Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему


Свойства воздуха

Воздух имеет различные свойства, которые важны для людей.

Прозрачность воздуха люди не замечают. Туман, опустившийся на автомобильную трассу, делает воздух непрозрачным, нарушает движение, вызывает дорожные происшествия.

Воздух не имеет цвета. Этот феномен знаком осветителям в театре, где с помощью цветных прожекторов меняют цветовое сопровождение спектакля.

У воздуха нет запаха, однако жители районов, где на предприятиях устаревшее очистное оборудование, ощущают неприятные запахи. Некоторые газы, попадающие в воздух, вызывают нарушение дыхания и другие болезненные ощущения.

Воздух прозрачен для солнечных лучей. Солнечное тепло передаётся поверхности, куда попадают лучи. От поверхности нагревается воздух. Такое явление наблюдается утром, когда после прохладной ночи быстро теплеет и становится жарко. Весной быстро прогреваются проталины, снег на тёплой почве тает, начинается половодье.

Тёплый воздух легче холодного, он может удерживать большое количество водяного пара. После нескольких жарких дней в воздухе содержится влага, испаряющаяся с поверхности водоёмов. Тёплый воздух поднимается, постепенно остывает. Влага конденсируется в виде маленьких капель, которые образуют облако. Когда облако переполняется, капли устремляются вниз. Долгожданный дождь поливает землю.


Рис. 2. Летний дождь.

Воздух является теплоизолятором. Рыхлый снежный покров, где воздух заполняет пространство между снежинками, защищает почву и корни растений от промерзания.

Как изучают атмосферу

В первой половине ХХ века для изучения атмосферы использовали стратостаты. Это воздушные шары с гондолой для экипажа. Внутри и снаружи гондолы устанавливались различные приборы. Однако полёты стратостатов были прекращены из-за гибели многих пилотов.

В настоящее время используются метеозонды, которые могут подниматься на высоту 30–40 км. Они измеряют температуру, влажность, давление, скорость ветра и его направление. Особые зонды для научных целей фиксируют состав атмосферы, магнитные бури и другие параметры.


Рис. 3. Метеозонд.

Конспект занятия по экологии «Воздух вокруг нас»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», Физическая культура», Коммуникация», Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Задачи:— Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; умение высказывать предположение, мнение. — Упражнять в правильной постановки стопы, координации движений, навыков ходьбы маршем, ходьба на носках. — Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. — Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: эмблемы /воздушные шары синего и розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха; магнитофон, запись: шума ветра, песни: слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского «Весёлый ветер» и слова Н. Олев, музыка М. Дунаевского «Цветные сны», банка с водой, воздушный шарик на палочке.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, показ презентации, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, выставка рисунков на тему «Знак об охране окружающей среды», заучивание стихов, загадок и пословиц о ветре.

Ход занятия

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом). Дети находятся на ковре, стоят.

— Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на нашей планете, на планете Земля. А главное – об охране воздуха на нашей планете. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья? Ветер-это хорошо или плохо?

Запись «шум ветра»: Воздушарика уносит ветром.

Воспитатель: Дети, Воздушарика унесло ветром, давайте отправимся на его поиски, нам нужно помочь ему и рассказать обо всём, о чём он нас расспрашивал. Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

I испытание:

Воспитатель: Дети, посмотрите на схемы-картинки. Объясните, какими свойствами обладает воздух.

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Нам пора продолжить путь.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по корригирующей дорожке с «лапками».

II испытание:Воспитатель: Дети у вас прикреплены значки-эмблемы воздушных шариков двух цветов. Поделитесь на две команды в зависимости от цвета шариков-значков и подойдите к столам, на которых стоит оборудование для опытов.

Воспитатель: Дети, перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.

1 команда опускает трубочки в стакан с водой и дует в неё. 2 команда опускает в ёмкость с водой гальку, комок земли, губку.

Воспитатель: Дети, объясните, что вы делали и доказали проделанными опытами

Дети первой команды: Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри. Это доказывает, что в воде находится воздух.

Дети второй команды: Мы взяли ком земли, гальку, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.

Воспитатель: Дети, а в нас есть воздух? (воспитатель раздает нарезанные полоски бумаги). Подуйте на листочки. Что происходит с листочками? Почему листочки наклоняются?

Дети: Когда мы выдыхаем, из лёгких выходит воздух (углекислый газ). Воздух двигает листочек, поэтому листочек наклоняется. Это доказывает, что в нас также находится воздух.

Воспитатель: Дети, что такое ветер?

Дети: Ветер — это движение воздуха.

Покажите, как можно почувствовать движение воздуха.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо, (руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)Закачалось деревцо, (прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).Ветерок всё тише, тише, (замедлять раскачивание)Деревцо всё ниже, ниже (приседать, постепенно опуская руки)

Воспитатель: Молодцы дети, но впереди нас ждут более трудные испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по прыгалкам, которые приводят их к следующему испытанию.

III испытание:

Воспитатель: Дети, пред вами на столах картинки (самолёт; парашют; мельница; упавшее дерево на машину; ураган, налетевший на строения; люди на дельтаплане; волны, бьющие по кораблям в бухте; парусник; человек, дующий на одуванчик; насекомые и животные; комнатные растения). Возьмите по одной картинке в руки, посмотрите внимательно. Ответьте на вопрос: ветер для человека – это хорошо или плохо?

