Индивидуальный подход в обучении дошкольниковматериал


Индивидуальный подход в обучении дошкольниковматериал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Индивидуальный подход в обучении дошкольников

Воспитатель:

Никитина Нина Олеговна

г. Гагарин

2019г.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В образовательной программе, в соответствии с ФГОС, можно выделить отличительные особенности Программы: направленность на учёт индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Условия, которые предъявляет ФГОС к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности.
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей.
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами.
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я.А.Каменский, Жан- Жак Руссо, К.Д Ушинский, Н.К. Крупская, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, а также для гуманного отношения педагога к ребенку.

Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении педагога и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода?

Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты подхода к детям:

  • знание и понимание детей
  • любовь к детям
  • основательный теоретический баланс
  • способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он должен пронизывать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении ООД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Как уже отмечалось, индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Дифференциация обучения — это создание условий для воспитания и обучения дошкольников, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы, отличающиеся на данный момент: уровнем усвоения материала; уровнем работоспособности и темпом; особенностями восприятия, памяти, мышления; уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Рекомендации дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка:

  • Очень важна при обучении дошкольников наглядность.
  • При неудачах не нервничайте самим и не нервируйте ребенка, а находите причины трудностей и смотрите с оптимизмом в будущее.
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими.
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности.
  • Педагогу нужно быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным.
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга.
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового.
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину.
  • Признайте за детьми право на индивидуальность.

Также не стоит путать индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог -ребёнок», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  • Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных игр, опросников, тестов, методик.
  • Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  • Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  • После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести тетрадь учёта или дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика, в которую входят:

  • Общие сведения о ребенке.
  • Данные о физическом состоянии.
  • Положительные проявления ребенка.
  • Отношения к коллективу.
  • Отношение к труду.
  • Особенности умственного развития.
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

  • Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).
  • Уровень знаний и умений (осознанность, действенность).
  • Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость).
  • Уровень самостоятельности и активности.
  • Отношение к обучению.
  • Характер познавательных интересов.
  • Уровень волевого развития.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

У воспитателя появится возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход.

На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот как мы умеем», «Вместе с мамой и папой»; проведение бесед, консультаций, оформление папок – передвижек, анкетирование. Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

«Индивидуализация дошкольного образования»консультация

Консультация «Индивидуализация дошкольного образования»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.

Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап- анализ полученной информации;

3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;

4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

На данный момент разработана:

* универсальная схема для регистрации наблюдения работы детей в центрах активности;

*карта наблюдения за ребенком;

*форма записи эпизодов;

*журнал наблюдений.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к предстоящей деятельности;

* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Груп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий г.с.- после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки., чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет);

* любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;

* сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;

*д/игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей»: это может быть любая картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

* п/игра «Паровозик», «Поезд»: дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место г.с.;

* любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

* ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.

Есть дети — непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора Некоторые приемы:

* обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

* специальные не вербальные сигналы «Тишина», «Внимание»;

*обращение к правилам группы: «Один говорит- все слушают»;

* игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:

*П/игра «Поезд»: воспитатель и дети — «вагончики» двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;

*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

*Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.

*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.

* Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.

*Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.

*Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов

К групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.

Методы индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня я хочу вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наши педагоги строят свою работу в этом направлении.

Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.

И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот методи помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Н-р, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 — действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 — действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Н-р, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

В результате изучения литературы, собственного опыта мы сформулировали для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:

— Воспитатель формулирует цели и задачи.

-Дополняет идеи детей.

-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.

-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.

-Оценивает внутренние ресурсы детского сада и группы.

-Определяет, какая помощь нужна от родителей.

-Готовит материалы.

Также мы сформулировали организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности:

-ребенок должен уметь определить цель деятельности;

-спланировать свою деятельность;

-реализовать намеченное;

-уметь осуществить самоконтроль;

-уметь осуществить самооценку;

Одним словом, всю работу по индивидуализации можно построить блоками: план-дело-оценка.

Ребенок должен уметь составить план своей деятельности, уметь его реализовать и оценить результаты.

В младшем и среднем возрасте мы начинаем работу по составлению плана на сегодняшний день с помощью воспитателя.

В старшей группе привлекаем родителей к составлению плана дня ребенка в детском саду.

В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в детском саду.

Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах.

Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?

Воспитатель может работать в одном из центров.

Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.

Наблюдать за деятельностью детей в центрах.

Наблюдать за конкретным ребенком.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора

(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

— иметь опыт кооперации с другими детьми.

А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?

-педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду;

-поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей);

-принимает индивидуальные особенности ребенка;

Индивидуализация образовательного процесса ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО

Индивидуализация образовательного процесса ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО

Индивидуализация в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Модель индивидуализации образовательного процесса:

  • мониторинг
  • планирование
  • поддержка индивидуальности ребенка
  • развивающая среда
  • работа с семьей

Методическое обеспечение:

  • нормативно – правовая база
  • разработка методов и соблюдение принципов индивидуальной работы
  • использование новых методик и технологий
  • повышение квалификации педагогов ДОУ.

