Перспективный план работы с родителями в старшей группе по ФГОС на год
Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям. Цели Цель работы с родителями-это найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей. Направления работы — распространение полезных педагогических знаний среди родителей; — оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка; — активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка; — формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье; — продолжать работу по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ; — оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки. Задачи — совершенствовать партнёрские отношения родителей с воспитателями путём выявления общих интересов; — всесторонняя поддержка семьи в вопросах воспитания и образования детей; — использование эффективных технологий в работе с родителями, построенных на психолого-педагогическом партнёрстве. Принципы — сотрудники и родители несут одинаковую ответственность в воспитании и обучении детей; — доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка; — эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.
Сентябрь
Родительское собрание «Особенности развития детей 5-6 лет» Цель:
знакомство с требованиями программы воспитания детском саду дошкольников 5-6 лет, обогатить и повысить опыт родителей.
Беседа с родителями «Одежда детей в межсезонье» Цель:
обогащение педагогических знаний родителей.
Папка-передвижка «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Цель:
обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей.
Фотовыставка «Лучшие моменты лета!» Ярмарка
Октябрь
Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность» Цель:
приобщить родителей к данному вопросу, основываясь на требованиях современного времени и на практике помочь начать данную работу в семье.
Папка-передвижка «Осень» Цель:
обогатить воспитательный опыт родителей.
Анкетирование «Игровой уголок ребёнка в семье» Цель:
анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Консультация «Витаминный календарь осени» Цель:
просвещение родителей в оздоровлении детей и профилактики некоторых заболеваний.
Памятка по ПДД Цель:
знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по ПДД
Ноябрь
Круглый стол «Поощрять или наказывать» обмен мнениями и опытом. Цель:
установление партнёрских отношений с семьями воспитанников, совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Выставка «Дары природы» Цель:
активизация родителей в жизни детей и развитие творческого взаимодействия.
Наглядно-информационный материал «Правила пожарной безопасности» Цель:
приобщение семьи к вопросам формирования основ пожарной безопасности у ребёнка.
Оформление альбома «Моя семья» Цель:
включение родителей в работу группы, развитие позитивных взаимоотношений.
Осеннее развлечение. Анкетирование «Речь Вашего ребёнка» Цель:
выявление проблем по данному вопросу, чтобы спланировать дальнейшую работу и положительно повлиять на развитие речи детей.
Декабрь
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста» Цель:
актуализация у родителей проблемы речевого развития детей в современных условиях.
Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Цель:
научить родителей помочь детям освоить основные экономические отношения в занимательной и игровой форме в домашних условиях.
Папка-передвижка «Зимушка-зима» Цель:
реализация единого подхода детского сада и семьи в организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
Мастерская Деда Мороза. Новогодний карнавал. Цель:
демонстрация творческих способностей детей и родителей, сформированных творческих умений и навыков, развитие положительного, эмоционального взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ.
Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дорогах зимой» Цель:
реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Январь
Выставка детских рисунков «У леса на опушке, жила Зима в избушке…» Цель:
привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми.
Беседа «Ребёнок и компьютер» Цель:
ознакомление родителей с правилами организации работы ребёнка на компьютере, чтобы не навредить здоровью.
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Цель:
реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе.
Анкетирование родителей «Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива старшей группы ДОУ Цель:
выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования анализ информации.
Февраль
Родительское собрание. Семинар-практикум «Знакомим детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевые игры» Цель:
повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Консультация «Как провести выходной день с ребёнком» Цель:
обогащение педагогических знаний родителей.
Индивидуальная беседа с родителями «Спортивная обувь и одежда ребёнка для занятий физкультурой в физ. зале и на улице» Цель:
совершенствование педагогических знаний родителей.
Выставка детских рисунков «Защитники Отечества» Памятка для родителей «Экономический словарик» Цель:
реализация совместного подхода при обучении детей основам финансовой грамотности.
Открытый показ для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ Цель:
приобщение детей старшей группы к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в обществе.
Памятка «Светоотражающие элементы» Цель:
реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в семье и ДОУ
Март
Масленица Цель:
привлечение родителей к участию в празднике, развитие положительного эмоционального взаимодействия воспитателя, родителей и детей.
Наглядно-информационный материал «Природа весной» Цель
: реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье.
Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню. Цель:
показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей детей и работников ДОУ.
Акция «Азбука дорожного движения» Цель:
реализация единого подхода по обучению ПДД в детском саду и дома.
Консультация «Развитие словесно-логической памяти детей 5-6 лет» Цель:
формирование педагогической компетенции родителей. Развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми.
Апрель
Консультация «Математическое развитие детей в семье» Цель:
распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в воспитании и обучении ребёнка.
Книжная выставка. «Творчество и произведения В. Бианки» Цель:
реализация единого подхода детского сада и семьи к приобщению к художественной литературе.
Спортивный праздник «Мама, папа, я-спортивная семья!» Цель:
взаимодействие родителей, детей и сотрудников ДОУ.
