прикреплены разноцветные карточки и на столе у меня лежат разноцветные карточки, но перевернутые цветной стороной вниз. Я предлагаю вам по очереди выбрать карточку и подойти к тому конструктору, на котором обозначение такого же цвета, как и у вас. Воспитатель наблюдает за объединение детей с помощью жеребьевки.

Ребята, посмотрите внимательно у вас на карточках обозначен не только конструктор, но и инструмент, с которым вы будете работать, найдите и положите его рядом со своим рабочим местом.

-Ребята, мы рассмотрели, какие конструктора есть у нас в группе, вспомнили, как их мыть, выбрали инструменты, вспомнили технику безопасности, объединились в команды и распределили обязанности между собой, мы готовы трудиться, нам осталось только надеть фартуки.

Конспект НОД по самообслуживанию в первой младшей группе ДОУ

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по самообслуживанию в первой младшей группе. Тема: «Научим Антошку умываться»
Цель: Формирования навыков самообслуживания Задачи: 1. Формировать ценностное отношение детей к соблюдению культурно гигиенических навыков; 2. Закреплять знания детей о названиях и назначениях предметов личной гигиены. 3. Совершенствовать навыки пользования этими предметами. 4. Активизировать речь, пополнить словарный запас. 5. Закреплять знания детей о последовательности действий при умывании, используя алгоритм и художественное слово. 6. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 7. Воспитывать желание быть чистыми, аккуратными и красивыми.
Ход занятия:
Воспитатель: Утром встали малыши, В детский садик свой пришли. Вам мы рады как всегда, Гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь, друзья! Дети здороваются с присутствующими. Воспитатель: А сейчас садитесь тихо на стульчики. Я приготовила для вас чудесное стихотворение, в котором говорится о том, что утром все умываются . Воспитатель показывает детям картинку с умывающимися зверятами.
Рано утром, на рассвете, умываются мышата, И котята, и утята, и жучки и паучки. Только ты не умывался, и грязнулею остался, И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. Показывает картинку с грязным мальчиком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этого мальчика, его зовут Антошка, он один не умывался и грязнулею остался. Вы знаете почему? Дети: Нет. Воспитатель: Тогда давайте позовём его к нам и спросим. Воспитатель выносит куклу мальчика Антошку с испачканными ладошками. Воспитатель обращается к Антошке Воспитатель: Антошка, скажи, почему ты такой грязный? Ты, наверное, не умеешь умываться? Антошка: Нет, я не умею умываться. Воспитатель: Ребята, а вы умеете умываться? Ответы детей.Воспитатель: Давайте Антошку тоже научим умываться. Рассмотрим картинки как правильно мыть руки. Воспитатель с детьми рассматривают схему последовательности умывания. Воспитатель: Антошка ты запомнил порядок умывания? Антошка: Не совсем. Воспитатель: У меня есть корзинка, в ней лежат предметы для умывания. Сейчас я вам их покажу. А вы расскажите, что нужно с ними делать. Вопросы к детям: Что это? Дети: Мыло. Воспитатель: Для чего оно нужно? Дети: Намыливать руки. Воспитатель: Давайте покажем, как нужно намыливать руки мылом. Воспитатель с детьми эмитируют намыливания мылом руки. Воспитатель: Теперь покажем, как надо мыть с мылом руки. Дети показывают. Воспитатель: А это что за предмет? Дети: Полотенце Воспитатель: Зачем оно нужно? Дети: Вытирать руки. Воспитатель: Покажем, как надо вытирать полотенцем руки. Эмитируют вытирание полотенцем руки. Воспитатель: Вот, Антоша, какие предметы помогают нам быть чистыми, и сейчас мы научим тебя ими пользоваться. Воспитатель: Ребята, а где мы всегда умываемся? Дети: В умывальной комнате. Воспитатель: Давайте пройдем с Антошкой в умывальную комнату и покажем ему как надо умываться. Воспитатель с детьми и Антошкой проходят в умывальную комнату. Схему прикрепляет над умывальниками. Воспитатель: Ребята, прежде чем начать мыть руки, что нужно сделать? Дети: Закатать рукава. Воспитатель: Таня, покажи, как это нужно делать. Ребёнок показывает, как нужно закатывать рукава. Воспитатель: Ребята давайте закатаем все рукава. И закатывает то же кукле. Воспитатель: Что делаем дальше? Дети: Открываем воду. Воспитатель вместе с детьми открывает кран. Воспитатель: Открыли мы кран, что делаем дальше? Дети: Сначала руки намочим водой. Воспитатель вместе с Антошкой и детьми смачивают руки водой. Воспитатель: Что делаем дальше? Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает детям. Дети: Берём мыло и намыливаем ладошки. Воспитатель намыливает руки Антошки, дети повторят процесс намыливания. Воспитатель: Потрём одну ладошку о другую. Трет Антошкины ладошки. Дети делают то же самое.Воспитатель: Теперь намыленные ладошки смываем водой. Все смывают мыло с рук. Воспитатель: Вот мы и умылись. Что, Тимофей, теперь нужно сделать? Ребенок: Стряхнуть воду с ладошек над раковиной. Дети выполняют. Воспитатель стряхивает воду с рук кукле.Воспитатель: Правильно, затем закрыть воду в кране. Дети закрывают кран.Воспитатель: Вытереть руки полотенцем, опустить рукава. Дети показывают, как это нужно делать. Воспитатель вытирает руки кукле и опускает рукава. Воспитатель: Теперь ты, Антоша, чистый и смело можешь отправляться к себе домой. Только обещай нашим ребятам, что будешь умываться каждый день. Антошка: Я теперь знаю, как правильно умываться и обещаю это делать каждый день. Воспитатель: А мы ребята с чистыми руками теперь можем смело играть с игрушками. Пройдемте в игровую комнату. Антошка прощается с детьми и уходит.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий весеннего развлечения для детей младшей группы Интегрированное занятие с детьми первой группы раннего возраста Конспект НОД в 1 младшей группе по ознакомлению с окружающим миром. В гости к сказке Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми 2 ранней группы