Планирование.

  • ООП ДОУ и рабочие программы педагогов ДОУ;
  • Годовой план;
  • План работы методической службы
  • Перспективный планы работы (специалисты, воспитатели)
  • Циклограмма видов деятельности.
  • Календарно – тематическое планирование
  • Блочно – тематическое.

Виды индивидуальной работы:

  • Коррекционная (развитие движений по заданию инструктора физкультуры по заданию учителя – логопеда; педагога-психолога; музыкального руководителя; по разделам программы)
  • Компенсирующая (вновь поступившие дети в ДОУ; дети, отсутствующие в ДОУ длительный период / санаторий, по болезни, отпуск родителей)
  • Дополнительная (развитие творчества /в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности работа с детьми с опережающим темпом развития (одаренные дети)

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ.

изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.

-организация предметно- развивающей среды.

— изменение содержания образовательной деятельности.

— взаимодействие детского сада с семьей.

Известно, что развитие детей протекает не спонтанно, а определяется условиями жизни, поэтому в ДОУ необходимо создать условия (центры, в которых не может быть запрета мест, игрушек, пособий. Взрослые содействуют в развитии детей.

Центры развития детей в ДОУ.

  • Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

  • Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

  • Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной деятельности).

Каждая группа должна быть индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. (Например, если больше мальчиков –машины, конструкторы и т.п.)

Компоненты детской субкультуры:

С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группах ДОУ могут быть стенды, уголки, альбомы с фото детей, пожелания ко Дню рождения, Нового года, Уголок именинника, портфолио.

Портфолио, где родители совместно с детьми фиксируют достижения детей (грамоты, рисунки). Могут быть и такие формы работы совместные с родителями, педагогами и детьми, как: мини- выставки, конкурсы рисунков и т. д.

Совместная воспитательная образовательная деятельность.

Совместная воспитательная образовательная деятельность взрослого и ребенка проходит в режимных моментах, НОД, в ситуативных разговорах, в разных видах деятельности. (игровая деятельность, НОД, использование ИКТ, различные технологии, кружковая деятельность, по интересам)

Взаимодействие с семьей

. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде; проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношения к воспитателю, т.к. видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Формы работы с родителями.

Домашнее фото, видео, проекты; распространение на флэш носителе (интернет страничка); выставки творчества, конкурсы; различные мероприятия, досуги; ящики доверия; буклеты.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволит учитывать интересы и социальную ситуацию развития воспитанников ДОУ.

Система индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Автор — Колмакова Раиса Александровна — Воспитатель, КГКП «Ясли-сад №9, «Айгөлек»,, ВКО г.Семей

Ключевые понятия: Дифференциация \ Дифференцированный подход в обучении Дифференцированное обучение Индивидуальный подход Инклюзивные дети Индивидуальные особенности

Актуальность дифференцированного обучения определяется целым рядом обстоятельств, одним из которых является обновление, модернизация современного образования. Большое влияние на совершенствование системы образования оказывает социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в дошкольной организации является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого воспитанника. Наряду с понятием «индивидуальный подход» используется понятие «дифференцированный подход». Он предполагает деление детей на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типических особенностях, что позволяет воспитателю осуществлять обучение различное по объему, сложности, методам и приемам работы. Дифференцированный подход понимается как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Реализация дифференцированного подхода в нашей работе начинается с выявления уровня развития знаний, умений и навыков детей.

В нашей работе дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также мы меняем состав подгрупп в зависимости от поставленной задачи.

В условиях целенаправленного процесса обучения мы реализуем дифференцированный подход к дошкольникам на ОУД в разумной дифференциации заданий, ставим перед детьми задачи, которые соответствуют уровню развития их знаний, умений и навыков. Для детей, у которых наблюдается первый уровень знаний, умений и навыков задания носят легкий характер. Детям, имеющим более высокие показатели развития знаний, умений и навыков задания, предполагающее последовательное усложнение.

Дифференцированный подход является важным принципом обучения и позволяет нам создать всестороннее представление о своих воспитанниках, а также он предполагает:

  • Изучение индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • Регулярное диагностирование детского коллектива.
  • Проведение индивидуальной, групповой, фронтальной работы с детьми.

В ходе ОУД по формированию элементарных математических представлений предлагаются варианты дифференциации заданий:

– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе

– из 5 палочек; третьей группе – из 6 палочек. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим.

– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм” и др. Также в своей работе мы используем задания на сопоставление, например, дети делятся на три группы при помощи геометрических фигур, им дается задание сопоставить геометрическую фигуру с соответствующей ей карточкой.

Для инклюзивных детей мы готовим раздаточный материал большего размера, так как у них нарушено зрение.

