Организация поисковой деятельности дошкольников
Библиографическое описание:
Минуллина, Р. Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников / Р. Ф. Минуллина, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (27). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/ (дата обращения: 19.12.2021).
В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, дошкольное образование, деятельность, проблемная ситуация, познавательная задача.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Научный поиск эффективных средств достижения обозначенных ориентиров представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность.
Элементарная поисковая деятельность — это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
В основе возникновения и развития почти безграничной поисковой, исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира лежит данная самой природой потребность ребёнка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи, возможна также постановка познавательной задачи детьми. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки выдвинутых детьми предположений, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с образовательной программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Для этого важно создание проблемных ситуаций на занятиях или в разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира.
Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ, выявление известного и неизвестного. В результате такого анализа под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений.
Предположения, высказанные детьми, могут быть правильными, ошибочными, и даже противоречивыми. Но при этом все они должны быть обсуждены. Важно выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. предложить проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположения, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предположения.
У детей в ходе анализа и оценки предположений возникает интерес и его надо использовать для перехода к следующему этапу поисковой деятельности — рассмотрению вариантов проверки и к самой проверке.
Дети обычно предлагают разные способы проверки, и педагог тоже может их предложить: кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы и т. д.
Формулирование выводов — заключительный этап поисковой деятельности. Необходимо побуждать детей самостоятельно формулировать выводы, не торопиться им подсказывать, выслушивать все высказывания детей, задавать вопросы для правильного направления мысли. Если выводы детей неправильные, можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.
Нами был проведено экспериментальное исследование уровня сформированности поисковой деятельности через определение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Для этого была использована методика В. С. Юркевича «Древо желаний» и стандартизованная анкета «Любознательный, активный» В. С. Юркевича, Ю. А. Барановой.
В ходе проведённой диагностики было выявлено, что уровень развития познавательной активности у детей в основном соответствует среднему и низкому уровню. Для повышения уровня поисковой деятельности дошкольников необходимо разработать ряд мер, которые будут способствовать развитию познавательной активности детей и поддерживанию интереса к поисковой деятельности.
Рекомендуется оформить и оборудовать в группе:
– (картотека занятий на методах исследовательского обучения, чтение художественной литературы: «Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» и др.).
– Клуб знатоков «Я познаю мир» (обобщение опыта по разрабатываемым темам, составление докладов, мониторинг, презентации научных работ).
– Игровой центр (игры словесные, развивающие игры и упражнения).
– Мини- (экспериментальный уголок).
Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Литература:
- АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–41.
- Исматуллаева М. Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников. URL.https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.01.2020).
- Щетинина В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.-126с.
- Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 83–92
Основные термины
(генерируются автоматически)
: поисковая деятельность, дошкольное образование, познавательная задача, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, повседневная жизнь, познавательная активность детей, проблемная ситуация, старший дошкольный возраст, элементарная поисковая деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка
Замечали, как ваш ребенок с интересом рассматривает щепку, плывущую в дождевом ручейке или, как искренне удивляется морозным узорам на зимних окнах? А многочисленные вопросы в процессе наблюдения за птицами или убегающим на плиту молоком: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Такое поведение ребенка естественно и только подтверждает то, что он, в силу своего возраста, исследователь. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие малыша изначально шло по пути саморазвития.
Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.
Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий.
Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.
Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.
С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.
Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.
Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте
Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…
Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.
Постановка вопросов
Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.
В дошкольном возрасте практически все вопросы детей носят познавательный характер и нацелены на то, чтобы понять сущность явлений, процессов, закономерностей. Ребенок может интересоваться, почему у кота мягкая шерсть, а у ежа острые колючки, почему велосипед не падает в движении, как в лампочку «попадает» свет и т.п.
Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.
Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.
Рассуждения
Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.
Любознательный дошкольник начинает размышлять с опорой на уже известные ему факты и образы. «Птицы летят на юг, а как они найдут дорогу обратно? В небе же нет таких дорог, как на земле», — озадачивается ребенок. Далее выстраивает цепочку умозаключений и делает выводы, что птичий вожак ориентируется на какие-то сигналы.
В дошкольном возрасте рассуждениям присуща образность и опора на факты, которые доступны пониманию ребенка.
Экспериментирование
Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.
Опыты и эксперименты удерживают внимание детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, почему свойства предмета или явления проявляются именно таким образом.
Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.