Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства».
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе
«Воздух и его свойства».
Образовательная задача:
— Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
— Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
— Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
— Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
— Развивать умение делать выводы и умозаключения.
— Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
— Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
— Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход:
— Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
— Что это? (воздух)
— Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
— Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
— Что мы с вами вдохнули? (воздух)
— А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
— Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
— Какой вывод можно сделать?
— Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
— А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
— Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
— Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
— Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».
— Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
— Узнать это очень просто. Возьмите аккуратно за краешек полоски бумаги, поднесем свободной стороной ближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать, полоска двигается почему? (Ответы детей).
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырики. Это выдыхаемый нами воздух.
Эксперимент №2. «Бумажные гонки».
— Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги и картона. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде машите картонками, и бумажный лист будет двигаться вперед. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем.
Игра «У кого быстрее».
— Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).
Эксперимент №3. «Есть ли воздух».
Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.
— Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?
— А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).
— Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
— Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)
— Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.
Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».
— Продолжим исследования.
— Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
— Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
— Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Эксперимент №5. «Давление воздуха».
— Ребята, воздух постоянно давит на предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт «Линейка и газета».
Дети проводят опыт.
— Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.
— Воздух не имеет:
- звука;
- запаха;
- вкуса;
- цвета;
- формы;
- он есть везде;
- И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
6. Игра «Мыльные пузыри».
—
А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
— Мыльный пузырь — это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
Дети играют.
— Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
— Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу.
Конспект НОД по экологии «Воздух»план-конспект урока (подготовительная группа) на тему
Вот мы с вами и в нашей мине лаборатории.
Опыт № 1. (воздух не имеет запаха)
Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух запах?
Сейчас мы с вами узнаем, имеет ли воздух запах или нет. Ребята, понюхайте,чем пахнет?
А теперь давайте закроем глаза, и не открывайте. (Брызгаю духами), Ребята, а сейчас чем-нибудь пахнет? Ребята, как вы думаете, почему запах появился? Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Ребята, а теперь давайте с вами сядем за наши рабочие места. И продолжим нашеисследования.Опыт № 2 (воздух можно услышать)
Ребята ,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Ребята, возьмите трубочки и подуйте в них, Что мы услышали? Ребята как вы думаете, почему возник звук ? Ребята, в наших легких есть воздух которым мы дышим. И когда мы дуем в любой предмет, который издает звук, мы слышим воздух.
Вывод:Воздух можем услышать, тогда когда мы дуем в какой либо предмет.
Опыт №3 (воздух можно увидеть)
Ребята, а вы когда-нибудь видели воздух?
Ребята, чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух? Возьмите целлофановый пакет, что в нем?
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнётся, почему?
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете?
Как вы думаете, на что стал похож пакет?
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Где можно использовать это свойство воздуха?
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт № 4 Ребята теперь давайте с вами не много по играем.У вас на столах лежат листы бумаги, возьмите их и подойдите ко мне. Вам нужно разделиться на пары. Найти листок такого же цвета как у вас.
Молодцы. А теперь в каждой паре должен быть прямой листок и смятый в шарик. Договоритесь между собой. Одновременно отпускаем бумагу?
Какой листок упал быстрее? Почему?
Какой можно делать вывод?
Вывод: У плоского листа больше площадь поэтому воздух его поддерживал и он падал медленнее.«Стали дети ровно в круг»Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, И над головой — хлопок. А теперь все дружно. Прыгнем через лужу! А сейчас идем по кругу, Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту)
Опыт №5 (Можем ли мы почувствовать воздух)
Ребята, как вы думаете, а мы можем почувствовать воздух? С помощью чего мы можем почувствовать воздух?
Правильно. Давайте подуем на себя ладонями. Что вы чувствуете?
А теперь поставьте ладошку перед собой и подуйте. Что вы чувствуете? Какой воздух?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Воздух может быть холодным и теплым.
Опыт 6«Мы дышим воздухом».
Ребята, а чем мы дышим?
Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? Что это значит?
Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.