Для закрепления изученного материала предлагаем детям занимательные игры:

  • Предлагается из множества геометрических фигур выбрать одну (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Детей, с первым уровнем просим произнести название фигуры.
  • Раздаются счётные палочки. Детям с первым уровнем развития предлагается выложить треугольник (квадрат, прямоугольник), со вторым уровнем – четырёхугольник, с третьим — пяти, шестиугольник. Даётся определённая последовательность геометрических фигур:

Предлагается:

  • детям с первым уровнем – продолжить ряд;
  • детям со вторым уровнем – продолжить ряд, увеличив количество кругов.
  • детям с третьим уровнем – продолжить ряд и придумать
  • свою последовательность

На ОУД по формированию элементарных математических представлений, мы используем не только дидактические игры, но и разнообразные средства наглядности. Например, детям можно предложить мячи, куклы, матрёшки, пирамиды. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой и интерес у детей, обеспечивает усвоение и осознание материала.

На ОУД наблюдается заинтересованное, активное, комфортное состояние детей, так как трудности, возникающие в процессе деятельности, являются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута.

Нами даются знания в занимательной форме, в форме дидактической игры, которые быстро и легко усваиваются детьми. При этом важно мы используем игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.

С детьми, у которых наблюдается первый уровень развития знаний, умений, навыков, мы систематически проводим дополнительную индивидуальную работу, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели геометрических фигур и др.).

В играх «Собери картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей.

Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру, для всей группы дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшается время на его выполнение, а слабым – дается вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.).

В систему индивидуальной работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка.

Работа с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений.

Этот материал используется и в работе с детьми, имеющими второй уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений им предлагаются специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.

Дошкольникам с первым уровнем физической подготовленности предлагаются доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Чаще проводятся игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение.

У малоподвижных детей мы воспитываем интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности, особое внимание уделяется развитию всех основных движений, но особенно интенсивных.

В своей работе мы объединяем в играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, например, детям даются задания:

  • провести куклу, держа ее за руки по дорожке (скамейке и т.п.),
  • играть вдвоем в лошадки (машину, поезд) с использованием обруча, скакалки, ленточки;
  • прокатывать (бросать) мяч друг другу,
  • по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает),
  • вдвоем вращать скакалку и др.

Этим и обусловлен индивидуально — дифференцированный подход к детям на уровне их физической подготовленности.

Также в своей работе мы руководствуемся индивидуальными особенностями детей при рассаживании их на ОУД, при определении каждому места за столом. При этом мы учитываем особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно садим поближе к себе. Постоянного внимания требуют также очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя сидят тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании нами учитываются также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь мы при этом руководствуемся педагогическими ценностями, подбираем соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга. Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения в детском саду способствует обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес к получению новых знаний, умений и навыков. Использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуально — дифференцированного подхода качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на ОУД, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

Индивидуализация в детском саду

Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации одной из основных задач государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования, целью, которой является создание благоприятного пространства социализации, индивидуального развития ребенка, и усвоение ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Что же такое индивидуализация? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто его путают с понятием «индивидуальный подход». Одни связывают его со становлением и осмыслением индивидуальности, а другие с организацией такого образовательного процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности воспитанников и учеников.

С. М. Юсфин и Н. Н. Михайлова определяют индивидуализацию так: «Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». [1]

На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральными государственным стандартами, в которых основополагающим положением является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [2]. Иными словами, Программа в этом стандарте впервые определяется, как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей», а не программа обучения. [3]

Когда говорят об индивидуализации в детском саду, в первую очередь подразумевают создание такой предметно-пространственной развивающей среды, которая бы эффективно развивала индивидуальность каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических особенностей, склонностей, интересов. Приведу в пример среду одного детского сада. В групповых комнатах существуют центры активности (центр математики, искусства, литературы и т.п.), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игр. Кабинки украшаются красочным совместным творением родителей и воспитателем — минипортфолио о каждом ребенке. Особое внимание уделяется именам детей, которые помечаются на кроватях, стульчиках, кабинках и других личных вещах, а также служат средством оповещения об их прибытии и готовности взаимодействовать с миром. Также способствуют индивидуализации образовательной среды наличие выставок детского творчества, стендов, картинок, выставляемые по лексической теме и достижение детей в виде медалей и дипломов на стенах. Используемый в детском саду проектный метод и модель трех вопросов стимулирует интерес детей к обучению путем организации самостоятельной деятельности, постановки перед ними проблем и целей, решение которых ведет к появлению новых умений, знаний и навыков.

Подобное обогащение среды этим не ограничивается. С каждым днем появляются все больше новых средств, методик, технологий и различные материалы, начиная от игрушек, книг и заканчивая мебелью. Каждый детский сад, придерживаясь требований ФГОС, привносит что-то свое в среду, которая окружает детей.

Не стоит забывать и о важности семьи. Взаимодействие педагогов с родителями, их полная согласованность эффективно сказывается на всем педагогическом процессе и развитии ребенка в целом. Это не только формальные собрания и стенды, но сближение души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Грамотный педагог сумеет построить разговор таким образом, чтобы не просто проинформировать родителей, но сформировать позитивное отношение к своим действиям, с пониманием того, что каждое из них сказывается на развитии ребенка. Задача же руководителей детских садов способствовать всему этому, создать условия для раскрытия творческого потенциала всех участников процесса индивидуализации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]