Рисование пальчиками и ладошками — техники и методики для детей

Паль­чи­ко­вое рисо­ва­ние – это не только инте­ресно и весело, но и очень полезно. С его помо­щью раз­ви­ва­ется мел­кая мото­рика, а также малыш делает свои пер­вые успехи в осво­е­нии цве­то­вых гамм. Инстру­менты – пальцы и ладо­шки малень­ких худож­ни­ков, «объ­ект для раз­ма­зы­ва­ния» – спе­ци­аль­ные краски, а пер­вый учи­тель – мама. Как пра­вильно орга­ни­зо­вать пер­вое заня­тие, как раз­вить мел­кую мото­рику? Ответы на эти и дру­гие вопросы вы най­дете в этой статье.

Польза занятий

Рисование в нетрадиционной ладонной технике позволит ребенку развивать мышцы рук, а родители смогут установить с малышом психологический контакт. Подобные занятия не только развлекают, но и приносят пользу:

  • развивают моторику;
  • дают новые знания о формах предметов;
  • учат распознаванию цветов;
  • развивают вкус.

Регулярные занятия по пальчиковой живописи позволяют укрепить мышцы рук и развить моторику, а это благотворно сказывается на речи и абстрактном мышлении. Ребенок сможет узнать о новых предметах, изображая их, а также познакомится с геометрическими формами, различными цветами и оттенками. Такие домашние уроки помогут родителям подготовить малыша к первым классам школы.

Мелкие предметы способствуют развитию координации движений. Дети смогут расширить свой кругозор, получить новые тактильные и зрительные ощущения. Малыш от творческих занятий получит множество приятных эмоций, у него формируется вкус, тяга к красоте. Через цвета дети выражают свои переживания. Каждый рисунок отражает радости и страхи ребенка. Родителям стоит обратить внимание на то, что именно он изображает.

Начинать занятия можно с 10−11 месяцев, но малыш должен рисовать только с помощью родителей. Первые уроки лучше сделать короткими — по 5−10 минут. Со временем их можно продлить до 20−30 минут.

Не стоит принуждать ребенка к рисованию, лучше понаблюдать за его настроением. Творчество требует хорошего расположения духа и вдохновения.

Пальчиковое рисованиеплан-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Семинар-практикум «Особенности организации обучения первоклассников в адаптационный период»

Антонова Ольга Николаевна, учитель МОУ СОШ 42
Предмет: изобразительное искусство, 1 класс, «Школа России».

Тип урока: получение новых знаний.

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные.

Форма проведения: урок-сказка.

Цели:
  • Учить передавать образ сказочной птицы, используя нетрадиционные техники при работе с бумагой и красками; закреплять знания о трех основных цветах и получении новых путем их смешивания.
  • Развивать воображение, фантазию, наблюдательность, художественный вкус.
  • Воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности.

Оборудование:

  • Зрительный ряд: на доске изображения волшебного замка, сказочной поляны в черно-белом цвете, детали для ее расцвечивания, ребус, кукла Волшебник, лист бумаги, на котором воском написано слово «МОЛОДЦЫ», у детей муляжи кисточек красного и синего цветов.
  • Звуковой ряд: звукозапись голоса Волшебника, мелодия из заставки к передаче «В гостях у сказки», голоса птиц.

Материалы и инструменты:

  • гуашь красного, желтого, синего цветов;
  • влажные салфетки;
  • простой карандаш;
  • альбомный лист;
  • ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»

— Кто-кто в замке живет? Кто в гости к нам придет?

— Как вы думаете, ребята?

— Давайте постучимся в дверь замка и узнаем. Звучит голос Волшебника.

— Один раз в 100 лет на урок изобразительного искусства приходит Волшебник и рассказывает сказки. Ребята, сядьте поудобней и послушайте. Волшебник рассказывает сказку.

II. Актуализация опорных знаний

Появляется изображение картины Сказочной поляны.

Дети по заданию Волшебника разгадывают три основных цвета.

— Первый цвет – это шестой в радуге. (Синий.) Появляется Краска-человечек синего цвета.

