Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач.
Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.
В этом вам поможет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». И, конечно, наша статья про методики ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, кто уже дорос до детского сада, но кому пока рано в школу. Это самый важный этап, потому что именно в этот период жизни у малышей закладываются основы мышления и основы их будущего успеха в учебе и жизни.
Что такое ТРИЗ?
Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.
Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.
Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал
Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?
Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].
В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:
- Аналитическая стадия – выбор и определение основ задачи, выявление главного противоречия и его причины.
- Оперативная стадия – изучение типичных способов решения в природе и технике, и последующий поиск новых способов в пределах системы и за ее пределами.
- Синтетическая стадия – внедрение функционально обусловленных изменений в систему и методы ее использования, проверка применимости принципа к решению прочих задач.
Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.
Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:
- Какие части есть у системы и как они взаимодействуют?
- Какие части и взаимодействия являются полезными, какие – вредными и какие – нейтральными?
- Что можно изменить без потери функций, а что нельзя?
- Что приведет к улучшению функций системы, а что к ухудшению?
Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.
Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!
Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?
Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.
Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.
От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.
Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.
Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.
Задачи методики ТРИЗ:
- Развитие творческого восприятия и мышления.
- Развитие качеств творческой личности.
- Формирование словарного запаса.
- Развитие связной речи и умения выражать мысли.
- Коррекция произношения.
- Формирование восприятия чисел и математических представлений.
- Обучение конструктивной деятельности.
- Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.
Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.
Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.
И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.
Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.
В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.
Новые ТРИЗ-игры для развития мышления
По-прежнему призываю продолжать ювелирную огранку умения думать однако, инструменты для работы следует менять, хотя бы время от времени. Потому что это скучно, когда одинаково, и даже граничит с абсурдом, если все время одними и теми же играми играть с творческим мышлением))
Так что сегодня будем бороться с психической инерцией (это страшный зверь для творчества!) в триз-играх: играть задорно и по-новому, при этом сохраняя прежние смыслы.
Расскажу про то, что не так давно спонтанно пришло в голову при подготовке к занятиям (подозреваю, что пришло оно из коллективного бессознательного, поэтому однозначно на авторство я не претендую) – этакий микс игр, которые развивают вариативное, образное, функциональное и диалектическое мышление. Они подойдут в качестве разминки-пятимянутки перед занятием или скрасят время ожидания в очереди или в дороге.
1+1 (от 5 лет)
В эту игру можно играть без реквизита, а можно перебрасывать мяч для динамичности.
Играем!
Ведущий называет любой предмет, игрок подбирает для него сначала подходящее, а затем неподходящее свойство. Если играть небольшой компанией, то ведущий может меняться после каждого ответа.
Например:
Лампочка – круглая (подходит) – деревянная (не подходит)
Шкаф – высокий — сплошной — без дверей (не подходит)
Велосипед – быстрый — толстый
Карандаш – цилиндрический — электрический
Количество подходящих и неподходящих слов-свойств для предмета можно увеличивать до 2+2, 3+3 и далее. Шаблонные ответы (когда похожий признак примеряется на все объекты подряд), полагается останавливать. Иногда слово-признак только сперва кажется неподходящим, а при некотором сдвиге воображения вариант вполне оказывается жизнеспособным. Например, конфета – несъедобная, а если бутафорская на витрине магазина? Кстати, еще это хороший способ прокачать эрудицию – кто-то уже знает про съедобные бутылки?
Не заяц (от 4 лет)
Название игры навеяно картинкой)))
Играем!
Думаю, суть игры понятна: берем простой и узнаваемый контур и превращаем во что душе угодно, только не в то самое очевидное. Устраиваем выставку новых шедевров
Анти (от 5,5 лет)
Сначала я увидела работу Сальвадора Дали «Анти-зонт с распыленной жидкостью»(Из серии «Воображения и объекты будущего»), мне понравилось это название «анти-зонт».
Почти в это же время анти-зонтик встретился мне в картинке Марии Жизневской.
Принцип действия анти-зонтиков противоположен назначению простых зонтов – создавать преграду от дождя, направляя его капли «в обход». Я подумала, что из этого может получиться игра…
Играем!
