Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста


Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства — в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.

Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.

Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.

Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью — малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами — звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.

Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.

Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.

Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.

Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс — это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа — это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.

Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания — экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть — проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.

И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является — образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.

Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.

Работа по формированию экологической культуры дошкольников

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?

Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.

  • Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
  • Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
  • Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
  • Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
  • Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
  • Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.

При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:

  • гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности;
  • умению анализировать наблюдаемые процессы;
  • выводить закономерности развития природы, делать выводы;
  • делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.

Совет

Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:

  • День весны (1 марта);
  • День Земли (20марта);
  • День весеннего равноденствия (20 марта);
  • День птиц (1 апреля);
  • Всемирный день Солнца (3 мая).

Либо к народным праздникам:

  • Иван Купала;
  • Ильин день;
  • Федорин день и т.д.

Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком — еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Чтение – лучшее учение

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

Лучшее средство воспитания – игра

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки;
  • слепить снеговика;
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее;
  • выложить из льдинок солнышко или башенку;
  • слепить куличики из песка;
  • сравнить на ощупь глину и землю;
  • сделать из глины кирпичики;
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка;
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года);
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам);
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]