— Что может раскрасить синяя краска? (Облако.) Учитель прикрепляет на контур облака синее облачко.

— Второй цвет отгадайте по этим словам: «цыпленок», «солнышко», «одуванчик». (Желтый.) Появляется Краска-человечек желтого цвета. Солнышко становится желтым.

— Буквы гласные сбежали. Вы третью краску отгадали? (Ребус «КР.СН. Й».) Краска-человечек красного цвета раскрашивает цветы.

— Молодцы! Вернули Краски. Но не вся картина стала цветной. Три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это? А где же зеленый нам взять? Какие две краски нужно смешать? (Желтую и синюю.)

— Потрудились Синяя и Желтая Краски и раскрасили траву и дерево. Учитель прикрепляет на картину зеленые крону дерева и траву.

— Посмотрите, ребята, как солнечно и радостно стало на поляне!

III. Сообщение темы и целей урока

— Волшебник, закончилась твоя сказка? Волшебник просит нарисовать птиц.

— Чтобы выполнить просьбу Волшебника, позовем наших помощников. Они нам помогут нарисовать птицу без предварительного рисунка.

Физкультминутка для рук

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони.) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши.) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями.) Постучали (стучим по столу), повертели (круговые вращения кистью) и работать захотели. (Потираем руками.) Поработают немножко (хлопаем в ладоши), мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе.) Постучали (стучим по столу), повертели (круговые вращения кистью), и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши.) IV. Работа по теме урока Учитель выполняет работу совместно с детьми по плану: • обрисовать ладошку; • разглядеть силуэт птицы; • расписать. (Учитель показывает новый прием росписи пальцами.)

Физкультминутка (зрительная релаксация «Листья»)

— Ветер по полянке летал, Ветер листочки сдувал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой. И последний лист – с осинки – Ветер сбросил на тропинку.

• Повторить правила работы с ножницами; • вырезать птицу.

V. Итог урока

Выставка работ.

— Посмотри, Волшебник, каких красивых птиц нарисовали дети! И краскам стало весело. Запели птицы на поляне.

Голоса птиц. ( Приложение 7.) — Спасибо тебе, Волшебник, за волшебство!

Голос Волшебника. (Приложение 8.) — Скажите Волшебнику «До свидания!».

Закрывайте снова глазки, Улетаем мы из сказки. Раз, два, три, четыре, пять – В класс вернемся мы опять.

VI. Рефлексия

— У вас на столе две кисточки: красного и синего цветов. Красный цвет означает радостное, восторженное настроение, синий цвет – грустное, печальное. Выберите кисточку того цвета, который соответствует вашему настроению. — У меня тоже радостное настроение. Я возьму кисть с краской красного цвета и раскрашу лист бумаги. ( После нанесения краски на листе появляется слово «МОЛОДЦЫ».)

Материалы и инструменты

Все материалы можно найти в любом магазине, где продают канцелярские принадлежности. Детям не нужны профессиональные дорогие краски. Лучше выбрать те, у которых безопасный состав, ведь ребенок может попробовать их на вкус.

Необходимые инструменты и материалы:

  • бумага;
  • пальчиковые или любые другие краски;
  • сухие и влажные салфетки;
  • ватные палочки и диски;
  • старые зубные щетки;
  • клеенка или коврик для творчества.

Бумагу для рисования можно подобрать любую — листы формата А4 или А3, ватман, раскраски, цветной картон. Можно не покупать дорогие товары, достаточно приобрести стандартный альбом или скетчбук. Но бумага в них должна быть плотной, чтобы не размокать от воды. Из красок подойдут акварель, гуашь, а также специальные материалы для пальцев. Их можно приобрести в любых художественных магазинах. Краски должны быть яркими, существует акварель и гуашь с блестками. Такие материалы заинтересуют детей. Изображать фигуры можно не только руками — ребенок может использовать ватные диски или палочки, зубные щетки.

