Сроки и продолжительность логопедических занятий. Как сэкономить.
1. В бюджете (детских садах, поликлиниках) существуют нормативы по 15-30 минут на занятие с ребенком (в зависимости от возраста ребенка и типа занятия – индивидуальные или групповые). Ссылаются на нормы СанПин. 20-30 лет назад нормы СанПин для логопедических занятий были в полтора-два раза больше. Связано это с «оптимизацией», т.е. экономией бюджетных средств, это коснулось логопедов раньше, чем врачей и учителей. Логопедов так же посокращали, увеличили количество детей в группе, и естественно, сократили время, отведенное на одного ребенка. (То что сейчас происходит с приёмом у врачей).
2. Возможно, вопрос времени логопедических занятий нужно рассмотреть с точки зрения терминологии. Существуют понятия «логопедическое упражнение», «логопедическое занятие», «консультация», «домашняя работа», «работа с родителями», «логопедическая (она же «коррекционная») работа», упражнения (например, развитие ВПФ) с невысокой речевой нагрузкой, способствующие лучшему усвоению логопедического материала; речевая работа родителей дома с детьми; установление контакта с ребенком… Поэтому логопедическое занятие может длиться и 5 минут, если в него входит лишь одно упражнение, а может и час, если состоит из нескольких вышеперечисленных элементов.
3. У сторонников коротких логопедических занятий есть еще один довод: они ссылаются на здоровье ребенка. Что ребенок не может высидеть на занятии так долго, и что тяжело артикуляционному аппарату находиться в постоянной речевой нагрузке, что у ребенка не хватает внимания…
Аргументы, опровергающие эти доводы:
а) сидеть неподвижно и детям и взрослым людям вредно. Поэтому совершенно нормально, когда ребенок на занятии непрерывно двигается, никто его не ограничивает. За одно занятие мы успеваем посидеть на стуле, на диване, на горшке, а потом «меня несут на руках» (точнее планшет) на кухню или под стол, или на пол катать машинки. Главное – чтобы был результат. Я не сторонница многократных и однообразных повторов. Даже взрослый человек более 5 минут повторять одно и то же не может. Поэтому опытные логопеды имеют массу пособий, методов и приемов разнообразить логопедическую работу, чтобы ребенок не уставал.
б) Что касается усталости артикуляционного аппарата. Органы периферического артикуляционного аппарата состоят из мышц, и эти мышцы маленькие. Разумеется, они достаточно быстро устают от многократных однообразных движений. Но почему-то тот же язык не устает «разговаривать» по несколько часов. Дело в том, что мышца устает выполнять одно движение. Поменяйте движение (произнесите другой звук или слово) – и не будет усталости. Однотипные движения на логопедических занятиях мы выполняем только во время артикуляционной гимнастики. Поэтому для каждого упражнения указано количество движений – где-то 5-7 раз, где-то 2-3. Но ни одно логопедическое занятие не состоит только из артикуляционной гимнастики.
в) Я бы сказала, что сильнее всего на занятиях устает мозг. О чем говорят психологи, на которых ссылаются СанПины: через 5 минут снижается концентрация внимания, устойчивость, переключаемость. Но давайте скажем честно – любой человек через 5 минут выполнения одного и того же теста утратит концентрацию внимания. При этом семилетние дети в первом классе проводят на каждом уроке по 40 минут. Просто ни один педагог (и логопед) не будет полчаса делать с ребенком одно упражнение. На занятиях у опытного частного логопеда изучается несколько тем по 1-2 упражнения в каждой теме, так нас учили в институтах 20-30 лет назад. При этом ребенок не теряет концентрацию внимания.
г) работа с родителями занимает от 10 до 30 минут на каждом занятии.. Для того чтобы ребенок мог с мамой каждый день закреплять пройденное – нужно чтобы мама все понимала, что и как делать. В бюджетных организациях не предусмотрена работа с родителями, поэтому в их логопедическое занятие это время не включается.
д) нужно еще учесть время на включение ребенка в процесс занятия. Иногда уходит по 15 минут в начале занятия, чтобы ребенок собрался и начал заниматься.
е) По моим наблюдениям — если мы пойдем по пути упрощения и сокращения времени занятия с учетом нынешних возможностей ребенка, то со временем мы получаем, что даже шестилетний ребенок «устает» заниматься уже через 5 минут. Напротив, постепенно увеличивая время работы с ребенком (вовлекая его в процесс, через игры и интересные задания) за пару месяцев доводили время занятия до 40 минут с 3х летним ребенком. Я настоятельно рекомендую всем родителям забрать у детей телефоны, планшеты, выключить мультики в телевизоре и в интернете, так как это у ребенка в целом снижает внимание и восприятие.
4. Кроме меня, с моим опытом работы и наблюдениями, есть и другие профессиональные логопеды. И если посмотреть в интернете тенденции – опытные логопеды чаще ставят занятия по 45-60 минут,
Раньше я проводила и 30 минутные и 60 минутные занятия. На основании имеющейся статистики – получается, что независимо от возраста и вида речевого нарушения сроки до полного излечения при получасовых занятиях увеличиваются в 5-10 раз. Т.е. даже исправление звукопроизношения при часовых занятиях происходит за 2-3 месяца, при получасовых – год. Предполагаю, что большинство опытных профессионалов провели такую же статистику.
Индивидуальный план коррекционной работы на логопункте ДОУ материал по логопедии по теме
Индивидуальный план коррекционной работы
с _______________________________________________________
на __ полугодие 20___- 20____уч.г.
Логопедический диагноз_______________________________
I. Подготовительный этап
- Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
- Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
- Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
- Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко — низко», «Громко — тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
- Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка — Трубочка».
- Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик — Хоботок».
- Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
- Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
- Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
- Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
- Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
- Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».
II .Постановка звуков __________________________________________________________________
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
- Дифференциация звуков____________________________________________
- Работа над развитием речи
- Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
Результат коррекционной работы ____________________________________________________________
Индивидуальный план коррекционной работы
с _______________________________________________________
на __ полугодие 20___- 20____уч.г.
Логопедический диагноз_______________________________
I. Подготовительный этап
- Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
- Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
- Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
- Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко — низко», «Громко — тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
- Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка — Трубочка».
- Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик — Хоботок».
- Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
- Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
- Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
- Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
- Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
- Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».
II .Постановка звуков __________________________________________________________________
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
- Дифференциация звуков____________________________________________
- Работа над развитием речи
- Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
Результат коррекционной работы ____________________________________________________________