Дети: Ветер попутный — хорошо для человека, если он на самолёте, парашюте, паруснике, дельтаплане, корабле. Ветер — это хорошо для размножения растений, для дыхания живых существ; люди использую свойства ветра для работы мельницы. Ветер может быть плохим, если он разрушающий как ураган, он ломает деревья, постройки и машины.

Воспитатель: Молодцы дети. Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят на носках по кольцам, расположенным у доски.

IV испытание:Воспитатель: Дети, на доске две картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему?

Дети: Мы хотели бы жить в зелёном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, который выходит из труб промышленных заводов.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по кольцам, расположенным у доски, на носках в обратном направлении.

V испытание:Воспитатель: Дети, перед вами на столах картинки (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).

Посмотрите на них внимательно, одна команда отвечает на вопрос: Где находится чистый воздух? Вторая команда отвечает на вопрос: Чем загрязняется воздух вокруг нас?

Дети первой команды: Чистый воздух находится у океана, рек, в лесах, в горах.

Дети второй команды: Грязный воздух находится рядом с шоссе, мусорной свалкой, около распыляющегося баллончика.

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Нам пора возвращаться в группу, может там нас с вами ожидает Воздушарик.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят в обратном направлении по прыгалкам, корригирующей дорожке, подходят к мольберту.

Воспитатель: Воздушарика нет и здесь, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

Дети: Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе (только после ответов детей вывешиваются картинки на мольберт с изображением оборудования, которым убирают комнату, открытое окно, комнатное растение).

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик.

Воспитатель: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Воспитатель: Дети, вы так много знаете о воздухе, а вот дети, которые помладше вас, этого ещё не знают, так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, который помогут малышам научиться беречь своё здоровье и окружающую среду.

Воздушарик дарит подарок – мыльные пузыри, за хорошие знания детей.

Используемая литература: 1. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет», Мозаика-Синтез, 2010г. 2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ», ТЦ «Учитель» Педагогика нового времени, 2006г. 3. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез, 2009г. 4. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Детство-Пресс Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» 2009г.

Автор: Залялиева Лейсан Фирдинантовна, воспитатель Муниципального Автономного Детского Образовательного Учреждения «Детский сад № 398 комбинированного вида» Советского района, г. Казань, Республика Татарстан

Статья размещена в авторской редакции

Воздух – друг человека

В повседневной жизни люди часто используют изобретения, которые работают благодаря физическим свойствам атмосферного воздуха. Например, в древности его использовали в мореплавании: ветер надувал паруса и корабли могли двигаться в нужном направлении. С давних пор люди начали строить и ветряные мельницы, принцип работы которых заключается во вращении лопастей благодаря потокам атмосферного воздуха.

Физические свойства воздуха активно применяются и в современной промышленности. Хорошим доказательством этого служит такое изобретение, как водолазный колокол, который позволяет выполнять различные работы под водой. Колокол опускают в воду, но благодаря сопротивлению воздуха в нем всегда остается кислород, как в том эксперименте про стакан, о котором говорилось ранее. Это свойство позволяет человеку опускаться на глубину без специального снаряжения и при том совершенно безопасно для здоровья. Такая технология часто применяется для ремонта мостов, осмотра и починки морских и речных судов, а также для помощи водолазам в поисках на большой глубине.

В настоящее время человечество нашло множество применений воздуха для своей повседневной жизни. Так им накачивают шины, моют автомобили, очищают помещения и одежду от пыли и мелких частиц грязи.

Польза воздуха для живых организмов

Воздух необходим для жизни всех организмов планеты Земля, в том числе и для людей. За один день человек совершает 20 тысяч вздохов и столько же выдохов. При вздохе происходит насыщение организма кислородом. Так, с помощью крови он быстро распространяется по всему телу и дает каждой клеточке необходимую для работы энергию. После этого уже переработанный кислород выдыхается человеком в атмосферу, но уже в качестве углекислого газа. Благодаря этому процессу происходит обмен тепла между телом человека и окружающей средой.

Воздух необходим и для жизни животных, ведь от него зависит их рост и развитие, пол и размер, даже возраст и ежедневная активность. Животные очень остро реагируют на недостаток кислорода: у них учащается дыхание и ускоряется ток крови, при этом в их организмах замедляются жизненно важные процессы. Все это приводит к появлению у животных беспокойства и серьезных заболеваний.

Воздух является неотъемлемой частью жизни и для растений. Для дыхания им также необходим кислород, а вот для питания – углекислый газ. Без кислорода растения не смогли бы прорастать из земли. Этот элемент необходим всему организму: корням, стеблям и листьям. А количество углекислого газа напрямую влияет на качество жизни растения – чем его больше, тем лучше.

Немаловажно для растений и движение воздушных потоков в атмосфере. Если воздух движется вертикально, то он способствует распространению семян, пыльцы и создает комфортную температуру. А вот если направление воздуха горизонтальное, то растения начнут сохнуть и вянуть.

Таким образом, можно смело утверждать, что воздух является жизненно необходимым элементом для людей, животных и растений. Особенно важно его количество и чистота.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]