Малыша желательно усадить за удобный стол, а на стул постелить покрывало или положить подушку, чтобы ему было комфортно. Рабочее место лучше застелить клеенкой или специальным ковриком. В любом случае дети вымажут его красками. А также рекомендуется нарядить ребенка в старую одежду, которую не жалко испачкать. А для очищения кожи нужно использовать сухие или влажные салфетки.

Малыши еще не смогут рисовать серьезные картины.

Их первые попытки будут напоминать бессмысленные каракули: черточки, палочки, кривые линии, кляксы. Но чем чаще ребенок будет заниматься, тем интереснее станут его изображения. С возрастом улучшится техника, а самые талантливые дети начнут создавать настоящие шедевры.

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

«Рисование пальчиками: зачем и как»

Подготовительный этап. (На коленях)

Сажаем художника на руки: перед нами белый лист и баночка с краской. Реально начинать этот этап в 4,5-5 месяцев. Ученик вполне созрел – ему интересно всё новое, он уже сам встает в кровати и с удовольствием оглядывает окрестности. Вот в этот момент мы начинаем вводить в его жизнь краски.

Причем можно выделить несколько принципиальных шагов. Мы начинаем с того, что при ребёнке рисуем сами. Мажем палец краской и делаем на его глазах несколько мазков. Делайте это по минуте хоть каждый день, и пусть этот этап занимает месяц. Но в какой-то момент, вы мажете его собственный палец или ладонь краской и ведёте по бумаге его рукой. Но так, чтобы ребёнок за этим активно наблюдал! Провели его рукой по бумаге, вытерли пальцы – полуминутная сессия рисования окончена. И пусть такие занятия – с минимальным поступательным движением – занимают полтора-два месяца, и не меньше. Никуда не торопитесь! Вы должны донести до ребёнка загадочный принцип: с руки на белый лист можно перенести краску!

Не сажайте ребёнка сразу к полной банке с краской. Такое бурное начало может кончиться только тем, что первое занятие будет ещё и последним. И произойдет это и из-за ребенка, и из-за нас. Мы сами первыми решим, что рисование – это слишком трудоёмкое и пачкающее квартиру занятие. Поэтому всё первое время стоит брать крошечное количество краски, её хватит на несколько минут вашей художественной деятельности. Или можно придумать для краски что-нибудь типа чернильницы-непроливашки (спросите своих бабушек – они помнят, что это такое).

СЪЕДОБНА ЛИ ГУАШЬ???

На этом этапе мы отучаем ребёнка употреблять художественный материал в пищу. Или даже пытаться это делать! Любая краска – это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Мы пробовали различные краски и остановились на гуаши, так как она менее всего ядовита. Гуашь – это клей и белила.

Первое, что должен сделать интеллигентный художник шести месяцев – он попробует краску на вкус. Это естественный, самый ожидаемый исследовательский поступок ребенка. Он пробует на язык не потому, что он маленький или глупый, а потому что он уточняет. Или переуточняет. (Ему нужно будет еще несколько раз снова попробовать, чтобы убедиться, что он не ошибается). Вот в этот момент (со своей стороны) мы подключаем в дело раствор английской соли или горчицу – все-таки это лучше, чем пробовать гуашь. Сернокислая магнезия (английская соль) стоит в аптеке три рубля и это самый легкий способ проиллюстрировать слово «горько» и проиллюстрировать слово «нельзя»! Это природная соль, а не продукт химической промышленности России. Попробовал, поморщился – запили водичкой, горечь исчезла. Старайтесь не переусердствовать, чтобы эта горечь не отвадила ребенка от самого рисования.

Рецепты красок

Технология, которая называется «Рисуем пальчиками» подразумевает использование красок. Но многие родители волнуются, что они могут быть опасными для ребенка. Ведь многие малыши пробуют их на вкус, а в них содержится много вредных химических веществ.

Некоторые мамы готовят краски самостоятельно. Ингредиенты довольно простые:

  • 2 ст. муки;
  • 1,5 ст. воды;
  • 7 ст. л. соли;
  • 1,5 ст. л. растительного масла;
  • глицерин;
  • пищевые красители.