Советы психолога «Развиваем мелкую моторику рук» Цель:
распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье.
Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ. Цель:
объединение усилий работников детского учреждения и родителей по благоустройству территории ДОУ, формирование доброжелательных, партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Май
Выставка детского рисунка «Дорожная азбука» Цель:
реализация единого подхода детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения.
Акция «Бессмертный полк» Цель:
реализация единого подхода детского сада и семьи в работе по патриотическому воспитанию.
Неделя открытых дверей. Цель:
формировать доверие и уважение между воспитателем, сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников. Демонстрация всех видов образовательной работы учреждения, установление партнёрских отношений.
Итоговое родительское собрание «Наши успехи» Цель:
подведение итогов воспитательно-образовательной деятельности группы, повышение информированности родителей о жизни детей в ДОУ за год.
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогическим коллективом Перспективный план факультатива в средней группе ДОУ План работы с родителями во второй младшей группе по ФГОС на год Перспективный план работы с родителями в детском саду на год. Старшая группа
Похожие статьи:
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100»
Групповая консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным»
Групповая консультация для родителей
«Помогаем ребенку стать самостоятельным»
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Г. Гегель
Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным — сам одевался, сам ел, сам себя занимал». Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают.
Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
Создать соответствующую его потребностям развивающую среду. Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.
Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс. Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.
Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется. Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.
Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее. Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.
Как научиться видеть своего ребенка.
Положение 1. замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
Положение 2. научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Положение 3. измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т.е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.
Как научиться не принимать решений за своего ребенка.
Попробуйте определить, как много места в ваших мыслях занимают дела ребенка.
1. Теперь определите места, которые вы отводите своим собственным заботам, не зависящим от ребенка.
2. Попробуйте заменить тревожащие мысли о ребенке, мыслями о себе. Когда у вас это получиться, постарайтесь перенести это умение и на другие моменты взаимодействия со своим ребенком (решение ребенка идти в секцию).
3. Снимите с себя ответственность за принятие решения, которую так хочет навязать вам ребенок.
4. Пусть решает он, но тогда, и отвечать за результаты также придется ему.
5. Будьте тверды в своем решении!
6. Попытайтесь перенести этот принцип на все стороны вашего взаимодействия с ребенком.
7. Очень скоро вы увидите результаты.
Ситуация родителям для анализа.
Ситуация 1:
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос:
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация 2:
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос:
Как должна поступить мама в этой ситуации?
Ситуация 3:
Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему одеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос:
Как вы поступите в данной ситуации?
(Наверняка в спешке, сами оденете его) .
Ситуация 4:
• Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.
Вопрос:
Ваши действия?
(Наверняка все уберете сами) .
Ситуация 5:
Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.
Вопрос:
Как должна поступить мама в данной ситуации?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание самостоятельности»
· Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
· Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз говорите ему собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
· Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
· Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,– спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
· Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания – он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,– ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре – это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой – приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.
· Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания, и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.).
· Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
· Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
· Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.
Памятка родителям: «Формирование учебной самостоятельности».
Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения: во-первых, школьник должен отчетливо представлять последовательность и суть выполнения задания (что нужно сделать сначала, что потом, чем закончить, как записать), во-вторых, он должен уметь контролировать свои действия; в-третьих, он должен хотеть проявить при выполнении задания свое творчество, оригинальность.
Какие же рекомендации дают психологи: Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.
Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: за красиво оформленную тетрадь, привлечение дополнительной литературы, новый способ решения математической задачи и т.п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать.
Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.
Постарайтесь привлекать ребенка к запоминанию того, что задано на следующий урок, уже сейчас. Обращайтесь к ребенку перед выходом из школы: «А ты записал домашнее задание? Сколько было предметов? Ты помнишь, что задавали?» Читайте вслух то, что записали, просите запомнить заданное, подсчитайте, сколько уроков нужно будет сделать сегодня.
Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.
Дома, начиная готовить уроки, не зачитывайте ребенку сразу же все заданное. Сначала попросите самостоятельно вспомнить, только потом подскажите то, что он забыл. Хвалите за старание. Ни в коем случае не делайте уроки за ребенка!!! Вы не помогаете ему этим, вы портите ему жизнь. Не настраивайтесь долго «делать уроки с ребенком». Обсудите задание. Попросите рассказать, как именно он собирается его выполнить. Попросите показать вам готовое. И… уйдите. Дайте ему время и место для самостоятельной работы. Пусть лучше потом нужно будет переделать, потратить немного больше времени, но ребенок уже будет шаг за шагом учиться самостоятельности оценивать свои силы и возможности.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное отношение, терпение родителей, многократные повторения, поощрения, доверие — таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.
Вспомните себя в детстве. Как хотелось самостоятельности, как хотелось взрослости. Помогите ребенку пройти через этот этап с пользой, вынести массу полезных навыков и умений, а не просто уверенность, что родители все за него решат и сделают. Каким вы хотите видеть его — полностью зависящим от вас и беспомощным, или же уверенным и независимым человеком? Эти жизненно необходимые качества характера закладываются с раннего детства.
В каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.