Для тех, кто помладше, понадобятся картинки с изображением предметов, которым можно дорисовать новые свойства: фонарик, карандаш, ножницы, кровать, спички и др. Нужно выделить главное качество объекта (как правило, связанное с его основной функцией), затем изменить его на противоположное. Задумку дорисовать и рассказать о ней, обязательно уточнив, для кого был бы полезен такой анти-предмет.
Например:
Анти-фонарик – поглощает свет, полезен биологам для наблюдений за светлячками.
Анти-карандаш – стирает написанное, пригодится секретным агентам
Анти-кровать – постоянно двигающаяся конструкция, на которой невозможно спать, но можно тренировать равновесие.
Надеюсь, сегодняшняя подборка поможет вам победить шаблонное мышление и даст толчок новым изобретательским идеям для будущего!
LiveJournal
Игры, образное мышление, развитие мышления
Вам также может быть интересно: ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?
Рисование без кисточки
ТРИЗ-игры для развития вариативности мышления
30 творческих идей — летний to-do лист
Методика ТРИЗ: технологии внедрения
Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на особенности окружающего мира, интересные явления и события, однако при этом не давать исчерпывающего объяснения и ответа на все вопросы. Другими словами, не нужно давать детям готовых рецептов и решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно.
В этом смысле ТРИЗ совершенно правильно считается «школой творческой личности», потому что ТРИЗ предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа. Кстати, это полностью согласуется с концепцией великого российского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязь обучения и развития, мышления и речи, творчества и воображения, социальной среды и умственного развития. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития для детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его разработках в данном направлении можно прочитать, в частности, в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].
Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методик работы с детьми как раз в том и состоит, чтобы дать детям возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно же, такие методы требуют специальной подготовки со стороны воспитателей дошкольных учреждений.
Как минимум, они сами должны уметь видеть необычное в обычном, новом в привычном. И должны уметь показать это новое и необычное детям. Каким образом? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к особенностям дошкольного возраста.
Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [С. Гин, 2010]. Варианты применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].
Сразу скажем, что в методиках ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творческой активности и воображения у взрослых. Разница будет лишь в специфике задач, которые стоят перед детьми. Все задачи адаптированы с учетом возраста и восприятия дошкольников, а воспитатель выступает в качестве модератора дискуссии. Итак, давайте посмотрим, как это работает!
Метод мозгового штурма
Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:
- Как спасти бабушку от серого волка.
- Как тушить пожар без воды.
- Где спрятаться от жары летом.
Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
Метод морфологического анализа
Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).
Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры по методике ТРИЗ очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать. Это простейший пример, а в принципе по методу морфологического анализа можно изобретать гораздо более сложные вещи и находить десятки вариаций будущего изобретения.
Метод фокальных объектов
Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд.
Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом плане метод фокальных объектов идеален именно для детей, потому что для сложных технических решений его возможности применения ограничены.
Метод каталога
Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:
- Кто наш главный герой сказки?
- Этот герой положительный или отрицательный?
- Почему этот герой положительный или отрицательный?
- Что плохого сделал отрицательный герой?
- Что хорошего сделал положительный герой?
- Как они боролись друг с другом?
- Кто поддерживал отрицательного героя?
- Кто поддерживал положительного героя?
- Чем закончилось противостояние добра и зла?
Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.
Метод личностной аналогии
В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых заданий. Допустим, изобразить кота или собаку, показать, как кот или собака сердится, радуется, просит есть.
После можно перейти к заданиям посложнее. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос. Дальше можно дополнительно усложнить задание. Например, попросить детей изобразить, как бы спели песенку «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или подобрать подходящую песню для «поющего пылесоса».
Метод моделирования маленькими человечками
Методика маленьких человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенную и доступную для детского восприятия версию устройства окружающего мира из трех видов маленьких человечков: «гидратиков», «твердиков», «пневматиков». Из «твердиков» как бы состоят твердые предметы, причем «твердики» стоят плотно друг к другу и крепко держатся за руки.
По аналогии, из «гидратиков» как бы состоят жидкости, потому что «гидратики» за руки не держатся и могут перемещаться друг относительно друга. А вот «пневматики» находятся в движении постоянно, поэтому мы не можем увидеть воочию воздух, газ и прочие газообразные субстанции.
Для начала детям объясняют устройство твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже затем во взаимосвязи и взаимодействии. Например, холодный чай находится в твердой чашке из «твердиков», а сам состоит из «гидратиков». Если же чай горячий, над ним поднимается пар из «пневматиков».