Сначала нужно смешать сухие продукты — муку и соль. К ним добавляют воду и размешивают до состояния густой сметаны. Затем вливают растительное масло. Ингредиенты можно смешивать венчиком, вилкой, миксером или блендером. Глицерин добавляют по желанию, он придает краске блеск.

Готовую массу разливают по разным баночкам, можно использовать пустые емкости из-под гуаши или детского пюре. Затем нужно добавить красители. Они могут быть натуральными — сок моркови, свеклы, сельдерея, куркума. А также можно использовать пищевые красители, которые добавляют в выпечку.

В домашних условиях можно приготовить объемные краски для рисования пальцами. Ингредиентов понадобится немного:

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 2 ст. воды.

Продукты нужно тщательно перемешать и разложить по разным емкостям. Затем к ним добавляют красители. Для дополнительного блеска в массу засыпают блестки или глицерин. Далее баночки ставят в микроволновую печь на 1,5 минуты на 180 градусов. В результате получится объемный материал. Во время рисования краски будут ложиться на бумагу так, что любое изображение приобретет 3D-эффект.

А также для приготовления можно использовать кашу:

  • 0,5 ст. мелкозернистой крупы;
  • вода;
  • красители.

Для создания красок подойдет манная крупа, она достаточно мелкая. Ее варят по обычному рецепту, по консистенции каша должна напоминать сметану. Для большей вязкости можно добавить в смесь клей ПВА. Массу также раскладывают по маленьким баночкам и смешивают с красителями. Такой материал также позволит создать объемные рисунки. Но после нанесения его на бумагу нужно обращаться с картиной осторожнее — она должна высохнуть. Закрепить крупу можно с помощью обычного лака для волос.

Советы родителям

Самым маленьким родители должны показать, как именно можно нарисовать картину пальцами. Необычная техника изобразительного искусства должна заинтересовать ребенка. Кончиком пальца нужно зачерпнуть краску и поставить на бумаге точку или провести линию. Малыш может это повторить. Но рисовать можно не только пальцами, но и всей ладонью.

Дети постарше с удовольствием используют готовые шаблоны. Можно найти их в интернете и распечатать или нарисовать самостоятельно. Это изображения фруктов, овощей, животных, транспорта. Обычно они уже окрашены, но в них есть белые области. Ребенок должен закрасить их так, чтобы цвета совпадали, или обводить контуры рисунков.

Есть популярные картинки, которые используют воспитатели в детских садах. Методика пальчиковой живописи подойдет и для изображения явлений природы. Руками ребенок может нарисовать солнце, дождь, снегопад, звездную ночь.

Фон закрашивают пальцами, равномерно распределяя материал по бумаге. Но можно использовать цветной картон. Крупные образы — солнечные лучи, облака, рыбок, цветы — рисуют ладонями. А мелкие детали можно изобразить мизинцами, ватными палочками и даже зубочистками.

Рисование пальцами позволит подготовить поздравительные открытки и тематические плакаты для детского сада. Ребенок сможет принять участие в украшении дома к любому празднику. А родители помогут малышам с каждым новым занятием осваивать более сложные техники живописи.

Идеи для пальчиковых рисунков

Рисо­ва­ние паль­чи­ками – это самый доступ­ный вид твор­че­ства для малы­шей, начи­ная с шести меся­цев. При­мерно в воз­расте двух-трех лет ребе­нок будет про­сить и роди­те­лей что-нибудь нари­со­вать. Тогда можно пойти на неболь­шую хит­рость. Попро­сите ребенка сде­лать паль­чи­ками отпе­чатки краски. А потом пре­вра­тите их в раз­ные рисунки: изоб­ра­же­ния живот­ных, цве­тов, транс­порта. Такой спо­соб паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния понра­вится и детям постарше. Любому дошколь­нику идея пре­вра­щать свои отпе­чатки в забав­ные рисунки при­дется по душе. Это и воз­мож­ность раз­ви­вать мел­кую мото­рику, и фан­та­зию, и кре­а­тив­ность, и идея весело про­ве­сти время.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]