Тема занятия: Осень. Признаки осени.
Возраст:
7-9 лет
Заключение:
ЗПР церебрально-органического генеза.
Форма
занятия:
индивидуальное занятие
Тип занятия:
коррекция и систематизации знаний
Тема занятия:
Осень. Признаки осени.
Задачи:
1. Обучающая:
Закрепить умение наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.
2.Развивающая:
Развитие элементарных математических представлений. Развитие связной устной речи, развивать мелкую моторику ребенка.
3.Воспитательная:
Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Пробудить интерес к самосовершенствованию, саморазвитию, прививать интерес к занятиям.
4.Коррекционная:
Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление); корректировать и развивать пространственные представления;
Методы:
словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
иллюстрационный материал по теме, смайлики настроения, доска временных представлений.
Ход занятия:
I.Организационный этап.
-Здравствуй!!! Какое у тебя сейчас настроение? Выбери из предложенных изображений соответствующему твоему настроению. (СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ)
II. Актуализация знаний. Работа по теме.
- Развитие временных представлений.
Дефектолог читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается
Хмурая осень в окошко стучит.
— Как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении?
— Назови осенние месяцы?
— Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).
— Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).
— Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).
- Вводная беседа
– Что ты можешь сказать про солнце осенью?
(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).
— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
— Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
— Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
— Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
— С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
— Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)
— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).
— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )
— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)
III. Развитие мелкой моторики .Пальчиковая гимнастика. Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями) Разукрасила их кистью. (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз) Мы в осенний лес пойдем, («шагают» пальцами обеих рук) В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) Лист кленовый, лист с осинки, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа) Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладони) IV. Развитие зрительно-моторной координации.
- «Найди по схеме»
Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели. V. Коррекция высших психических функций.
- Игра «Подбери признак»
. Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.
Осень (какая?) — … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)
- Игра «Чего не бывает осенью?»
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубы.
VI. Развитие элементарных математических представлений.
- «Справа-слева»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
VII. Развитие связной устной речи .Закрепление знаний. «Разложи и расскажи» Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи. Ученик получает серию картинок по теме занятия. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ. VIII. Итоги занятия. Рефлексия. -Чем мы сегодня с тобой занимались? — Молодец, сегодня мы прекрасно поработали. — Назови свои ассоциации.
Раздача домашнего задания.