Аналогичным образом можно объяснить, почему из чашки с чаем можно легко вытащить ложку, взяв ее в руки, но нельзя взять в руки воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «твердиков», которые крепко держатся за руки, тогда, взяв и подняв одного «твердика», мы вместе с ним поднимаем всех остальных. А вода состоит из множества «гидратиков», которые за руки не держатся. Поэтому, взяв одного «гидратика», мы сможем вытащить из чашки только его, то есть только капельку воды.
Методика типовых приемов фантазирования
Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее.
Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ)», сделанном специально для педагогов, работающих с маленькими детьми [Л. Михайлина, 2016]. К слову, эта методика подходит не только для детских садиков. Применяется эта методика ТРИЗ и в начальной школе.
Метод «Золотой рыбки»
Метод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.
Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка.
Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.
Метод «Снежного кома»
Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия».
На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок. И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.
Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].
Уже предвидим, что часть читателей готова приступить к скептическим замечаниям в адрес авторов методики и предположениям, что сами авторы в детском саду не работали и живых детей никогда в глаза не видели. И не в курсе, что даже самый любознательный и добродушный малыш может в мгновенье ока превратиться в злобное замкнутое существо, которое на все вопросы взрослых будет в ответ молчать или отвечать односложное «Не знаю». Что делать в этом случае?
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Применение ТРИЗ в дошкольном учреждении кардинально меняет стиль преподавания воспитателя, раскрепощает детей, учит их мыслить, анализировать, искать варианты и принимать самостоятельные решения.
ТРИЗ в дошкольной педагогике предлагает множество вариантов игровых заданий, различной направленности. При помощи метода ТРИЗ для дошкольников можно активно влиять на развитие речи. Развивать музыкальные и художественные способности. Прививать любовь к природе, и вызывать у детей чувство эмпатии.
Сегодня мы поговорим о развитии математических способностей, которые есть у каждого ребенка, но не в каждом мозгу они активированы. Рассмотрим несколько игровых ТРИЗ заданий для дошкольников, включающих логическое мышление.
Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?
На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».
Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:
- Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
- Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
- Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
- Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.
Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Дайджест по развитию креативности
- Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
- Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
- Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
- Процедура Шаретт
- Сказки ТРИЗ в педагогике
- ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
- Хорошие книги для самообразования
Ключевые слова:1ТРИЗ
Игры и игровые упражнения с применением ТРИЗ -технологий в ДОУ.
•Объединение
(помните сказку «Кот в сапогах»? Сколько тут объединений: парень и кот, кот и сапоги (!), кот и великан, парень и царская семья, и т.д. Вот и получились удивительные приключения! И приём «оживление», вернее – очеловечивание, тоже есть – вон какой кот! Говорящий, изобретательный! Не каждый человек таким бывает!,,)
•Матрёшка
(одно в другом. Кот, чтобы победить великана, сначала применил приём «Уменьшение» — хитростью заставил Великана превратиться в мышку. А потом — приём
«Матрёшка»
— ам! И съел его! А Великан в сказке – это какой приём? Правильно –
«Увеличение»
!)
Моделирование сказочного сюжета
Вариант 1. «Символизация»
Использование условных картинок — символов.
Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы – зверушки.
К сказке «Золушка» условные обозначения могут выглядеть таким образом:
«Карты Проппа» — работа по этапам:
1) серия подготовительных игр (знакомство с картами);
2) изготовление детьми собственных карт;
3) подбор карт из имеющегося набора к знакомой сказке (под руководством педагога);
4) воспроизведение сюжета знакомой сказки с помощью карт;
5) коллективное сочинение собственной сказки на основе предложенного набора карт;
6) работа с индивидуальным набором карт (самостоятельное сочинение новой сказки или модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт; возможен подбор карт «вслепую»).
Основные мотивы, выделенные исследователем Проппом:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»). 2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»). 3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»). 4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель). 5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). 6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). 7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.). 8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко). 9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). 10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи). 11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния). 12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. 13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). 14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем). 15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). 16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты). 17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости). 18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага). 19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что). 20. Герой исполняет задание (а как же иначе?). 21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше). 22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе). 23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). 24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги). 25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц). 26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета) 27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). 28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).