Похожие статьи:

Конспект занятия в 1 младшей группе детского сада. Знакомство с глиной

Конспект занятия в группе раннего возраста. Знакомство с солнцем

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни на тему: Осьминог

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни на тему: Часы

Календарь развития навыков самообслуживания

Мы собрали приблизительный список навыков, которые дети, как правило, осваивают к определенному возрасту. С помощью данной таблицы родители могут сориентироваться, насколько типично развивается малыш. Небольшие расхождения с таблицей могут быть вызваны индивидуальными особенностями и не требуют особого внимания, но, если вы замечаете, что ребенок не освоил и половины навыков из списка, возможно, следует обратиться к детскому психологу, который позволит выявить причины подобного отставания и поможет скорректировать это.

Возраст Освоенные навыки
0-6 месяцев
  • Следит глазами за движущимися объектами
  • Научился сосать грудь или соску
  • Плачет, когда испытывает дискомфорт
6-12 месяцев
  • Может играть в одну игрушку в течение нескольких минут
  • Тянется к интересным объектам
  • Следит взглядом за объектами
  • Имеет налаженный режим сна
  • Ест еду с различной текстурой
  • Пьет из чашки
  • Самостоятельно держит бутылочку или чашку
  • Учится жевать и использовать язык для перемешивания пищи во рту
  • Может сам кушать печенье или другие некрупные кусочки пищи
1-2 года
  • Различает съедобные и несъедобные предметы
  • Понимает, где могут лежать спрятанные предметы, знает расположение некоторых знакомых вещей в квартире
  • Повторяет за взрослыми
  • Понимает, когда родители одобряют и не одобряют его поведение
  • Имеет представление об опасностях (горячие предметы, лестницы и тп)
  • Ищет внимания взрослых
  • Без трудностей засыпает и просыпается по привычному режиму
  • Пытается чистить зубы
  • Самостоятельно снимает носки и простую обувь
  • Вытягивает руки и ноги при одевании, помогая родителям одеть его
2-3 года
  • Постепенно осваивает туалет и учится проситься заранее
  • Четко понимает, когда родители довольны и недовольны его поведением
  • Аккуратен с опасными предметами (стеклянная посуда, ступеньки, кухонные принадлежности)
  • Не нуждается в продолжительном укладывании, засыпает сам
  • Рассматривает книжки с картинками
  • Расстегивает крупные пуговицы
  • Выражает эмоции
  • Без проблем справляется с пищей разной текстуры
  • Активно использует воображение в играх
  • Четко различает сигналы тела, когда хочет сходить в туалет по большому и по маленькому, и правильно называет эти процессы
  • Умеет вытирать руки и лицо полотенцем
  • Умеет использовать вилку и ложку
  • Может сам раздеться и разуться, если на одежде нет сложных замков и завязок
  • Знает расположение основных предметов в квартире (где лежат игрушки, материалы для творчества, салфетки, одежда, посуда и т.п.)
  • Делает успехи в самостоятельной чистке зубов
3-4 года
  • Учиться убирать вещи на свои места
  • В большинстве случаев справляется с походом в туалет без помощи родителей
  • Способен снимать и надевать простые элементы одежды (мелкие застежки и непривычные вещи, могут ещё вызывать сложности)
  • Способен играть в небольших группах
  • Самостоятельно чистит зубы
4-5 лет
  • Появляются первые друзья
  • Способен принимать правила поведения
  • Может дожидаться своей очереди, соблюдает правила игры
  • Начинает разбираться, какая одежда подходит для определенной погоды
  • Не испытывает заметных сложностей при одевании и приеме пищи
  • Способен участвовать в групповых играх с 5-6 игроками
5-6 лет
  • Самостоятельно одевается
  • Может сам собрать рюкзак в садик (по привычной инструкции или с поддержкой родителей)
  • Может открывать различные коробочки, банки и упаковки
  • Может сосредотачиваться даже при небольших раздражителях
  • Может выполнять простые задания и слушать учителя на занятиях по подготовке к школе

Выводы

Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.

Если малыш систематически не справляется с одним или несколькими навыками самообслуживания, родителям следует насторожиться и, по возможности, обратиться за консультацией к детскому психологу, ведь подобная картина может быть связана как с безобидными индивидуальными особенностями воспитания и развития ребенка, так и с более серьезными проблемами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также может быть индикатором эмоционального неблагополучия ребенка.

Что такое навыки самообслуживания?

Сперва давайте разберемся, что входит в понятие навыков самообслуживания. В целом, это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой. К навыкам самообслуживания можно отнести привычку регулярно чистить зубы и расчесывать волосы, самостоятельно ходить в туалет, одеваться и раздеваться, использовать принятые в обществе столовые приборы и так далее. Иногда к навыкам самообслуживания также относятся базовые навыки коммуникации с другими людьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]