ТРИЗ технологии в обучении детей среднего дошкольного возраста рисованию
С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку.
Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Малыш рисует, что получится, затем в речи называет изображенное. На вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую, тогда узнаешь». Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать. Но определение темы рисунка недостаточно для того, чтобы был создан и воплощен замысел. Для воплощения замысла необходимо выделить его содержание, отобрать материалы, наметить последовательность работы, оценить результат с точки зрения того, насколько полно осуществлен замысел.
Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели.
Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.
Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.
Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.
В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху.
По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют, гораздо более важное значение, чем сам рисунок.
Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы, которые взрослые его научили изображать. После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.
Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Составил воспитатель
Провоторова Наталия Николаевна
Мичуринск-наукоград РФ 2018
Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность. В творческом процессе дети раскрывают свои способности. Но использование традиционных способов рисования не позволяют, в полной мере, осуществить желаемый результат. На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования. Их необычность позволяет детям быстро и с радостью достичь желаемого результата. Дети начинают верить в свои силы, в то, что они могут выразить свои представления в рисунке, самостоятельно решить творческую задачу. Нетрадиционные техники способствуют заинтересованности ребёнка, позволяют чувствовать себя раскованнее, смелее. Новые техники развивают воображение, дают свободу для самовыражения. Многолетний опыт показывает, что использование нетрадиционных техник повышает творческий потенциал ребёнка в продуктивной деятельности. Но перед педагогом стоит ещё одна огромная задача — научить чётко, излагать свои мысли.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология, как раз и позволяет обучать детей под девизом «Творчество во всём» В результате использования ТРИЗ — технологии у детей возрастает познавательная активность, интерес к теме занятия, расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, фантазированию. Речь становится образной, логичной не только на занятии, но и в обыденной жизни. Развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, стремление к новизне познания, речи и творческому воображению. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.
Основные задачи:
• Воспитать качества творческой личности;
• Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
1. развитие воображения,
2. оригинальность мышления,
3. способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,
4. находчивости, внимательности и сообразительности;
ТПФ (типовые приёмы фантазирования)
и РТВ
(развитие творческого воображения)
• Оживление. Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём. Рябина – модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Приём вживания в образ. «Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей.
Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми. Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил?
Примеривание образа на кого-то: «Мама — сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные».
Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
Рисование эмоций
Игры на воображение
1. «Волшебный карандаш» (работа в парах)
Цель: учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.
Ход игры:
Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.
2. «Как видят мир животные»
Цель: учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями.
Ход игры:
Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.
3. «Творец»
Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа.
Ход игры:
Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке.
4. «Дорисовки»
Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Ход игры:
Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.
5. «Необычный портрет»
Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.
Ход игры:
Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ.
6. Волшебные линии
Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию
Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования
. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.
При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора
:
*изобразительного материала
(цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);
*материала на котором будет нанесено изображение
: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.
Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.
Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Чем только не рисуют дети – цветными мелками на асфальте, палочками по сырому песку, строят из снега и песка фигурки и создают прекрасные украшения из природных материалов. А еще на прогулках мы с детьми придумываем загадки.
В дальнейшей своей работе мы будем продолжать использовать нетрадиционные способы, материалы и оборудование.
Проделав работу я пришла к выводу что используя элементы ТРИЗ в изодеятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ является основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.
Суть метода ТРИЗ для дошкольников в общих словах
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — вообщем воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях. Понять о чем я говорю, вы сможете, прочитав например статью о том какие игры на мышление ассоциациями мы придумали. К примеру, в книге «Математика для малышей» Звонкин очень хорошо описывают идею этого подхода, не говоря вообще ничего о ТРИЗ. Он просто интуитивно сдерживал себя и не давал ответы на вопросы малышей, не пускался в нудные и пространственные объяснения, что верно, а что нет. А просто замолкал и к его удивлению, вопросы без ответов часто давали лучший результат, чем стандартные объяснения. Дети начинали задумываться, искать собственные ответы на непростые вопросы.